Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции Возрож.нац..doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
178.69 Кб
Скачать

3 Периода творчества.

1-й - 90-е годы XVI века - «оптимистический». Это самые жизнерадостные комедии – «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится» и др. Комедии – праздник ренессансного мирочувствования, торжество личности, свободной и прекрасной. В них много радости, веселья, поэтической любви. Любовь – своего рода «поединок» двух равнодостойных людей, щедро одаренных природой, не запятнанных корыстью и злобой. Утонченная и изящная, она активное, творческой начало жизни, пробуждающее все богатство, всю энергию человеческой души, главный двигатель действия. Возрожденческий оптимизм нашел свое вечное прибежище в комедиях Шекспира. В них – буйная радость жизни, веселье здоровых и счастливых людей. Конфликты есть – но они разрешимы в духе гуманистических идеалов. Ощутимое итальянское влияние, Италия – место действия, сюжеты – из итальянских хроник (Италия – родина Возрождения). Остроумные светские беседы, вся сложная наука любви. В «Укрощении строптивой» – вереница розыгрышей, избыток жизненной энергии, зарождение уважения и любви двух ярких натур, нерастраченность душевных и физических сил. «Сон в летнюю ночь» - самая поэтическая комедия Шекспира. Здесь две влюбленные пары, полная путаница, сама природа в лице духов, фей, эльфов шутит с юными влюбленными. Послешекспировская комедия – преимущественно сатирическая. У Шекспира же – именно смех, а не осмеяние. Его комедии – праздничны, для радости и веселья, в них ощущение красоты жизни.

Это также исторические хроники – пьесы из английской истории – «Генрих VI» (3 части); «Генрих IV» (2 части); «Ричард»; «Ричард III»;«Генрих V». За основу Шекспир брал не столько факты, сколько сложившееся представление об этих фактах. Но автор точен, когда речь идет о тенденциях времени, о том, куда и как двигалась в ту пору английская история – это художественный историзм. Точны созданные Шекспиром характеры, человеческие типы уходящего времени. («Тактом действительности» назвал это Белинский). В хрониках – события мрачные, льется кровь, но в целом они славят торжество единого национального государства над средневековыми распрями, разрешается конфликт королевской власти с феодальными баронами, государственного интереса и себялюбия, эгоизма. Есть ощущение поступательного движения истории, ставится вопрос о личности монарха, проблема власти и нравственности. В хрониках – события войны Алой и Белой Розы (1455-1485), противоборства фамилий, претендующих на престол - Йорков и Ланкастеров. Ход истории направлен к торжеству высшей справедливости. Уходит в прошлое средневековая, феодальная мораль – разыгрывается историческая трагедия и фарс одновременно. Фарсовое начало обеспечивает так называемый «фальстафовский фон» - образ сэра Джона Фальстафа, рыцаря, пьяницы, кутилы, сластолюбца и труса («Честь? Это щит, который несут за гробом?») и, вместе с тем, жизнелюбие и неистощимое веселье составляют несомненное обаяние Фальстафа. Время – некий универсальный закон. Шекспир охватил всю страну, целую нацию, народ в историческом движении. Он подводил тысячелетние итоги становления английской государственности.

К 1-му же периоду относится и трагедии «Юлий Цезарь»; «Ромео и Джульетта» - хотя и «нет повести печальнее на свете», но все же над гробом любящих примиряются враждующие семейства. Ромео Монтекки говорит о себе – человеке Ренессанса: «Моя любовь без дна / а доброта – как ширь морская / Чем я больше трачу / тем становлюсь безбрежней и богаче». Любовь - вечное изумление и потрясение: «Ее в толпе я сразу отличаю, / я к ней пробьюсь и посмотрю в упор: / Любил ли я хоть раз до этих пор?»

Считается, что в это же время написаны сонеты, напечатаны позже – в 1609 г. Авторитеты сонетной формы – Данте, Петрарка, Ронсар; в Англии – Уайет, Серрей, Сидней, Спенсер. Треугольник персонажей у Шекспира – смуглая леди, лирический герой, его друг. 130-й сонет – против идеализированной куртуазности («Ее глаза на звезды непохожи…»), 66-й – созвучен монологу Гамлета «Быть иль не быть…».

