Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
аня Алешкина.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
04.12.2018
Размер:
172.86 Кб
Скачать

3.Основные формулы прикрепления (типы коллизионных привязок).

В процессе применения коллизионных норм уже сложились определенные традиции: объем и привязка соотносятся друг с другом не как два самостоятельных элемента нормы, а как взаимообусловленные компоненты, наделенные юридико-логической связью. Так, к некоторым объемам могут подходить определенные привязки: право- и дееспособность физических лиц могут быть подчинены либо только закону гражданства, либо - закону места жительства, к закону флага или закону суда.

Многолетняя практика применения коллизионных норм дала возможность выделить несколько обобщенных, наиболее распространенных коллизионных норм, содержащих коллизионные привязки к определенным объемам правоотношений.

Типовые привязки, которые в науке МЧП принято также имeнoвaть формулами прикрепления. (реже - коллизионными принципами, что используется как синоним), являются атрибутом только двусторонних коллизионных норм.

Наиболее распространенными среди них являются.

1. Личный закон физических лиц (lex personalis). Эта привязка применяется при регулировании отношений с участием граждан, иностранцев, апатридов в отношении определения их право и дееспособности, личных прав неимущественного характера (имя, честь и достоинство), а также некоторых отношений в области брачно-семейного и наследственного права. Известны две основные разновидности этого типа коллизионной привязки:

• национальный закон, или закон гражданства лица (lex patriae).

В данном случае коллизионная норма оговаривает необходимость применения закона того государства, гражданином которого является соответствующее физическое лицо, например «гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется его личным законом» (п. 1 ст. 1231 ГК ПМР);

• закон местожительства лица (lex domicilii) предусматривает применение закона страны, на территории которой данное физическое лицо имеет «оседлость (проживает или находится), например «личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства (п. 5 ст. 1229 ГК ПМР).

Каждая из указанных выше разновидностей привязки lех personalis имеет свои достоинства и недостатки.

Можно указать на определенную географическую сферу преимущественного распространения отмеченных разновидностей коллизионной привязки lех personalis. Так, принципа lех patriae придерживается большинство арабских, латиноамериканских и европейских стран континентальной системы права (Франция, ФРГ) (кроме таких, как, например, Норвегия, Дания и Исландия). В свою очередь, привязка lех domicilii распространена в странах «общего права» (США, Великобритания), а также в таких латиноамериканских государствах, как Аргентина и Бразилия. Смешанный подход к решению данной проблемы можно встретить в законодательстве России, Австрии, Швейцарии, Мексики, Венесуэлы и некоторых других стран, из него исходит ист. 7 Кодекса Бустаманте.

Личный закон используется для определения право- и дееспособности, личных неимущественных прав, в области брачно-семейных и наследственных отношений. В последнее время законодательное закрепление получила 4смешанная. система личного закона: во многих законах МЧП содержится норма, определяющая статус физического лица согласно его личному закону, который трактуется в самой норме альтернативно - и как закон места жительства, и как закон гражданства.

2. Личный закон юридического лица (lex societatis). Данный тип коллизионной привязки оговаривает применение права того государства, к которому принадлежит юридическое лицо (в котором оно имеет статус, подлежащий признанию за границей). Она используется главным образом при определении правового статуса иностранных юридических лиц.

Для Юридических лиц личный закон служит для определения их Национальности (условный термин, обозначающий связь юридического лица с государством; своего рода принадлежность юридического лица к государству, которое осуществляет контроль за деятельностью данного юридического лица). Закон национальности юридического лица необходим для определения его правосубъектности. Единого критерия, положенного в основу определения национальности, не существует. Право различных государств по-разному решает вопрос о способе определения национальной принадлежности юридического лица, используя, например, такие несовпадающие критерии, как место регистрации (инкорпорации) юридическою лица, место нахождения ею административною центра, место осуществления основной деятельности юридического лица и др. В соответствии с законодательством ПМР (п. 1 ст. 1236 ГК ПМР) «личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

3. Закон местонахождения вещи (lex rei sitae). Предусматривает необходимость применения права государства, на территории которого находится вещь, являющаяся объектом соответствующего правоотношения. Обычно в объеме коллизионных норм с таким типом привязки содержится указание на правоотношения, возникающие в связи с появлением, изменением или прекращением права собственности на имущество и других вещных прав, определением их объема, а также правового положения тех или иных материальных объектов. Привязка такого типа содержится, например, в п. 1 ст. 1240 ГК ПМР: «Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяется по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом».

