Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Исследования профессора Г.Эндерляйна.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
486.91 Кб
Скачать

Плеоморфизм бактерий.

Открытием Г.Эндерляйна, которое оспаривалось на протяжении многих лет, был «плеоморфизм» микроорганизмов (т.е. стадийность развития и многообразие форм существования). Эндерляйн выдвинул этот тезис лишь после тщательных исследований бактерий и грибов, благодаря методу темнополевой микроскопии. К сожалению, ещё и сегодня бытует мнение, подобное мнению начала прошлого столетия, что микроорганизмы могут существовать только в неизменных формах.

Общепринятые клинико-микробиологические исследования, прежде всего, за последние 10 лет привели к тому, что плеоморфизм микроорганизмов охватывает некоторые очень важные аспекты диагностики и терапии многих хронических заболеваний. Из этих работ следует, что плеоморфизм обладает определенными закономерностями. Одна из важнейших особенностей плеоморфизма - циклы развития микробов - была подробно описана Эндерляйном в его главных трудах «Bakterienzyklogenie» и «Akmon». Однако пока еще очень сложно проследить эти циклы в лабораторных условиях вне живых организмов-хозяев на молекулярном уровне.

Исходным пунктом исследований Эндерляйна были наблюдения французского химика и фармацевта Antoine Béchamp 19 века, который говорил, что некоторые микроорганизмы при определённых условиях могут находиться в различных формах и стадиях развития: от самых малых до высокоразвитых стадий бактерий и грибов. Он обнаружил, что во всех клетках животных и растений живут мельчайшие белковые частицы, которые после смерти организма не прекращают своё существование, а вызывают брожение, гниение и являются источником возникновения других микроорганизмов. Такие частицы присутствуют в каждом живом существе (человеке, животных, растениях). Они считаются вечными и неразрушимыми и являются своего рода переходом между живой и неживой материей. При патогенном воздействии эти частицы могут развиваться и трансформироваться в гнилостные или бродильные бактерии. Таким образом, причина болезней находится внутри организма.

Позднее Эндерляйн назвал эти частички белка «протитами». По Эндерляйну, от этого протита начинается цикл развития микробов. Эндерляйн назвал циклогенией превращение и прохождение патогенными и непатогенными микроорганизмами всех стадий (валентностей) развития: начиная от вирусов, через более высоковалентные стадии кокков и палочек до «кульминационных» стадий грибов.

Согласно Эндерляйну, возрастание валентности микроорганизмов зависит от внутренней среды (крови и тканей), главным образом pH. Бактерии могут размножаться бесполым путём, т.е. делением или почкованием («Auxanogenie») или половым, т.е. посредством слияния ядер («Probaenogenie»). Половой путь размножения по Г.Эндерляйну всегда является предпосылкой для прогрессии и регрессии фаз развития.

Недавно Christopher Gerner, ассистент Исследовательского центра раковых заболеваний в Вене, дал биохимическую характеристику протита. Результаты исследования были опубликованы в «Curriculum oncologicum» 01 и 03 за 1997 г. У пациента было взято 10 мл венозной крови. Для гемолиза эритроцитов к 2 мл крови добавили 4 мл дистиллированной воды, перемешали и встряхнули. Гемолизат инкубировали 3 дня при температуре +37°С. Оставшиеся 8 мл находились при комнатной температуре. Затем пробы центрифугировали и по 1 мл гемолизата и сыворотки перемешали. Эту смесь простерилизовали методом фильтрации и снова инкубировали при 37°С. В темнополевой микроскоп можно было увидеть только маленькие частички, которые автор классифицировал идентично наблюдавшимся Эндерляйном протитами. Затем так называемые протиты исследуемого материала были отобраны и подвергнуты интенсивному биохимическому исследованию. В результате Gerner обнаружил, что основная составляющая этих протитов была глобином - продуктом распада эритроцитов. Результат этого исследования не был удивительным, т.к. такие продукты распада эритроцитов давно известны как «тельца Хайнца». Вероятно, они возникли при инкубации гемолизата и не имеют ничего общего с протитами Эндерляйна как самыми низкими стадиями развития микробов. По крайней мере автор не доказал, что развитие микробов происходит из наблюдаемых им частиц в темнополевом микроскопе.

