Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курс лекций по ИР кемеровский универ.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
16.11.2018
Размер:
935.42 Кб
Скачать
  1. Лжедмитрицй II.

ИНТЕРВЕНЦИЯ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО СЕМИБОЯРЩИНЫ.

Когда Шуйский осаждал Болотникова в Туле, в г. Стародубе (на Брянщине) объявился новый самозванец. Как и Лжедмитрий I, он вышел на политическую сцену не сам по себе, а по инициативе польской шляхты, с согласия папы Римского, при поддержке казацкого атамана И.И. Заруцкого, т.е. был тоже марионеткой определенных политических антироссийских сил. По данным историки Р.Г. Скрынникова (см.: Р.Г. Скрынников. История Российская. XI - XVII вв. - М., 1997) под маской Лжедмитрия II (“царевича Дмитрия”, “царя Дмитрия”) скрывался некий Богданко, крещенный еврей, служивший писарем при Лжедмитрии I. Внешними данными он походил на первого самозванца, Григория Отрепьева, что, видимо, и определило его дальнейшую судьбу.

Лжедмитрий II собрал войско из польских шляхтичей и казаков И. Заруцкого и двинулся было к Туле, на помощь к осажденному Болотникову. Но не успел, Тула пала. Отступил к г. Путивлю, пополнил свое войско и в январе 1608 года пошел на Москву. По дороге к нему (как к “царю Дмитрию”) присоединялись крестьяне, участники восстания Болотникова. Разбив в нескольких боях войска царя Василия Шуйского, Лжедмитрий II 1 июня 1608 г. занял подмосковное село Тушино и стал там укрепленным лагерем, за что получил презрительное прозвище “Тушинский вор”.

В Тушино появилась своя Боярская Дума, действовали свои приказы, был “избран” свой патриарх (им стал известный уже митрополит ростовский Филарет). Власть тушинцев распространилась на значительную территорию страны, но заправляла всем польская шляхта, занимаясь в основном грабежом и разбоем.

В феврале 1609 г. царь Шуйский заключил договор со Швецией. За предполагаемую помощь в борьбе с “Тушинским вором” шведам была отдана Карельская волость. При поддержке шведов русские войска под командованием 23-летнего племянника царя М.В. Скопина-Шуйского стали успешно теснить польскую шляхту. Тогда польский король Сигизмунд III, будучи в состоянии войны со Швецией, объявил войну России и осенью 1609 г. осадил г. Смоленск. Но поскольку Смоленск упорно сопротивлялся (около 20 месяцев), Сигизмунд III приказал шляхтичам покинуть Тушино и прибыть под Смоленск. Самозванец был уже не нужен польским феодалам, перешедшим к открытой интервенции России. Тушинский лагерь распался, Лжедмитрий бежал в Калугу, где был убит одним из своих сподвижников.

Тушинские бояре (сторонники Тушинского вора) направили посольство Сигизмунду III и пригласили на московский трон сына короля Владислава, выдвинув при этом единственное условие: приглашенный должен прежде принять православие. В это время М.В. Скопин-Шуйский освободил Троцко-Сергиев монастырь, осаждаемый поляками 16 месяцев, и вступил в Москву. Но вскоре неожиданно умер. Часть польской армии оставила Смоленск и двинулась к Москве. Русские войска под командованием бездарного брата царя - Дмитрия Шуйского потерпели поражение и вынуждены были отступать.

17 июля 1610 г. дворяне во главе с воеводой П. Ляпуновым свергли В. Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. Он умер в польском плену, куда был отправлен как заложник в 1612 г.). Народу было обещано “выбрати ... государя всею землею”, а пока власть захватила группа бояр во главе с Ф.И. Мстиславским. Они составили правительство из семи бояр, поэтому их правление получило название “семибоярщины”.

Московские бояре в лице семибоярщины, боясь народа, несмотря на протесты патриарха Гермогена, тоже (как и тушинские бояре) обратились к польскому королю и 17 августа 1610 года заключили с ними договор о призвании на русский престол королевича Владислава. “Лучше государичу (Владиславу) служити, чем от холопей своих побитыми быти и в вечной работе у них мучится,” - говорили они. На основании этого договора польские войска вошли в Москву, в Кремль, а 27 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу. Со стороны верхушки боярства это было прямое предательство национальных интересов. В полной мере подтвердились былые подозрения и опасения Ивана грозного в отношении боярского сословия. Перед страной стала угроза утраты независимости.

Править фактически стал даже не Владислав (ему было 15 лет), а “наместник” Сигизмунда III, некто Александр Гонсевский. Он отбирал земли у патриотически настроенных бояр и дворян и раздавал предателям, тем самым поощрял новое предательство. Сохранился документ, согласно которому какой-то Григорий Орлов доносит на князя Дмитрия Пожарского и просит пожаловать его поместьем князя.

К польской интервенции добавилась шведская. Свержение царя Василия Шуйского освободило Швецию от договора 1609 г. и вскоре шведские войска заняли северные районы России и стали готовиться к захвату Новгорода.