Проблема применения привязки lех rei sitae состоит в определении сферы его действия. Дело в том, что в целом ряде случаев приходится разграничивать действие привязки lех rei sitae и других типов привязок. В силу специфики объекта и объема коллизионной нормы.

4. Закон места совершения акта (lex lоа асtиs). Данный тип коллизионной привязки оговаривает применение права того государства, на территории которого совершена сделка гражданско-правового характера. Эта формула прикрепления носит обобщающий характер и в указанном виде практически не применяется, поэтому привязка lех lоа actиs находит свою конкретизацию в различных коллизионных нормах в зависимости от того, о какого рода акте идет речь. Среди ее основных разновидностей следует выделить:

• закон места совершения договора (lex lоа contractиs). В данном случае подлежит применению право того государства, где заключен договор (эта привязка используется в основном при определении вытекающих из него прав и обязанностей сторон).

В соответствии с ГК ПМР «если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту;

• право, устанавливающее форму акта гражданско-правового характера, определяет привязка, отсылающая к закону места его совершения (locиs regit actum).

Так, П. 1 СТ. 1243 ГК ПМР устанавливает, что «форма сделки подчиняется праву места ее совершения, в то же время П. 2 и 3 СТ. 1243 ГК ПМР оговаривают исключения из этого правила, подчеркивая, что форма внешнеэкономических сделок с участием юридических лиц ПМР и граждан, а также сделок по поводу строений и другого недвижимого имущества, находящегося на территории нашей страны, определяется по праву ПМР;

• закон места исполнения обязательства (lex lоа solutionis).

В соответствии с этим типом привязки для регулирования договорных обязательств сторон применяется право того государства, Где подлежит исполнению обязательство, вытекающее из договора, или сам договор. Если таких мест несколько, то должно быть применено право страны, где исполняется основное обязательство (основная часть договора). В то же время некоторые право вые системы, например США и ФРГ, исходят из того, что в подобных случаях должно применяться право места исполнения каждого отдельного обязательства по контракту;

• закон места причинения вреда (lex loci delicti commissi). В соответствии с коллизионной привязкой lех lоа delicti commissi для регулирования отношений, возникающих вследствие причинения вреда, должно применяться право государства, на территории которого был причинен вред;

• закон места совершения брака (lex loci celebrationis). Этот тип при вязки используется, как правило, при регулировании вопросов, связанных с формой заключения брака. Например, п.1 ст.160 КоБС ПМР. устанавливает, что «форма и порядок заключения брака на территории ПМР определяются законодательством ПМР.

5. Закон страны продавца (lex venditoris). Этот принцип закреплен, например, в П. 1ст. 8 Гаагской конвенции оправе, применимом к договорам международной купли-продажи от 1986 Г.: «Если стороны договора международной купли-продажи не выбрали применимое право, то тогда сделка регулируется правом государства, в котором продавец имел свое коммерческое предприятие в момент заключения договора.

6. Закон, избранный сторонами правоотношения (/ех voluntatis). Применяется в сфере договорных обязательств. В данном случае подавляющее большинство законодательных актов различных государств и международных договоров исходят из того, что при определении применимого права воля сторон должна быть решающей. И лишь в том случае, если она никак не выражена, должны применяться другие типы коллизионных привязок.

В законодательстве ПМР на этой основе построены, в частности, п.3 ст.160 КоБС ПМР: «При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств».

7. Закон флага (lex flagi). Данный принцип является измененной привязкой «личного закона» применительно к воздушным, водным судам и космическим объектам. Правовой статус таких объектов регулируется правом того государства, чей флаг несет воздушное или водное судно. Эта привязка применяется главным образом при регулировании отношений, возникающих в сфере торгового мореплавания. Из принципа lех flagi исходят, например, СТ.СТ. 415-417 и 426 главы «Применимое право» Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ).

