Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Синтаксис_Вся хрестоматия.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
11.11.2018
Размер:
2.3 Mб
Скачать

Определенно-личные предложения

Существо грамматической формы определенно-лич­ных предложений заключается в том, что выражаемое в них независимое действие мыслится и утверждается как отнесенное к определенному деятелю и эта отнесенность выражается грамматическими средствами в пределах самого предложения. Естественно, что к грамматической форме могут быть отнесены лишь те средства, которые входят в предикативную основу предложения, в его глав­ный член, т. е. не зависят от конкретного воплощения структуры. Таковыми средствами могут быть только лич­ные формы, личные окончания глагола (1—2-го лица и форма 2-го лица повелительного наклонения).

<…>

1. В спрягаемо-личных предложениях оба ука­занных элемента грамматической формы главного члена совмещены или в одной лексической единице — глаголе в личной форме (1—2-е лицо), или в описательном глагольно-именном обороте, или в глагольном фразеологизме (Слушаю вас; Окажите помощь пострадавшим; Опять тянешь канитель). Указание на деятеля заключено в личных окончаниях глагола (или спрягаемого глагольного компонента).

2. Спрягаемо-инфинитивные предложения имеют аналитическую структуру главного члена: элемен­ты грамматической формы передаются разными компо­нентами. Указание на деятеля заключено в спрягаемом компоненте, а независимый признак (действие) выражен в инфинитиве (Начинаю понимать вас; Люблю спорить; Продолжайте работать в этом направлении).

3. В связочно-именных предложениях основ­ные элементы грамматической формы также выражаются раздельно. Указание на деятеля заключено в личных окончаниях 1—2-го лица вспомогательного компонента — связки, независимый признак выражен именным компо­нентом (Будь умницей; Становлюсь сильнее с каждым днём; Будешь весел сегодня?). Вспомогательный компо­нент может осложняться модальными глаголами (Мо­жешь быть серьёзным, наконец?).

К числу грамматических значений главного члена оп­ределенно-личных предложений принадлежит отнесен­ность к моменту речи, т. е. синтаксическое время. Одна­ко это значение (категория в целом) не получает полного и последовательного выражения. Невозможность опреде­ленно-личного употребления прошедшего времени исклю­чает соотносительность форм времени (Пишу письмо, но Я писал письмо).

<…>

Неопределенно-личные предложения

Основным грамматическим значением неопределен­но-личных предложений является выражение независи­мого действия, деятель лексически не обозначен и грам­матически представлен как неопределенный; независи­мый признак утверждается в плане определенного време­ни. Средством выражения указанных грамматических значений является главный член.

Грамматическая форма главного члена неопределен­но-личных предложений включает выражение признака (действия), его отнесенность к неопределенному деяте­лю и к моменту речи посредством глагольных форм (3-е лицо мн. ч. или мн. ч. прош. вр.). Грамматическими показателями отнесенности действия к неопределенному деятелю и к моменту речи являются глагольные оконча­ния -ют(-ят) и сочетание суффикса -л- с окончанием -и (просят просили). Значение действия заключено в гла­гольной основе. Указанные значения могут быть выраже­ны в главном члене раздельно, в этом случае граммати­ческая форма главного члена имеет аналитический ха­рактер.

На основе различий в грамматической форме главно­го члена неопределенно-личные предложения подразде­ляются на три структурных подтипа: спрягаемо-глаголь­ные, спрягаемо-инфинитивные, связочно-именные.

1. В спрягаемо-глагольных предложениях главный член представлен одной лексической (или лексикализованной) единицей — спрягаемыми глагольными формами (3-е лицо мн. ч. или мн. ч. прош. вр.), напри­мер: Впереди опять останавливаются (Купр.); А в ворота всё стучали и стучали (Пер.) <…>.

2. В спрягаемо-инфинитивных предложени­ях основные значения главного члена распределены меж­ду двумя его компонентами. Признак (действие) назван в инфинитиве, а отнесенность действия к деятелю и к мо­менту речи выражается во вспомогательном спрягаемом компоненте (в форме 3-го лица мн. ч. или мн. ч. прош. вр.); например: В зале начинают волноваться; Станцию Воскресенское и на самом деле всё никак не могли взять (Сим.).

3. Связочно-именным предложениям также свойственна аналитичность главного члена, распределе­ние его основных значений между связкой (грамматическая категория времени и отнесенность к деятелю) и именным компонентом (обозначение пассивного призна­ка). Этот структурный подтип малопродуктивен, очевид­но, потому, что природа пассивного признака противится отнесению его к неопределенному субъекту: качество, свойство мыслятся как присущие определенному, кон­кретному предмету. Тем не менее конструктивно такие предложения вполне возможны, правда, по преимуществу с осложненной связочной частью (Здесь к вам стараются быть внимательными).

<…>

Одним из показателей независимости глагола в неоп­ределенно-личных предложениях является его положение относительно второстепенных членов. Многочисленные примеры подтверждают, что независимому положению глагольной формы в неопределенно-личных предложени­ях способствует препозиция второстепенных членов по отношению к главному. Обращает на себя внимание препозиция прямого дополнения (в то время как в двусо­ставных предложениях для него типична постпозиция); например: Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпьё и понёс домой (Пауст.); Новичков принимали в авиационную школу, протискивая их через густое сито (Купр.) <…>. Ср.: Проснулся весь лагерь. Открыли огонь из пушек (А. Н. Т.), где огонь не является свободным дополнением, а входит в устойчивое словосочетание (однако возможен и вышеуказанный словопорядок: Огонь открыли только через два часа).

<…>

Некоторые второстепенные члены своим конкретным содержанием могут косвенно «намекать» на субъект (В семье его баловали), однако это не только не ослабля­ет неопределенно-личное значение, а, наоборот, усилива­ет, подчеркивает его. Такой член предложения называет лишь «сферу субъекта», а не сам субъект, так что общее структурно-грамматическое значение неопределенного субъекта, выражаемое главным членом, подчеркивается лексико-грамматическими средствами.

Указание на сферу субъекта обычно содержат обстоя­тельства, если они вместе с пространственным («мест­ным») значением заключают «намек» на вероятного дея­теля. Особенно ясно такой «намек» проглядывает в сло­вах, обозначающих группу лиц, коллектив, учреждение; например: В этой семье Боброва недолюбливали (Купр.); В бригаде полудновали (Ш.). «Намек» на вероятного деятеля может содержаться в тех обстоятельствах места, которые имеют дополнительное значение «те, кто здесь (там) находится»; например: В беседке вдруг умолкли (Ч.); В эту ночь у Аникушки гуляли (Ш.) <…>.

Итак, второстепенные члены участвуют в выражении грамматических значений неопределенно-личного предло­жения, основной опорой которых является форма главного члена.