Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Синтаксис_Вся хрестоматия.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
11.11.2018
Размер:
2.3 Mб
Скачать

Предложения со значением «брать(ся)», «хватать(ся)»

Данная модель эллиптических предложений строится на основе словосочетаний с глаголами семантической группы «брать(ся)», «хватать(ся)», в которых подчинен­ным компонентом является, как правило, винительный объекта действия с предлогом за (взять за руку, схватить за полу, схватиться за топор, хвататься за верёвку и т. п.). Модель эллиптического предложения создается путем не­посредственного соотнесения независимого члена в име­нительном падеже, обозначающего субъект действия, с опорным членом в винительном падеже с предлогом за (в значении объекта действия). В предложениях данного типа выражается общее значение «брать(ся)» — «взять­ся)», «хватать(ся)» —«схватить(ся)» с оттенком интен­сивности, стремительности; например: Он за револьвер. Застрелю! (Фур.); <…> Я за свечку. Свечка в печку (К. Чуковский).

Рассмотренные четыре группы эллиптических предло­жений, соотносительные с определенными классами сло­восочетаний, составляют ядро эллиптических конструк­ций. Они обладают свойствами стандартизованной моде­ли: строго определенной формой, наполняемой в речи разнообразным лексическим материалом, единством вы­ражения и понимания, широкой употребительностью и ак­тивностью в речи.

Если эти свойства отсутствуют, мы имеем дело с еди­ничным эллипсисом, сокращением отдельных словосочета­ний или очень ограниченных групп словосочетаний (с двумя-тремя близкими по значению глаголами); например: Пили вечерний чай вдвоём. Прохор к делу (Шишк.); <…> — Эй, третий взвод, кто за хлебом? Смотри, черти, опять прозеваете! (Купр.); — Вдруг кучка клеймёных шкурни­ков крикнула: «Долой войну!» Один мне штык в спину, другой — пулю в руку, и побежали назад (К. Тренев).

<…>

Хотя предложения с предложно-падежными формами в слёзы, в хохот употребляются без глагола, в них заклю­чается значение действия, процесса. Этому способствует глагольная семантика существительных хохот, смех и т. п., а также соотнесенность с некоторыми аналогич­ными по значению глагольными фразеологическими соче­таниями [см.: ...И вновь причина бабе кинуться в слезу... (Тв.)].

Данные конструкции экспрессивны, они выражают от­тенок интенсивности действия (ср.: удариться в пляс; уда­риться, пуститься в воспоминания, в рассуждения и т. п.; ломиться в амбицию). В этом они сходны с инфинитив­ными сказуемыми (ср.: Рабочие в хохот Рабочие хохотать и т. п.).

Таким образом, эллиптические предложения неодно­родны не только по значению и продуктивности, но и по степени стандартизованности. Одни представлены продук­тивными моделями (Мы в школу и пр.), другие инди­видуальны и близки к фразеологизмам (Я дверь на замок).

<…>

Тем не менее в структуре эллиптических предложений отчетливо проявляется двучленность, поскольку они бази­руются преимущественно на конструкциях двусоставных глагольных предложений.

Следует подчеркнуть, что в системе простого предло­жения эллиптические предложения занимают периферий­ное положение. Несмотря на продуктивность, они имеют стилистически обусловленные ограничения в употребле­нии. Эллиптические предложения не являются общеязы­ковым синтаксическим средством: они не употребляются в книжных стилях (научном, деловом). Связанность грам­матической структуры, отсутствие четкого синтаксическо­го членения, экспрессивность — эти черты эллиптических предложений закрепляют их за стилями обиходно-разго­ворным и художественной речи.