Добавил:
ilirea@mail.ru Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Классики / Античная / Прокл / Первоосновы теологии.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
24.08.2018
Размер:
523.78 Кб
Скачать

2. Из истории изучения Прокла в прошлом

Огромное значение Прокла в эпоху средних веков и Возрождения никем не подвергается сомнению. И арабская, и еврейская, и христианская философии

7*

 

==195

в эпоху средневековья и Возрождения находились под сильнейшим влиянием Прокла, необходимые сведения о чем можно найти в нашей статье «Неоплатонизм»!. С наступлением Нового времени интерес к Проклу весьма заметно падает, и, если иметь в виду сущность дела, впервые только Гегель приводит к глубокому пониманию Прокла и к существенному его использованию.

а) Мнения, высказанные о Прокле в XVII и XVIII веках, производят удручающее впечатление2.

Так, Я. Бруккер (1742, 1746) квалифицировал Прокла как представителя эклектизма и суеверной фантастики, которая противоречит себе самой и себя саму уничтожает. Д. Тидман (1793) понимал философию Прокла как учение об абстрактном рассудке и о превращении этого рассудка в чувственно воспринимаемые вещи, что вместе с мифологией Прокла могло, по его мнению, содействовать только упадку философии. В. Г. Теннеман (1807) тоже думал, что Прокл не выходил за пределы произвольного синкретизма, суеверной фантастики и мистицизма.

б) Полным переворотом в области такого невежественного и самоуверенного понимания Прокла явились лекции Гегеля,читанные им в 10-х и 20-х гг., впервые изданные в 30-х гг. и' переизданные

См.:Лосев А. ф.Статьи по истории античной философии для IV — V томов «Философской энциклопедии». М.,1965. С. 54 — 63.

- Некоторые библиографические сведения об изучении Прокла в прошлом мы заимствуем из работы В. Байервальтеса (См.: W. Beierwaltes.Proklos. Grundzuge seine Mctaphysik. Fr.M., 1965. S. 1 — 15). Ввиду недостаточности указантй этого автора наше отношение к нему — критическое

==196

в 40-х гг. Эти 15 страниц, посвященные у Гегеля Проклу, являются переворотом потому, что здесь впервые рисуется диалектика бытия, которое из своей сверхсущей и нераздельной замкнутости переходит в раздельно понимаемое инобытие и затем из этого инобытия возвращается к себе в обогащенном виде. Вот этой простейшей сущности дела до Гегеля как раз никто не понимал. И когда мы теперь вникаем в эти лекции Гегеля, мы чувствуем, насколько зорко и проницательно Гегель читал Прокла и какое живое выражение он дал всем этим трудным и неудобопонятным глубинам Прокловой мысли. Он отчетливейшим образом трактует не только основную триаду Прокла, но и триадическое строение каждого члена основной триады. Даже теургию Гегель не оставил без внимания. А вот, правда, до чего он не дошел, так это до диалектики мифа. Но и без того переворот в понимании Прокла был совершен, и с тех пор с ним уже нельзя было не считаться!.

Л. Фейербах, вслед за Гегелем, в общем весьма положительно относился к Проклу и самого Гегеля называл «немецким Проклом». В противоположность Л. Фейербаху, А. Шопенгауэр ничего не находил у Прокла, кроме суеверия и фантастической теософии.

в) После немецкого идеализма, в связи с весьма интенсивной тенденцией излагать факты, известный историк античной философии Э. Целлер, тогда еще молодой, дал в своей истории античной философии

! С рассуждением Гегеля о Прокле можно познакомиться по его «Лекциям по истории философии», именно в XI томе «Сочинений» (См.: Гегель Г. В. Ф.Соч. Т. XI. М., 1935. С. 59 — 74).

==197

(первое издание в 1844 — 1852 гг.) довольно подробное изложение фактической стороны философии Прокла вместо традиционной в ее адрес ругани. По-видимому, для своего времени это изложение Э. Целлера тоже было своего рода событием. Однако в настоящее время, в ретроспективе прошедших с тех пор полутора столетий, это изложение представляется нам все же чересчур абстрактным, а главное, лишенным двух существенных сторон философии Прокла, именно диалектики и мифологии. Под диалектикой Э. Целлер понимает какую-то «схоластику», о существе которой ничего не известно, а только известно, что это нечто весьма плохое; мифология же для него всегда есть только суеверие и решительный отказ от всякой философии.

г) Теперешняя оценка философии Прокла развилась под влиянием двух причин. Во-первых, многочисленные исследования последних десятилетий, относящиеся к источникам средневековой и возрожденческой философии, установили огромное значение именно учения Прокла для формирования этих философских эпох. А во-вторых, в XX веке стали выходить новые издания трактатов Прокла, известных до тех пор в старинных и очень плохих изданиях, над которыми и работать-то было очень трудно. И к этому еще нужно прибавить появление ценнейших многотомных французских переводов комментариев Прокла к «Пармениду» (1900 — 1903), «Тимею» (1966 — 1968), «Государству» (1970) Платона, к Евклиду (1959, сюда же— немецкий перевод— 1945 и английский— 1970) и халдейских «Эклог» Прокла (1966).

