Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

9.2. города северо-запада

.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
69.63 Кб
Скачать

Содержание

  1. Общая характеристика. Географическое положение. Формирование сети городов

  2. Структура городской сети Северо-Запада

  3. Своеобразие городов Северо-Запада

  4. Проблемы городов

Города Северо-Запада

Общая характеристика. Географическое положение.

Формиро­вание сети городов.

Северо-Запад — экономический район с самой маленькой территорией — 196,5 тыс. км2. На него при­ходится менее 1,2% территории России и 5,6% населения. Он включает три области — Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую.

И стимулирующие и тормозящие развитие городов региона факторы в значительной степени связаны с его особым экономико-географическим положением. Северо-Запад — это выход на Балтику, к Финскому заливу, контакт с Финляндией, подступы к Прибалтике. В прошлом это щит России.

В настоящее время на территории трех областей расположено 59 городов с общим числом жителей 6629,7 тыс. человек. Ни в каком другом районе региональный центр так сильно не возвышается: на долю Санкт-Петербурга приходится ровно 2/3 общей численности населения городов. При всем генетическом разнообразии повышена доля очень старых центров. До татаро-монгольского нашествия возникли Новгород (859 г.), Псков (903), Великие Луки I (1166) и Старая Русса (1167). В период складывания Русского централизованного государства и преодоления феодальной междоусобицы - Остров (1342), Порхов (1346), Опочка (1412), Гдов (1431), Печоры (1472). В это же время был основан и знаменитый Орешек, впоследствии он попал под власть Швеции и сменил имя на Ниештадт, которое после взятия его русскими войсками было заменено на Шлиссельбург (Ключ-город).

Основание Санкт-Петербурга в 1703 г. само по себе явилось событием огромного значения. Но оно примечательно и тем, что северная столица возникла не в одиночестве, а сразу стала обзаводиться городами-спутниками. В тылу Петербурга располагается Шлиссельбург, получивший права города в 1702 г. Кронштадт (город-корона), основанный в 1710 г., взял на себя роль морского щита Петербурга. В окружении Санкт-Петербурга были построены крупные за­воды, призванные крепить военное и военно-морское могуще­ство России — Ижорский, Сестрорецкий, крупнейшая в то время российская верфь в Лодейном Поле. Тем самым были заложены основания будущих городов: Колпино, Сестрорецка и Лодейного Поля. Но наибольшая известность выпала на долю резиденций-спут­ников столицы: Петергофа, Павловска, Гатчины, Ораниенбау­ма, Царского Села. Городские права они получили также в раз­ное время, начало всем им было положено в первые десятиле­тия XVIII в.

Города-крепости, сохранившие до сих пор стены и башни не­когда грозных укреплений —примечательная черта Северо-Запада. Таковы Выборг (1293), Приозерск(1295), Ивангород (1492). Псков, Новгород сохранили кремли, Шлиссельбург, Ивангород, Выборг, Остров, Печоры и другие - крепостные сооружения.

Самая многочисленная генетическая группа на Северо-За­паде — административные города, детища екатерининской ре­формы: Валдай, Боровичи — 1770, Себеж — 1772, Тихвин, Новель — 1773, Новоржев, Холм, Луга — 1777, Ораниенба­ум — 1780, Сольцы — 1781. Из возникших в XVIII в. городов 18 и ныне существуют. Учрежденный во время реформы как уездный город Санкт-Петербургского наместничества Рожествен, впоследствии прекратил свое существование, а город София вошел в состав города Царское Село.

В 1917 —1926 гг. права города получили уже сложившиеся как значительные поселения с городскими функциями Сестрорецк (1917), Малая Вишера (1921), Дно, Новосокольники и Пус­тошка (все в 1925 г).

В довоенные пятилетки на Северо-Западе, в отличие от Центра, образование новых городов не отличалось активностью. Если не считать наделения городскими правами населенных пунктов на территории, перешедшей от Финляндии в 1940 г.: Высоцк, Каменногорск, Приморск, Светогорск (курорты и центры целлюлозно-бумажной промышленности), то за весь предвоенный период возникло всего три города — по одному в каждой области: Волхов (1933) в Ленинградской, Чудово (1937) в Новгородской и Пыталово (1933) в Псковской. Из них только Волхов можно считать новым городом — результатом строи­тельства Волховской ГЭС и Волховского алюминиевого завода. В послевоенное время число городов увеличилось на 13. Из них 11 — в Ленинградской области. В Новгородской области городами стали два старых поселения: Окуловка (1965) и Пестово (1965). Семь городов (все в Ленинградской области) отно­сятся к новым, т.е. возникшим «на чистом месте»: Бокситогорск, Кириши, Подпорожье, Кировск, Сланцы, Пикалево, Со­сновый Бор. Во всех этих городах градообразующую базу соста­вили базовые отрасли промышленности — энергетика, добыча торфа (для энергетики) и сланцев, производство глинозема.

