Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
игпб реферат.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
179.71 Кб
Скачать

Урядники военно-административные и судебные

Наместники-державцы были не только органами хозяйственного и финансового управления, но и военными начальниками и главными судьями. Военно-администрацийные функции были прямым наследнием западно-русской старины. Западно-русские наместники в старину были комендантами городов, которые давались им в держание, и начальниками местных вооруженных сил, вследствие чего их даже и называли воеводами [2, c. 160].

Как начальники местных вооруженных сил, наместники-державцы по временам принимали деятельное учатие в организации военно-служилого землевладения, особенно в пограничных поветах. По соб­ственной инициативе они раздавали иногда пустовавшие земли «на военную службу» «до воли и ласки господарской». С ведома и разрешения наместников-державцев совершались различный сделки на военнослужилыя имения в их повете [2, c. 160]..

Но с особенною ясностью проявлялось значение наместников-дер­жавцев, как органов общего управления в господарских доменах, в их судебных функциях. Их юрисдикции подлежали господарские крестьяне, мещане непривилегированных мест, бояре-шляхта и другие землевладельцы, державшие имения из состава господарских домен и под господарем [2, c.160].

Слова профессора Любавского по поводу юрисдикций над определенным кругом лиц потверждаются С.А. Бершадским, который говорит следующее. что касается должностей воеводы, старосты, державца, то они разнились между собою, главным образом, размерами территории, находящейся под их юрисдикцией. Права же, предоставленные им в границах этих округов, были совершенно одинаковы. Им принадлежало в первой инстанции право суда над всеми живущими в округе свободными людьми: земянами (шляхтою), боярами, мещанами, похожими людьми и проч. За злоупотребление, небрежение власти, неправильные решения и проч. они подлежали суду. Отрешение их от должности с 1529 г. могло последовать толь­ко по суду и за доказанные по суду преступления [4, c. 296].

Наместники-державцы в данных им волостях держали целый штат слуг, которые помогали им в суде и управлении. Из среды этих слуг выходили прежде всего наместники наместников-державцев, заменявшие их во время их отсутствия, и маршалки, чинившие суды по отдельным поручениям своих господь. Дело в том, что паны, державшие господарские волости, отвлекались постоянно как своими собственными делами, по имениям, так и «справами господарскими и земскими». Сплошь и рядом они были придворными сановниками, чле­нами рады великаго княжества и, кроме того, господарскими наместниками-державцами в других волостях (знатные паны постоянно имели в держанье по нескольку господарских волостей). Но и независимо от отсутствия их, слуги были им необходимы для управления поветами [2, c. 163].

Старосты и воеводы, как органы общегосударственного управления

Наместники-державцы и тивуны были органами домениальнаго управления в областях Литовско-Русского государства. Им параллельны и аналогичны были управители крупных княжеских и панских вотчин, носившие по временам то же имя наместников и тивунов. Но кроме домениальных властей, в областях великого княжества существовали и такие власти, которые могут быть признаны органами общегосудар­ственнаго управления в собственном смысле. То были старосты и воеводы, судебная власть которых простиралась не только на господарские домены, но и на независимыя княжества, церковныя имения. Эти старосты и воеводы большей частью вышли из тех наместников, которых великий князь сажал в главных городах областей, бывших резиденциями областных князей, и которые должны были заменять со­бою этих последних.

Ранее других областей староста утвердился в значении главного великокняжеского наместника в Жмудской земле (в 1411 году).

Малиновский пишет, что староста обыкновенно принадлежал к местной аристократии [3, c. 17].

Из актов частного характера видно, что «послушенствомъ» Жмудскому старосте обязаны были и местные наместники-державцы. Не мешаясь в их хозяйственную деятельность в господарских волостях, староста при всем том участвовал в управлении этими волостями. Он раздавал в пределах этих волостей пустые земли, местным боярам на земскую службу до воли господарской. К нему великий князь обращался за справками, не будетъ ли пожалованье той или другой земли убыточно для него, господаря. Староста отдавалъ распоряжения по части ввода во владение тою или другою землею тивунам. и державцам. В тех волостях, которыя находились в держании тивунов, староста Жмудский творил даже и суд. Ежегодно его наместники разъезжали по этим волостям и вместе с тивунами чинили суд господарским людям, т. е. крестьянам, взимая с них «вины», т. е. пени. Очевидно, тивуны, получая волости из рук старосты, должны были делиться с ними своими судебными доходами. Наконец, тивуны и наместники-державцы подлежали суду старосты по жалобам на них господарских людей или бояр-шляхты. Ста­роста вообще был блюстителем господарских интересов по отношению имениям. Разрешения осаживать в них места, заводить ярмарки, торги и корчмы давались господарем только на основании показаний старосты, что это будетъ местам, торгам и корчмам господар­ским «не шкодно» [2, c. 168].

С такою же и отчасти даже с большею компетенцией, чем старосты, были наместники областей, получивнпе имя воеводы [2, c. 168].

Ранее других это имя упрочилось за наместниками Виленским и Троцким. В конце XIV и начале XV века все эти наместники назы­вались старостами подобно польским наместникам, правившим в обширных территориях. Виленский и Троцкий наместники заменили со­бою тех областных князей, которые были здесь в момент заключения унии с Польшею в лице Ягайла и Скиргайла Ольгердовичей. Областные княженья упразднились здесь после того, как Ягайло удалился в Польшу, а на Литве стал великим князем Витовт. Этот великий князь, сводя князей с областных столов, брал на себя однако только важнейшие политические функции, большую же часть текущей, так ска­зать, будничной правительственной работы, которую они производили, оставил в стольных городах бывших княжеств, в руках посаженных там наместников. При этих наместниках остались исполнять свои обязанности и все прежние должностные лица княжеских резиденций, каковыми были тивуны, конюшие, ключники, ловчие, сокольничие и т. д. Этим же главным наместникам подчинены были наместники и тивуны пригородов и волостей бывших областных княжений, которые стали назначаться по их представлению. Главные наместники сделались воена­чальниками и судьями в областях, коим подвластны были все осталь­ные военачальники и судьи и все население областей. С 1413 года эти главные наместники в Вильне и Троках, бывшие вместе с тем пер­вейшими советниками великаго князя в его думе, или раде, получили в подражание Польше имя воеводъ. Это оффициально было утверждено в Городельском привилее 1413 года [2, c. 168]..

К слову говоря, Н.А. Максимейко в труде «Къ вопросу о литовско-русских сеймахъ» говорит о том, что городничие и конюшие участвовали в сеймах. А ключники, ловчие и бобровничие не приглашались на сеймы, потому что должность, как приказчиков в хозяйстве великого князя не имела отношения к задачам государственной обороны [5, c. 15].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]