С точки зрения современной микробиологии названные Эндерляйном протитами структуры, вероятно, скорее можно классифицировать как нанобактерии. Нанобактерии были открыты недавно - около 10 лет назад финским ученым Olavi Kajander из университета Kuopio. Эти микроорганизмы, которые могут существовать внутри и вне клеток млекопитающих, малы, как вирусы, и имеют диаметр 0,2-0,3 µm. Они удивительно термостабильны и переносят температуру 90°С в течение часа. Они производят биогенный апатит – основной материал наших костей. Анализ их генетической структуры указывает на то, что речь идет о протобактериях. Как было сказано выше, из этих эндобионтных бактерий когда-то произошли митохондрии клеток. Итак, наблюдаемые в темнополевой микроскоп протиты, которые массивно попадают в кровь сразу после употребления большого количества мяса, вероятно, являются скоплением нанобактерий из митохондрий.

Проклетку Эндерляйн назвал «мицитом». Мицит представляет собой шарик с пристеночным ядром.

Такие образования, согласно современной микробиологической терминологии, относятся к бактериальным формам без клеточных стенок (CWD-формам). За последние годы они очень интенсивно изучались микробиологами, прежде всего, из-за своего отношения к боррелиозу. Они могут высвобождаться из боррелий (возбудителей болезни Лайма) и называются после этого блебами (Bleb). Эти блебы могут иметь разнообразные размеры и существовать с другими патогенными видами бактерий.

Preac-Mursic и др. опубликовали в журнале “Infection” за 1996 г. снимок, полученный с помощью растрового электронного микроскопа, который был продемонстрирован W.Burgdorfer как Иллюстрация 14 в «Разнообразии трансмиссивных спирохет» (Complexity of Vector-borne Spirochetes Borellia spp) на 12-й международной конференции, посвященной болезни Лайма (клещевому боррелиозу) и другим заболеваниям, вызванным спирохетами и клещами, в Нью-Йорке в апреле 1999 г.

Borrelia bugdorferi (Bb) культивировалась в модифицированной питательной среде Келли-Петтенкофера (MKP-среда) при 33ºС. Спустя 48 часов после добавления пенициллина был сделан снимок, демонстрирующий, как два шарообразных тельца повисли на спирали Borrelia, слегка соединяясь.

Очень тонкая стенка CWD-форм по сравнению со стенками грам-положительных бактерий блокирует проникновение малых молекул типа антибиотиков, в то время как внешняя мембрана и цитоплазматическая мембрана для них проницаемы.

  • Для бета-лактамных антибиотиков внешняя мембрана является барьером.

  • Бета-лактамные антибиотики связываются с пециллин-связующими белками и -лактамазами внешних мембран.

  • Место накопления других антибиотиков внутри цитоплазматической мембраны. Бактерии могут постепенно вырабатывать устойчивость к этим действующим веществам, предотвращая скопление вещества внутри цитоплазматической мембраны.

Большую проблему в терапии боррелиоза представляют пациенты особенно с хроническим нейроборрелиозом, у которых клинические симптомы протекают без повышенных титров антител в сыворотке крови. Таких пациентов часто называют симулянтами. И по общепринятому мнению, терапия антибиотиками в таких случаях часто бессмысленна.

При инкубации боррелий в спинномозговой жидкости в течение 1-24 часов бактерии реверсируются в мициты без клеточных стенок (CWD-формы). При дальнейшем культивировании мицитов в нормальной культурной среде в течение 9-17 дней снова возникают «нормальные» боррелии (Brorson u. Brorson, 1998). CWD-формы боррелий могут сохранятся в организме долгое время. При возникновении мицитов, например, после антибиотикотерапии, исчезают мембрано-зависимые титры антител. После трансформации боррелий в нормальные бактериальные формы снова появляются повышенные титры антител (Mursic et al. Infection. 1996. 24. 218-226).