Близость к Санкт-Петербургу — одному из крупнейших транспортных узлов страны, транзитное положение района на подступах к Прибалтике, на путях из Ленинграда на юг в Бело­руссию и Украину — обусловили достаточную насыщенность территории железными дорогами: 20 городов, т.е. 1/3 общего их количества, являются железнодорожными узлами. Лишь четыре города находятся на значительном удалении от железной дороги: Новая Ладога (25 км), Новоржев (41), Опочка (62) и Холм (105).

В Ленинградской области существенно обновилась городская сеть. В Новгородской и Псковской областях давно сформировав­шаяся и чуть подкорректированная сеть как бы застыла. В ней много экономически незначительных городов. Одна из при­чин — тяжелая ситуация в сельской местности. 10 городов имеют менее 10 тыс. жителей каждый. Самый маленький из них (он же и самый малый в РФ) — Высоцк в Ленинградской области, по переписи 1989 г. в нем было всего 975 жителей. Но 12 поселков городского типа насчитывают более 10 тыс. жителей каждый.

Наиболее распространенные типы городов:

  • местные центры;

  • старые фабрично-заводские села (центры стекольной и дерево­обрабатывающей промышленности);

  • транспортные узлы;

  • новые промышленные центры (энергетики, цветной металлургии);

  • рек­реационные центры (отдых, лечение, туризм).

Структура городской сети Северо-Запада

Обозначенный границами федерального округа Северо-Запад разделен на одиннадцать субъектов Федерации и распадается как минимум на четыре типа территорий, каждый их них основан на разных типах освоения и имеет свои инфраструктурные особенности, специфическую систему расселения и размещения производств.

К первому типу территорий можно отнести Ленинградскую,

Псковскую, Новгородскую и Вологодскую области. Природные условия

жизни людей являются наиболее благоприятными на всем Северо-Западе. Одновременно, именно эти земли не отличаются богатством

природных ресурсов. Но в то же время именно в этих субъектах

Федерации достигается наибольшая плотность экономической

активности населения. В них находится большая часть центров

обрабатывающей промышленности. Численность населения на этих

территориях в последние годы не уменьшается. В целом они могут быть

охарактеризованы как “индустриальные территории в пределах основной полосы расселения” на Северо-Западе России. Проблемой для этого типа территорий является то обстоятельство, что установка на преимущественную реализацию сырьевых проектов оставляет их на периферии основных финансовых потоков.

Второй тип составляют территории преимущественно сырьевого или

военно-поселенческого типа освоения. К ним относятся Мурманская и,

отчасти, Архангельская области, Ненецкий автономный округ,

республики Коми и Карелия. Сворачивание ряда производств и

размывание оборонных функций территорий, имеющих существенное

военно-стратегическое значение, приводит к усилению их сырьевой

специализации. Большинство территорий сырьевого типа интенсивно теряет население, происходит потеря этнокультурной и социальной идентичности, под угрозой оказываются традиционные способы жизни, что подтверждает

недостаточность чисто сырьевой ориентации – как с экономической, так

и с социо-культурной точек зрения.

К территориям третьего типа на Северо-Западе принадлежит Санкт-Петербург. В “Стратегическом плане” Санкт-Петербурга, принятом

в декабре 1997 г., подчеркивается мировое значение города и

отмечается, что “определяющее значение для перспективного развития

города имеет его выгодное геополитическое положение в системе

мирохозяйственных связей и обусловленная распадом СССР его новая

роль в соединении России с внешним миром. И для России, и для

самого Санкт-Петербурга огромное значение приобретает его

возрастающая роль в качестве транспортно-распределительного и

торгово-посреднического центра международного значения.

Санкт-Петербург стремится укрепить свои позиции в качестве «главного

российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-

Запада России». Однако следует признать, что пока Санкт-Петербург

технологически, кадрово и финансово мало связан с общим

пространством Северо-Запада. Доминируя на товарных рынках и

рынках перевозок, Санкт-Петербург, тем не менее, не может

стать единственным опорным пунктом России в новом освоении

Северо-Запада.

