Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИК1.doc
Скачиваний:
95
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
724.99 Кб
Скачать

2 Что такое техника?

В наше время с поразительной быстротой растут технические дисциплины. Помимо специализации наблюдается интеграция, в результате которой возникают общетехнические дисциплины. Однако в целом техника не является предметом исследования лишь технических дисциплин.

В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники становится предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Философия техники исследует феномен техники в целом, обнаруживает её место в общественном развитии и принимает во внимание широкую историческую перспективу.

Определяя технику, Фред Бон указывает на целенаправленную деятельность, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства.

П.К. Энгельмейер следующим образом определяет технику: «Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых. … Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса». (Энгельмейер П.К. Технический итог Х1Х века. СПб., 1898. С. 5,6).

Как известно, по остаткам материальной культуры археологи подробно восстанавливают культуру древних народов. В этом смысле философия техники, если она обращена в прошлое, выступает археологией технических знаний, а если обращена в настоящее и будущее, то выступает методологией технических знаний.

Техника может быть понята с трех позиций:

- как совокупность технических устройств – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

- как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

- как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

В «Новой философской энциклопедии» статью «Техника» написал В.М. Розов. Он отметил, что техника - исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, механизмов и т.п.), которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей.

Современная философия изучает технику в целом ряде взаимосвязанных аспектов:

- Техника представляет собой искусственное образование. Все множество артефактов, то есть искусственных образований можно разделить на два больших класса: технику и знаки. Техника функционирует и развивается по законам как первой природы, так и практической деятельности Другими словами, техническое устройство есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой – в нем реализуются определенные природные процессы. Знаки живут по законам языковой коммуникации. Тем самым, техника не является языком.

- Техника является «инструментом», т.е. всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность ( в силе, движении, энергии, защите».

- Техника – это самостоятельный мир, особая реальность. В этом смысле техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, человеку. С развитием техники связывается определенный способ существования человека, а в наше время – и судьба цивилизации.

- Техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы. В Новое время техническое творчество осмысливается как сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека. Техника ныне создается на основе естественно-научных и технических знаний.

Законы развития техники – это не законы природы и не законы деятельности, как таковой. Суть техники определяется помимо деятельности и многим другим, например, технической средой. Законы развития техники – это законы, которым подчиняются артефакты.

Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Процесс применения научных знаний в инженерной деятельности связан не только с применением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. Дело в том, что применение связано с правильным отысканием действительных условий данного случая. Только применение ведет к действительно полному пониманию. Понимание составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет лишь предварительную ступень к нему. Знание есть дочь применения. Применение порождает новое знание, поскольку для применения нужно умение исследовать и изобретательность. Так переплетаются техника и наука, знание и понимание.

Долгое время техника развивалась независимо от всякой науки как дисциплинарной организации знания. Наука также не сразу была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической форме. Более того, рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялась научному знанию. И то, и другое знание были вплетены в религиозно-мифологическое восприятие и не отделялись от практической деятельности.

В Древнем мире техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием. Первые машины египтяне приносили в дар богам и посвящались культу. Бурав с ремнем, по-видимому, изобретен индусами для возжигания священного огня. Вероятно, колеса также было посвящено богам. И сегодня в буддийских храмах Японии и Тибета употребляются молитвенные колеса, которые являются ветряными колесами, а отчасти гидравлическими колесами. Античная философская революция создала теоретическую форму познания и освоения мира как самостоятельную сферу человеческой деятельности. Это создало пространство для науки.

Античное понятие «тэхнэ» обнимает технику, техническое знание и искусство. Но оно не предполагает теорию. Даже у Аристотеля нет специального труда о «тэхнэ». Древние греки предельно ясно различали теоретические знания и практические ремесла.

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и изменялось лишь незначительно. Многие вопросы решались относительно божественной точки зрения.

В эпоху Возрождения инженеры, художники и практические математики сыграли решающую роль в принятии нового типа практической ориентированной теории. Формируется идеал всесторонне развитой личности, умеющей делать все.

В Новое время иная тенденция - возникает специализация, вычленение отдельных сторон предмета, подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, технике. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. Резко повысился статус профессий ученого и инженера в обществе.

В эпоху Возрождения наука взяла многое у мастеров-инженеров. В Х1Х-ХХ веках инженерная деятельность стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин. На основе науки развивается инженерное образование. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера и ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.

Техника представляет собой искусственное образование – артефакт. Она специально изготавливается, создается человеком – мастером, техником, инженером. Создание технических устройств предполагает использование замыслов, идей, знания, опыта и особую организацию деятельности. Сначала это просто индивидуальная деятельность мастера или группы мастеров, затем сложные организации коллективной деятельности, которые Мэмфорд определяет как Мегамашины.

