Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТНК Болга ЮА.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
06.12.2018
Размер:
180.22 Кб
Скачать

2.3. Российские тнк

В России ТНК пока еще в стадии формирования и укрепления своих позиций. Правда, небольшое число компаний, аналогичных современным транснациональным корпорациям, сформирова­лось еще в Советском Союзе. Это «Ингосстрах», «Аэрофлот» и многие внешнеэкономические объединения.

Так, современный «Ингосстрах» с его дочерними фирмами и ассоциированными компаниями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Турции и ряде быв­ших советских республик представляет собой российскую ТНК в финансовой сфере. Он активно расширяет свои партнерские от­ношения с российскими и зарубежными предприятиями, создав вместе с ними транснациональную страховую группу. Трансна­циональными стали и некоторые наиболее крупные компании России, такие как «Газпром», «ЛУКойл», «Алроса» и др.

Наиболее мощные российские ТНК функционируют в топ­ливно-энергетическом комплексе. Примером является гигант­ская организационно-хозяйственная структура РАО «Газпром» — 100%-й монополист в добыче и экспорте газа, контролирующий 34% мировых разведанных запасов природного газа и обеспечи­вающий около 20% западноевропейских потребностей в этом сырье. «Газпром» является самым крупным в России источником поступления конвертируемой валюты. Деятельность этой компании про­стирается далеко за пределы национальных границ. «Газпром» имеет фирмы со своим участием в 12 странах, закупающих рос­сийский газ. Главным центром зарубежной инвестиционной де­ятельности «Газпрома» стала Германия. Ценность германского рынка заключается в том, что через эту страну проходят все ос­новные трансевропейские газотранспортные потоки: из Норве­гии, России, Голландии. «Газпром» через совместное предприятие с дочерней компанией концерна «БАСФ» контролирует на гер­манском рынке газа 12% продаж. В стратегию «Газпрома» входит активное участие в приватизационных процессах в Чехии, Сло­вакии, Венгрии, Австрии, Литве и Эстонии.

В нефтяной промышленности лидером является крупнейшая в Рос­сии нефтяная компания «ЛУКойл», в которой 45% акций при­надлежит государству. На предприятиях этой компании принята вертикальная интеграция производства: часть добытой нефти перерабатывается на бензин, дизельное топливо, мазут, смазоч­ные масла, нефтяной кокс и авиационный керосин. Совмест­ные предприятия и акционерные компании с участием «ЛУКойл» образованы в Чехии, Ирландии, Израиле, Аргентине, на Кипре, а также в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, на Украине, в Лит­ве.

К российским ТНК в добывающей промышленности следует отнести акционерную компанию «Алроса». В 1992 г. она выиграла тендер на разработку алмазного месторождения Катока в Анголе, опередив южно-африканский концерн «Де Бирс» и ряд других за­падных компаний. Совместно с ангольской государственной ком­панией «Эндиама» и бразильской «Одебрехт майнинг сервис» она участвовала там в строительстве горно-обогатительного комби­ната производительностью 1,6 млн т руды в год.

В последние годы заметно усилилась интеграционная актив­ность в металлургическом комплексе России и стран — членов СНГ. При этом одним из важнейших компонентов интеграцион­ного взаимодействия стран Содружества в сфере металлургии, возможно, станут транснациональные корпорации. Они создают­ся, чтобы противостоять на мировых рынках иностранным ТНК. В этом отношении показателен пример мирового рынка алюми­ния, где семь-восемь транснациональных компаний, интегриро­ванных по вертикальному технологическому принципу, контро­лируют более 70% мирового производства алюминия. В этом аспекте, несомненно, заслуживает внимания созданная в 1996 г. транснациональная компания «Сибирский алюминий». В ее состав входят металлур­гические заводы и финансовые институты из России, стран — членов СНГ и дальнего зарубежья: Залогбанк, Братский, Саянский (Россия) и Павлодарский (Казахстан) алюминиевые заводы, английская компания «Транс Уорлд Алюминиум», Самарская металлургичес­кая компания «Самеко», Уральский криолитовый и Челябинский электродный заводы.

По примеру иностранных автогигантов крупнейшие россий­ские автомобилестроительные заводы — ГАЗ и ВАЗ — начинают создавать сборочные предприятия в некоторых импортирующих странах, приобретая черты транснациональных корпораций. Так, используя более низкие пошлины на ввоз комплектующих деталей по сравнению с пошлинами на ввоз готовых автомобилей, Горьковский автозавод организовал совместное российско-украин­ское предприятие «КременчугавтоГАЗ», на котором предусмот­рено осуществлять сборку малотоннажных грузовых автомобилей «ГАЗ-3302» — «Газель». АвтоВАЗ организовал сборку автомоби­лей «Евро-Лада» (ВАЗ-2109) в Финляндии на основе соглашения с фирмой «Валмет». Заводы «Валмет», где собираются машины всемирно известных фирм «Опель», «Сааб», «Дженерал моторс», считаются одним из самых технологически гибких производств в Европе, [11].

По данным статистики, на конец 2007 года зарубежные внеоборотные активы 50 самых крупных российских нефинансовых ТНК составили около 67 млрд. долларов, увеличившись за год приблизительно на 22 млрд. долларов, то есть почти в полтора раза. При этом значительная часть данных компаний имеет дочерние структуры сразу во многих странах, что позволяет с полным основанием отнести их к ТНК. На остальные отечественные нефинансовые фирмы, инвестирующие за рубежом, приходится лишь 2-3 млрд. долларов внеоборотных активов. Любая из таких компаний не имеет за границей долгосрочных капиталовложений, превышающих хотя бы 75 млрд. долларов, а ее производственные активы (т.е. фирмы по производству товаров и услуг, на которых специализируется компания, а не просто сбытовые, финансовые или другие обслуживающие экспорт заграничные подразделения) находятся обычно в 1-2 странах.

Среди ведущих нефинансовых российских ТНК преобладают компании ключевых отраслей отечественной специализации в международном разделении труда топливные и металлургические фирмы. Однако в списке крупнейших инвесторов можно также увидеть, в частности, российские телекоммуникационные компании (в том числе имеющие среди акционеров зарубежных стратегических инвесторов), которые в последние годы динамично осваивают рынки стран СНГ. Есть среди российских ТНК транспортные фирм, причем как операторы, обслуживающие сухопутный транзит российских экспортных поставок через третьи страны, так и морские пароходства, которые в 90-е годы вывезли значительную часть флота под «дешевые флаги». Есть крупные инвесторы и в машиностроении, химической промышленности и других отраслях.

Начавшийся в 2003-2004 годы процесс интернационализации российского бизнеса будет продолжаться, пока что в число ТНК не войдут почти все ведущие российские компании промышленности и сферы услуг. Безусловно, часть зарождающихся ТНК со временем будет консолидирована в рамках отечественных интегрированных бизнес-групп или поглощена ведущими иностранными компаниями, но, по крайней мере, до конца десятилетия количество российских ТНК будет расти. Можно надеяться, что на трудном пути интеграции в мировую экономику российские международные компании будут играть роль катализаторов преодоления внутриэкономического кризиса и реализации реформ во внешнеэкономической сфере.

Таким образом, крупнейшие в мире ТНК все больше проникают на российский рынок, а вся послевоенная история западноевропейских стран, Японии свидетельствует о том, что национальный капитал способен выдержать конкуренцию с ними только в том случае, если он сам структурируется в мощные финансы, адекватные международным аналогам и, способные проводить активную внешнеэкономическую политику, [18].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]