К четвертому самостоятельному типу территорий в пространстве Северо-Запада можно отнести Калининградский эксклав. Его особенностью является то, что он находится в окружении стран, которые намереваются в ближайшее время вступить в Евросоюз и НАТО. Предельная определенность вызова в отношении российского эксклава объясняет тот факт, что из всего Северо-Запада только в отношении Калининградской области у Российской Федерации заявлена какая-то концепция развития. В рамках этой концепции предлагается сделать данную территорию “экспериментальной площадкой”, на которой будут отрабатываться механизмы интеграции России и ЕС.

Своеобразие городов Северо-Запада

Индивидуальность, неповторимость — свой­ство ряда городов Северо-Запада. Таковы Санкт-Петербург, Нов­город, Псков, Петергоф, Кронштадт, Шлиссельбург, Пушкин, Павловск, Выборг, Ивангород, Великие Луки, Волхов, Тихвин, Сосновый Бор. И этим перечень не завершается.

В отличие от Москвы, окружившей себя 15 большими горо­дами-спутниками, Санкт-Петербург разрешил только одному Колпино войти в категорию больших городов. Санкт-Петербург необходимо воспринимать как целостное образование вместе с его ближайшим окружением — Петергофом и Пушкином, Гат­чиной и Павловском, Кронштадтом и Ораниенбаумом (Ломо-носовом), Колпином и Сестрорецком, Зеленогорском и Шлис­сельбургом (Петрокрепостью). Петербург сформировал и возглавил развитую агломерацию.

Возникновение плеяды производственных спутников, ком­пенсировавших разрыв связей с традиционными зарубежными поставщиками сырья и топлива, усилило разнообразие спутни­ков, но одновременно наделило ядро Северо-Запада экологическим неблагополучием.

Собственно Ленинградский район расселения демонстри­рует достаточно высокую степень обновления сети городов, но очень неравномерную территориально. Вне его новые го­рода — редкое исключение. Новых городов «на чистом месте» совсем нет в Новгородской и Псковской областях. Значительные изменения претерпели сами областные центры. В расширении их градообразующей базы активно участвовал Ленинград. Однако наращивание промышленной основы Новгорода за счет химической промышленности (объедине­ние «Азот») — большая ошибка. Один из самых замечатель­ных ансамблей средневековой русской архитектуры оказался в зоне непосредственного воздействия вредной для него хи­мической индустрии. Псков и Новгород наверстали упущенное в экономическом развитии, но дорогой ценой — ухуд­шением своей экологической ситуации.

И Санкт-Петербург, и Новгород, и Псков туристические центры, пользующиеся всемирной известностью. Они открывают список туристических центров, включающий уже сейчас около 1/3 городов района и который может быть существенно дополнен.

Следует сказать и о литературной славе многих городов Се­веро-Запада. Искусство здесь достигало своих вершин. В сред­ние века велика была слава псковской архитектурной школы. Новгородская София служила эталоном для строителей храмов в других городах Руси. Архитектурные ансамбли Петербурга — памятник градостроительного искусства. Их создатели прояви­ли при этом высочайшее умение учитывать особенности здеш­ней природы.

Своеобразные города Северо-Запада — национальное бо­гатство России. История Новгорода и Пскова расцвечена ска­заниями, легендами, былинами, многократно отражена в музы­ке, живописи, поэзии, драматургии. Это край, где происходили значительные исторические события, и одно из них — основа­ние Петербурга — венец вековых усилий Русского государства обрести некогда утраченный выход к Балтике.

Не случайно в Новгороде был воздвигнут памятник «Тыся­челетие России». Не в Москве, а на территории, обладающей еще более глубокими историческими корнями.

Петербург-Ленинград — это средоточие искусства, город муз. Нет такой области искусства и культуры, в которой город не проявил бы себя. Велика и его литературная слава. Петербург Пушкина, Петербург Гоголя, Петербург Достоевского, Петербург Блока! Этим сказано многое. Русская литература избрала Петербург-Ленинград местом действия романов, пьес, повестей, поэм, сам город она сделала знаменитым литератур­ным героем.

От литераторов не отставали и художники. Алексеев, Добужинский, Остроумова-Лебедева не только запечатлевали исторические панорамы города, но и раскрывали его характер, душу, роль в истории и в сознании народа. Редкие по красоте, выразительности и своеобразию скульптуры выполняют важ­ную градостроительную функцию, объединяют архитектурные ансамбли: Медный всадник, памятник Пушкину на площади Искусств, скульптурные группы на Аничковом мосту. Замеча­тельные архитектурные памятники сами подобны скульптурам — Смольный, Никольский морской собор, Петропавловская кре­пость, грандиозные Исаакиевский и Казанский соборы.