Язык как система знаков также является артефактом. Техника и знаки составляют все поле артефактов. Если техника живет по законам первой природы и используется как средство деятельности, то знаки живут по законам языковой коммуникации (они транслируются, их нужно понимать) и семиотической деятельности. Знаки используются для создания идеальных предметов – в науке, искусстве, проектировании. Хотя техническое устройство может быть описано в языке, однако сама техника языком не является.

Техника выполняет инструментальную функцию, она является инструментом, средством, орудием. Она удовлетворяет человеческую потребность в силе, энергии, защите и тому подобное.

Как самостоятельный мир, как техническая реальность техника противостоит природе, искусству, языку, всему живому, в том числе и человеку. Вместе с тем, техника – это определенный способ существования человека.

Осознание самостоятельной роли техники привело к выработке в античности понятия «технэ». Сооружения античной техники рассчитывались с опорой не на знания, а преимущественно на опыт. Предполагалось, что все можно было уже сотворено Творцом, а человек выводил из скрытого состояния те или иные конкретные творения, подобно тому как выводились домашние животные из животных диких, имевшихся в наличии. В этом смысле техническое творчество было хитростью. Это было сотворчество с Богом. Бог создал вещи, а человек с помощью знаков языка обозначал их и усовершенствовал в технике.

В Новое время сформировалось представление об инженерии. Техника предстала специфически инженерным способом использования сил и энергий природы, сознательным расчетом сил, процессов, энергий природы и сознательным приспособлением их для нужд и деятельности человека. В инженерии техника создается на основе естественных наук и технических знаний.

В современном мире техника неотделима от технологии. В узком смысле слова технология – это определенная сторона организации производственных процессов. Однако реализация крупных технических программ и проектов позволила осознать, что существует новая техническая реальность. Возникла необходимость рассматривать технологию в широком смысле.

Было обнаружено, что между технологическими процессами и тем состоянием науки и техники, которые уже сложились в данной культуре и стране, с одной стороны, и различными социальными и культурными процессами и системами – с другой, существует тесная взаимосвязь. Оказалось, что производство полупроводников, ЭВМ и ракетной техники и других видом сложных технических систем, оказались зависящими от достигнутого в данной стране уровня развития научных исследований, проектирования, организации труда, соотношения приоритетов и целей общества, качества производимого сырья и многих других факторов. В широком понимании технология образует своего рода «техносферу», состояние которой определяется не только достигнутой технологией, но и различными социокультурными факторами и процессами.

Государства, бросая все силы для решения военных и народнохозяйственных задач, достигали своих целей, создавали новую технику, сложные технические системы. Но одновременно при этом вызвали различные процессы, как конструктивные, так и деструктивные. Конструктивные процессы приводили к повышению грамотности населения, а деструктивные способствовали возникновение кризисов – экологических, антропологических и иных. Человек уподобился демиургу. Он стал творить по собственным замыслам новые мира, главным образом технические. Во второй половине ХХ века человеческая техническая активность сравнялась с геологическими и космическими факторами. Творчество нового научно-технического бога стало угрожать жизни на Земле. Можно критиковать за сложившееся положение ученых и инженеров, но не меньшая вина лежит на желании и воле новоевропейской личности реализовать свои идеалы, на развитии механизмов власти, на формировании массовой культуры и сферы потребления.

Техника является самостоятельной реальность, но вместе с тем, она существенно определяется устройством человеческой деятельности и культуры. Как самостоятельная реальность техника переживает как благо или, напротив, как несвобода, риск и угроза существованию. «Нет никакого демонизма техники, - пишет М. Хайдеггер, - но есть тайна её сущности. Сущность техники как миссия раскрытия потаенности есть риск». (98, С. 61).

Природа техники. Всякая машина имеет назначение, и это назначение задается относительно целенаправленной деятельности человека (перемещать грузы, поднимать тяжести, вырабатывать энергию для таких-то целей). Тем самым, техника выступает в качестве средства человеческой деятельности. Однако не сам человек реализует в технике целевые функции технической деятельности, а именно машина. Спрашивается, за счет чего? За счет сил природы. Разве действие молотка не основано на сочетании мускульных усилий человека и действии природных процессов? И хотя роль мускульных усилий человека в современной технике близка к нулю, это не отрицает использование мускульных усилий в сфере управления и пусковых механизмов. Другими словами, человек нужен для запуска природных процессов. Техника создает условия, позволяющие человеку осуществить определенную деятельность за счет сил и процессов природы.

Аристотель различал «природу» и «естественное изменение» с одной стороны, и – «искусство» и «деятельность». «Из различных видов изготовления, - пишет Аристотель в «Метафизике», - естественное мы имеем у тех вещей, у которых оно зависит от природы». (5, С. 82, 123).