8. Закон суда ((lex /оп). Оговаривает необходимость применения закона страны, где рассматривается спор. Юридически же содержание этого принципа состоит в том, что суд для рассмотрения гражданско-правового спора, осложненного иностранным элементом, при определенных ситуациях (например, в случае неиспользования сторонами права автономии воли или при невозможности установить содержание иностранного права) может применить материальное право своего государства, т.е. государства, на территории которого осуществляется судебное разбирательство. Что же касается применения гражданского процессуального законодательства, то независимо от наличия в правоотношении иностранного элемента порядок и правила рассмотрения споров осуществляются по национальному процессуальному праву - в гражданском процессе нет коллизионной проблемы.

Необходимый коллизионный вопрос решается судом в пользу права того государства, на территории которого рассматривается частноправовой спор.

В практике английских судов разрешение споров на основе закона суда является общим правилом, в то время как Применение иностранного права - Исключением. В отечественном законодательстве существует тенденция замены термина «закон суда» выражением «российское право».

Следует признать, что закон суда - один из наиболее употребляемых коллизионных принципов в ПМР учитывая, что в ст. 1221 ГК ПМР предусмотрена возможность применять право ПМР в том случае, если содержание норм иностранного права не будет установлено, то у отечественного суда есть все предпосылки использовать данную формулу прикрепления, не нарушая при этом закон. Зачастую применение закона суда не связано с невозможностью установить содержание иностранного права, а объясняется отсутствием практики в применении иностранного права, не разработанностью механизма обращения судей, в Министерство юстиции, учитывая, что исчерпывающего перечня возможных формул прикрепления не существует и перечисленные формулы прикрепления являются лишь типовыми, в каждой из которых можно выделить еще дополнительные формулы (например, отдельно в законе места совершения акта выделить закон места совершения правонарушения (ст. 1219 ГК РФ), закон места заключения брака (ст.160 КоБС ПМР), хочется обратить внимание и на такую, достаточно нетрадиционную формулу прикрепления, как закон, избранный арбитрами. Указывая среди прочих данную формулу прикрепления, М.М. Богуславский связывает ее применение с деятельностью международного коммерческого арбитража. Согласно Закону РФ о международном коммерческом арбитраже при отсутствии соглашения сторон о выборе применимого права, международный коммерческий арбитраж определяет право в соответствии с нормами, которые он сам (т.е. арбитры МКА) считает применимыми.

9. Закон, с которым данное правоотношение наиболее тесно связано (Proper Law оf the Coпtract). Эта формула прикрепления сложилась и применяется преимущественно в доктрине и практике международного частного права англосаксонских стран при регулировании договорных правоотношений.

В Числе других типов коллизионных привязок, существующих в современном МЧП, выделяют закон валюты долга (lex moпetae), закон места осуществления трудовой деятельности (lex 'оа lаЬот) и др.

10. Закон автономии воли. В отличие от ранее приведенных формул прикрепления, данный принцип является еще только предпосылкой для формулирования правила выбора соответствующей правовой системы. Само правило будет сформулировано позднее, когда стороны воспользуются принципом автономии воли.

Закон автономии воли означает применение права, выбранного сторонами. Этот выбор обычно фиксируется в контракте или специальном соглашении сторон, которое для судей (арбитров) является обязательным и служит основанием для применения указанного права (это может быть как отечественное, так и иностранное право; кроме того, может иметь место смешанное регулирование - ряд вопросов может быть подчинен одной правовой системе, часть вопросов - другой).

Вопрос о том, следует ли относить автономию воли к коллизионным принципам, или это является самостоятельной категорией в МЧП, исследователи решают по-разному. В законодательстве ПМР закон автономии воли закреплен в ст. 1244 ГК ПМР (выбор права сторонами договора), частично в урезанном варианте - в п. 3 ст. 1253 (выбор права при регулировании деликтных правоотношений после наступления обстоятельств, повлекших причинение вреда, - стороны могут выбрать право страны суда), в п. 2 ст. 165 КоБС ПМР (при заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу). Следует обратить внимание, что сфера действия автономии воли с обновлением отечественного законодательства расширяется. Если вначале речь шла о действии данного принципа в сфере внешнеэкономической деятельности, то на сегодняшний день этот принцип затрагивает и сферу брачно-семейных, и деликтных отношений и действует при заключении договоров в процессе осуществления любых международных сделок.