Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
детская_литература.doc
Скачиваний:
174
Добавлен:
26.10.2018
Размер:
886.78 Кб
Скачать

58. Взаимодействие реального и фантастического мира в сказке э.Т.-а. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

В 1816 году выходит сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» – одна из лучших рождественских сказок в литературе. Её Гофман написал специально для детей своего друга Гитцига. Детей так и звали: Мари и Фриц. Гофман любил этих детей. Мастерил им игрушки, рисовал волшебные замки (точно так как крёстный Дроссельмеер). Судьба не дала писателю родительского счастья. Его дочь умерла в 2 года. Через всю жизнь Гофман пронёс большую любовь к детям (был учителем, сочинял для друга).

Взаимодействие реального и фантастического мира в сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

В сказке существует 2 мира: мир реальный, в котором живёт семья советника медицины Штальбаума и мир фантастический, сказочный, который открывается не каждому (в кукольное царство попадает только Мари и Щелкунчик).

Как взаимосвязаны эти 2 мира? Гофман использует приём обрамления: в рассказ о праздновании Рождества включается сказка «О твёрдом орехе» или «История о принцессе Перлипат», которую рассказывает крестный Дроссельмеер. Удивительно для читателя, что именно Дроссельмеер является участником рассказанной им сказки.

Из сказки «О твёрдом орехе» мы узнаём, как появился Щелкунчик, а также узнаём два условия, при которых он приобретает человеческий облик (сын Мышиный погибнет от рук Щелкунчика; его полюбит прекрасная девушка).

Щелкунчик является загадочным образом для читателя. С одной стороны – это игрушка (подарок крёстного на Рождество). С другой стороны – главный герой сказки «О твёрдом орехе», в которой он является побеждённым и главный герой сказки «Щелкунчик и мышиный король», в которой Щелкунчик победитель. С третьей стороны – это прекрасный юноша, который уже наяву увозит Мари в золотой карете в кукольное государство.

У читателя невольно возникает вопрос: «Наяву это было или во сне?» Ответ на этот вопрос остаётся до конца не выясненным. Но для Гофмана это не главное. Главное что в мире нашёлся человек, который увидел за неприглядной внешностью Щелкунчика честное и благородное сердце.

Таким образом, Гофман изменил само понятие сказка. Это не просто рассказ о вымышленных событиях. Сказка для Гофмана – это: 1) олицетворение волшебной страны счастья; 2) красота духовного мира человека. Получается, что мир детства и мир сказки у Гофмана живут одними законами. Однако в сказочный мир попадает не каждый. В этом мире оказалась Мари, а не её Брат. Путь в сказку открыт доброму, любящему сердцу, способному сочувствовать и сострадать (эпизод с орехами в начале сказки). Мари разглядела в уродливом Щелкунчике внутреннюю красоту.

В истории русской зарубежной литературе много сказок, в которых главный герой некрасив. Это и «Гадкий утёнок» Андерсена, «Аленький цветочек», «Карлик нос» и другие. Судьба этих героев сложилась по-разному. Жизнь обернулась с другой стороны. У Гофмана в его сказке истинным чудом является любовь, которая победила злые чары, и в этом ещё одна специфика сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Из биографии Гофмана

Гофман родился в Кенигсберге (сейчас Калининград). Отец Гофмана бросил жену, и она переехала с сыном в дом родителей. Воспитанием Эрнста занимался дядя, которого мальчик не любил. Он дружил со служанкой Карлой, которая угощала мальчика марципанами и рассказывала страшные сказки.

В 9 вечера служанка провожала мальчика спать, предостерегая его не смотреться в большое старинное зеркало в коридоре, иначе может выскочить песочный человек и напугать. Эрнст боялся его, но ещё больше мечтал встретиться с ним. Пытаясь задобрить его, мальчик оставлял у зеркала марципаны и ждал встречи с зазеркальным другом.

Однажды Эрнст рассказал об этом дяде, но потом очень пожалел об этом: дядя стал смеяться, а затем вызвал доктора. Этот случай научил Эрнста держать свои фантазии при себе.

Гофман обладал разными способностями: занимался живописью, увлекался музыкой (играл на фортепиано и органе, самостоятельно освоил скрипку и флейту).

Будучи студентом, Гофман изменил своё третье имя: вместо Вильгельма стал Амадеем, выразив тем самым своё восхищение Моцартом. С этим именем он вошёл в историю как писатель. Гофман не стал музыкантом, он испугался, что музыка сведёт его с ума. Когда он слушал музыку, то забывал о реальности. Иногда, прослушав концерт Моцарта, он не мог прийти в себя и понять, где находится. Гофман был замечательным музыкантом и в своё время получил известность как композитор.

Музыка продолжала оставаться любимым увлечением Гофмана, а сам Гофман пошёл по семейным стопам (отец – уголовный судья), поступил в Кенигсбергский университет, в котором изучал юридические науки.

Гофман стал советником юстиции. Обязанности чиновника приносили эмоциональному Гофману только страдания. Художник по призванию, одержимый искусством, Гофман почти всю жизнь был прикован в заботе о хлебе насущном к своей службе, которую он сам сравнивал со скалой Прометея.

Истинные события оказали влияние на судьбу писателя. Так, в 1806 году Варшаву, где служил Гофман, заняли Наполеоновские войска, прусские учреждения были распущены и Гофман остался без службы, без средств, зато посвятил себя служению искусству.

Но оказалось, что никому не нужны ни его талант композитора, ни талант живописца. Гофман бегает по издателям и журналам, тщетно предлагает свои рисунки и музыкальные сочинения. Перебивается уроками музыки, бедствует и голодает.

И вот однажды, во время частных уроков музыки, Гофман познакомился с девочкой Юлией Марк, ставшей вдохновительницей многих его музыкальных и литературных произведений. Гофман полюбил свою ученицу. Во время музыкальных занятий он рассказывал девочке разные истории. Его рассказы сопровождала музыка, он был интересным учителем, но никто не умел его так слушать, как Юлия. Может быть, во время этих рассказов и занятий родилась удивительная история про Щелкунчика, герой которой напоминал самого Гофмана.

Когда писателю было 33 года, он вдруг обнаружил, что он некрасив. В дневнике Юлии сохранилась запись: «Не может быть, чтобы такой умный, самый лучший на свете маэстро Гофман навсегда остался таким безобразным». Но в сказке Гофмана счастливый финал: Щелкунчик, превратившись в принца, увозит Мари в волшебную страну.

Жизнь же распорядилась по-другому: Юлия Марк вышла замуж не по любви, а Гофман умирал в страшных муках (у него был паралич).

Надпись на надгробном камне: «Он был одинаково замечателен как юрист, как поэт, как музыкант, как живописец».