«Природа, - пишет П.К. Энгельмейер, - не преследует никаких целей, в человеческом смысле слова. Природа автоматична. Явления природы между собой сцеплены так, что следуют друг за другом лишь в одном направлении: вода может течь только сверху вниз, разности потенциалов могут только выравниваться. Пусть, например, ряд А-В-С-Д-Е представляет собой такую природную цепь. Является фактическое звено А, и за ним автоматически следует остальные, ибо природа фактична. А человек, наоборот, гипотетичен, и в этом лежит его преимущество. Так, например, он желал, чтобы наступило явление Е, но не в состоянии вызвать его своею мускульною силой. Но он знает такую цепь А-В-С-Д-Е, в которое видит явление А, доступное для его мускульной силы. Тогда он вызывает явление А, цепь вступает в действие, и явление Е наступает. Вот о чем сущность техники». В другом месте П.К. Энгельмейер пишет, что «техника есть искусство целенаправленного воздействия на природу, другими словами, это есть искусство сознательно вызывать явления, пользуясь законами природы».

В древней культуре техника совпадала с магией. А сама магия понималась как влияние человека на души сакральных существ, от которых человек зависел. Техническая реальность в древнем мире понималась одновременно и как магическая. В рамках «технико-магической реальности» различались действия души (духов) и человека, то есть своего рода естественное и искусственное. Действия душ (духов) прямо не подчинялись человеку, напротив, к ним нужно было подстраиваться, как к стихиям, а для этого необходимо было знать их природу. Подобно тому, как современный человек «побеждает природу, подчиняясь ей», древний человек побеждал духов и богов, подчиняясь им. В современной культуре «естественное» задается понятием «природа», в древней этому соответствовало представление о «душе».

Технические картины мира.

В древнем мире техническое действие опосредовалось «технико-магической» картиной мира. Можно говорить о трех технических картинах мира: античной, опирающейся на идею «технэ» и представления Аристотеля, научно-инженерной и технологической.

Наиболее простым типом знаний, опосредующих техническое действие, являются «знания-инструкции». Примером таких знаний выступают «математические» знания вавилонян и в более позднее время строительные инструкции Витрувия.

Научно-инженерная картина мира включает в себя некий сценарий. Существует природа, мыслимая в виде бесконечного Резервуара материалов, процессов, энергий. Ученый описывает в естественной науке законы природы и строит соответствующие теории. Опираясь на эти законы и теории, инженер изобретает, конструирует, проектирует инженерные изделия _машины, механизмы, сооружения). Массовое производство, опираясь на инженерию, производит вещи, продукты, необходимые человеку или обществу. Считается, что инженерная деятельность не влияет на природу, из законов которой инженер исходит. Техника как результат инженерной деятельности не влияет на человека, поскольку является его средством. Потребности человека растут, расширяются и всегда могут быть удовлетворены научно-инженерным путем.

В ХХ веке выяснилось, что инженерная деятельность и техника существенно влияют на природу и человека, меняют их.

В настоящее время формируется новая техническая картина мира и тип рациональности, призванные преодолеть основные противоречия техногенной цивилизации.

Раньше проектируя машину, инженер не отвечал и не анализировал последствия своей технической деятельности. Но в настоящее время уже невозможно не учитывать и не анализировать воздействия техники на природу, человека и общество. Возникают вопросы к технической деятельности: как техника влияет на свободу, безопасность, образ жизни, возможности и реальности сознания человека, а также возможен ли другой, более безопасный тип цивилизации, и что для этого следует делать.

В книге «Возникновение технологии» Альфред Эспинос утверждал, что технология как изучающая основные законы человеческой практики должна представлять собой «общую праксеологию», заполняя тем самым пробел в современном органоне знаний – отсутствии «философии действия».

Наблюдения показали, что о технологии заговорили после того, как люди отчасти научились управлять развитием производства и техники, когда они заметили, что управляемое и контролируемое развитие производства и техники позволяет решить ряд сложных народнохозяйственных или военных проблем. Другими словами, с понятием технологии связан такой смысл как возможность целенаправленного повышения эффективности техники. И не только техники, но и с новыми формами кооперации, организации производства или деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с энергией и целеустремленностью усилий общества и государств. В таком случае, под технологией стали подразумевать сложную реальность, которая обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания. Цивилизационные изменения достигаются как за счет развития техники, так и за счет новых технологических возможностей, то есть за счет развития деятельности. В одних случаях решающим является именно создание новой техники, в других – новой технологии, в третьих – сочетание и совместное действие того и другого. Поэтому следует различать технику, технологию и деятельность.

Деятельность – это особый механизм развития. Деятельность – это то, что в исторической действительности развивается и воспроизводится. Деятельность предполагает осознание и контроль. Технология – это один из специфических видов деятельности. Она относится не к основания, а к предметной области.