Царское Село со знаменитым лицеем — маленький город великой славы, опоэтизированный в творчестве замечательных поэтов. Здесь учился Пушкин, здесь жили и работали Анненский, Ахматова, Вс.Рождественский. В Великих Луках жил и работал Ф.М.Достоевский.

Проблемы городов.

Новые города Ленинградской агломера­ции укрепили экономическую базу региональной столицы, но наделили регион острыми экологическими проблемами. В пре­делах Новгородской и Псковской областей за все десятилетия советской власти не возникло ни одного (в полном смысле слова) нового города — свидетельство того, что эта территория, отку­да начиналась Русь, находится в состоянии глубокого экономи­ческого и социального застоя. Проблемы городов Северо-Запа­да многообразны и, в общем, сходны с проблемами других районов, но, несомненно, окрашены региональным своеобра­зием.

Масштабами, значимостью и остротой выделяются прежде всего проблемы Санкт-Петербурга. Каковы должны быть на­правления территориального роста города, превысившего 5 млн. жителей? Также, как и Москва, Санкт-Петербург вопреки вся­кого рода градостроительным концепциям, открывающим пути для радикальных преобразований, десятилетиями растет по пе­риметру, последовательно превращая ближние пригороды в соб­ственную городскую территорию. Тем самым природа вытесня­ется или оттесняется, а место открытых пространств, соседство которых столь необходимо гигантскому городу, занимают стандартные жилые районы, не создающие, несмотря на многоэтажную застройку, ощущения подлинно городской сре­ды. Крупнейшая градостроительная акция — создание морского фасада города — еще до ее полного завершения окончилась тем, что в ней не пожелало «участвовать» море. При сгонах вол­ны обнажается морское дно, и монументальная набережная с высокими подпорными стенками оказывается на суше, в десятках метрах от воды. Это наводит на мысль, что возможным и более рациональным, подтвержденным мировой градостроитель­ной практикой, направлением территориального разрастания Петербурга может стать, в случае необходимости, западное (в сторону Кронштадта), хотя оно совсем недавно казалось фан­тастическим.

Поскольку Петербург чудовищно и неправомерно разросся из-за деформации своей градообразующей базы, то прежде чем думать о направлениях его территориального роста, о террито­риальных резервах, следует рационализировать его экономиче­скую базу, привести ее в соответствие с ролью и назначением второго города России.

Будучи базой НТП, очагом многих нововведений в науке, технике и производстве, Ленинград в то же время сделался круп­нейшим центром рядовой промышленности, выпускающей се­рийную стандартную продукцию. Если принять во внимание, что эти не соответствующие рангу города производства чаще всего не имеют в настоящее время должного технического уров­ня, экологически неуместны, нуждаются в существенном об­новлении производственных фондов, то необходимо ставить вопрос об их выводе, а не реконструкции, которая закрепила бы недостатки промышленной структуры города. Неприятие по­добных предложений в прошлом (а они делались неоднократ­но) объясняется тем, что ущерб, негативные последствия не задевали ни интересов, ни материального благополучия лиц, принимавших решения.

Если же потребность в новых территориях все же возникнет, то западное направление может оказаться предпочтительнее, нежели другие, где освоение новых площадей сопряжено с за­хватом ценных сельскохозяйственных земель и рекреационных угодий.

Проблемы активизации малых городов, доля которых на Се­веро-Западе повышена, должны решаться с учетом своеобразия региона и его урбанистической ситуации. Здесь нужно шире использовать возможность участия Петербурга в экономическом и социальном оздоровлении малых городов, и не только путем создания филиалов промышленных предприятий. Возможно­сти развития туризма и отдыха должны быть реализованы в го­раздо большей мере, чем до сих пор, учитывая благоприятные природные данные, близость огромного города, ценное исто­рическое наследие, транспортную доступность.

Что касается местных центров, то их центральные функции смогут получить развитие и тем самым укрепить свою экономическую базу, если удастся преодолеть кризис сельского хозяйст­ва и провести общее оздоровление сельской местности.

Правильный подход к решению проблем Петербурга (рас­смотрение города вместе с областью) требует конкретизации и учета урбанистической ситуации. Особая программа должна раз­рабатываться для агломерации. Взаимосвязанность Петербурга и его спутниковой зоны тесна и интенсивна, в то время как остальная часть области такого взаимодействия не имеет.

Старый и наиболее распространенный путь активизации — «догрузка» городов любых типов независимо от экологической и социальной целесообразности промышленностью, подчас про­тивопоказанной данному типу города, не должен быть приори­тетным. Развитие городов региона должно теснее увязываться с решением проблем Петербурга при большем равноправии ин­тересов обеих сторон и приоритете экологических требований.