2-й период – 1600-1608 гг. – «трагический». Начинается XVII век. Кризис ренессансного гуманизма. Историческая реальность не оправдывала ожиданий гуманистов. Оптимистическое восприятие жизни, представление о совершенной человеческой природе уступают место более горькому и трагическому, но и более глубокому взгляду на мир – это мироощущение позднего Ренессанса, «трагический гуманизм». Это эпоха «Гамлета», «Отелло», «Короля Лира», «Макбета». Противоречив сам ход истории, породившей гуманистические иллюзии, а затем развенчавшей их. «Человек - венец творения! …Квинтэссенция праха» - скажет Гамлет. Он же: «Порвалась связь времен»; «Век вывихнут»; «Мир – тюрьма». Человек – «богоподобное» существо, но как далек от совершенства! Зло, проникающее в души, сеющее вокруг разрушение. Между видимым и истинным – большое различие, его понять и можно умереть, как король Лир.

3-й период – 1606 -1612 гг. – «романтический» - мир мечты, преодоления трагизма, разрешимость трагических коллизий. Пьесы «Зимняя сказка», «Буря», «Цимбелин». Просперо («Буря») в финале разламывает свой волшебный жезл, отрешается от своих чар; Шекспир как бы провозглашает собственный отказ от дальнейшей поэтической деятельности. Шекспиру, как человеку театра, близко сравнение жизни со сценой – нечто кажущееся, мимолетное. Но в то же время искусство и способ противостоять этой эфемерности. Человек, каков он есть – в раздумьях о том, каков он мог бы быть.

(См. у Диккенса в «Дэвиде Копперфильде» - юный герой попадает на представление шекспировской трагедии «Юлий Цезарь»: «Как было для меня необычно и интересно видеть воочию всех этих благородных римлян, которые сновали передо мной исключительно для моего удовольствия, совсем не такие строгие, как в школе, где они поучали меня»)

Значение Шекспира:

Умение синтезировать огромные проблемы в образы героев

Не новые сюжеты, но новые мотивировки действий

Изображение человека во всей его полноте, во всем многообразии его внутреннего мира: величии и низости, благородстве и подлости; десятки, сотни жизненных положений, в каких оказываются люди, точно запечатлены в драмах. «Если бы мир погиб, его можно было бы восстановить по творениям Шекспира» (Шеллинг) Шекспир создал энциклопедию ренессансного человека. А.Ф.Лосев, «Эстетика Возрождения»: «Самую глубокую критику индивидуализма дал в XVI веке Шекспир, титанические герои которого полны возрожденческого самоутверждения и жизнеутверждения. …Личность-титан в своем безудержном самоутверждении хочет решительно все на свете покорить себе. Все такого рода титаны гибнут во взаимной борьбе, возрожденческий индивидуализм обнаруживает свою собственную недостаточность, собственную невозможность, свою трагическую обреченность. Ренессанс в каждой трагедии Шекспира превращается в целую гору трупов, потому что такова страшная, ничем не одолимая и убийственная самокритика всей возрожденческой эстетики. Под Ренессансом необходимо понимать не только эстетику стихийного индивидуализма, т.е. титанизм, но и всю критику такого титанизма, которая была результатом его же собственного развития».

Борхес о Шекспире (эссе «Everything and nothing»): «Сам по себе он был никто – попробовав заговорить об этой пустоте, понял, что нельзя отличаться от прочих. 20-ти с чем-то лет он прибыл в Лондон. Помимо воли он уже изловчился представлять кого-то из себя, дабы не выдать, что он – никто. В Лондоне он нашел ремесло, для которого был создан. Труд гистриона принес ему ни с чем не сравнимую радость. Но звучал последний стих – и его снова переполнял отвратительный вкус нереальности. Он опять делался никем. От скуки он взялся выдумывать других героев и истории. И пока его тело исполняло то, что положено телу, душа его была Цезарем, Джульеттой и Макбетом. Никто на свет не бывал столькими людьми. Глубинное тождество жизни, сна и представления вдохновило его на тирады, ставшие знаменитыми. 20 лет он провел, управляя своими сновидениями, но однажды утром почувствовал отвращение и ужас быть всеми этими королями и влюбленными. В тот же день он продал театр, а через неделю был в родном городке. Здесь тоже требовалось кем-то быть, и он стал удалившимся от дел предпринимателем, имеющим некоторое состояние, занятым ссудами, тяжбами, процентами. В этом амплуа он продиктовал известное нам сухое завещание, из которого обдуманно вытравлены всякие следы пафоса и литературности. Творец: «Я тоже не я, я выдумал этот мир, как ты свои создания, и один из призраков – ты, подобный мне, который суть все и никто».