д) Очень большое значение необходимо придавать английскому переводу Э. Доддса «Первооснов

==198

теологии»  (1933, 1963)'  и особенно работе «Философия Прокла» Л. Розана (1949). Этот последний автор рассматривает Прокла с точки зрения онтологии, далее — космологии, которую он понимает как теологию, и, наконец, с точки зрения этики. Термин «онтология» — это, правда, не античный термин. Но в устах современного исследователя он имеет чрезвычайно важное значение, поскольку Л. Розан противопоставляет в отношении Прокла суеверную фантастику и чисто субъективные выдумки строгой науке о сущем, которая есть онтология. Космологию Прокла Л. Розан тоже совершенно правильно отождествляет с теологией, поскольку у Прокла (I Tim. I 217, 25) так и сказано: «Учение о природе (physiologia) оказывается некоего рода теологией». В нашем изложении Прокла мы тоже не раз встречались с фактом чисто мифологического понимания у него отдельных областей космоса. Третья проблема, которую рассматривает Л. Розан у Прокла, понимается у него сугубо онтологически и космологически, что в настоящее время тоже является символом уже нового понимания Прокла. Именно по мнению Л. Розана, Прокл в своей этике понимает человека тоже как своего рода космос, то есть как микрокосм. Это вполне соответствует основному взгляду Прокла, сказавшего (III 355, 7 — 10): «Ведь и человека нужно рассматривать точно так же, как весь космос, питому что и человек представляет собою маленький космос. А именно, он обладает умом, логосом, божественным и смертным телом, подобно вселенной». Такая позиция в

1 The Elements of Theology/A Rev. Text with Transl. Imnxl. Comm. by E. R. Dodds. Oxford, 1933; 2 ed. — 1963.

==199

отношении Прокла, несомненно, является достижением только середины XX века1.

Для того, чтобы открытие подлинного Прокла было завершено (а оставалось только выдвинуть в нем на первый план и изучить формальную сторону богато представленного бытия), Дж. Мартано в своей работе 1952 г. «Человек и бог у Прокла»2подробно рассмотрел классификационную сторону системы Прокла, ее иерархическое строение. В результате такого подхода к Проклу выясняется сложная, но в своей последовательности весьма ясная картина перехода от человека к богу. Но изучение этой формальной стороны системы Прокла вскорости привело и к выдвижению у Прокла на первый план его триадизма. Именно Р. Бойтлср (1957) в своей статье в энциклопедии Паули-Виссова3— (и статья эта является целым исследованием), кажется, впервые отдает учению Прокла о триадах ту огромную дань, которую это учение заслуживает. И это важно потому, что бесконечное нагромождение у Прокла одних триад над другими способно ввести в заблуждение и создать впечатление чистейшей «схоластики». Правда, сам Р. Бойтлер не свободен от традиционного предрассудка рассматривать схоластику как чистейшую формалистику. И тем не менее будет вполне справедливо сказать, что только после Р. Бойтлера стали серьезно относиться к триадизму Прокла и не бояться выдвигать в его системе триадизм на первый план.

1 L. ]. Rosctii. The Philosophy of Proclus. The Final Phase of Ancient Thought. N. Y., 1949.

- G. Martuno. L'uomo e Dio in Proclo. Napoli, 1952.

3 R. Bent/or. Proclus der Neuplalonikcr Realenzyklop. d. klass. Alterlumsw. Bd. 45 (1957).

==200

В итоге можно сказать, что на основе воззрений Э. Доддса еще с 30-х гг. начинается активная борьба против чудовищного векового предрассудка относительно философии Прокла в целом. Существенную роль сыграли в этом последователи указанных ученых. Переворот этот произошел, следовательно, в самой середине XX века.

e) Особенно большую роль в изучении Прокла сыграли французы. Еще в первой половине XIX века Виктор Кузен блеснул шеститомным изданием греческого текста Прокла (1820 — 1825, с повторным изданием в одном томе в 1864 г.). Еще в середине XIX века французы блеснули тоже двумя капитальными работами по истории Александрийской школы, где Прокл занимал виднейшее место. Это — двухтомный труд Жюля Симона (1843—1845)1и трехтомный труд Э. Вашро (1846 — 1851)2. Увлечение неоплатонизмом в те времена во Франции было настолько велико, что в незаконченном романе Стендаля 1834—1836 гг. «Люсьен Левен» одна элегантная дама занимается проповедью Александрийской школы в светских салонах. Специально систему Прокла излагал еще в 1840 г. А. Берже3.

В связи с наступлением века позитивизма это французское увлечение неоплатонизмом значительно ослабело. Зато, однако, в XX веке это увлечение Проклом возродилось в самой мощной форме. Удивительным образом оказалось, что все самые трудные и самые обширные по своим размерам

.                                                                                     ,-

J. Simon. Histoire de I'ecole d'Alexandrie. Т. 1 — 2. Paris, 1843—1845

2 E. Vucherot. Histoire critique de I'ecole d'Alexandrie. T. 1 — 3. Pans, 1846— 1851.

'' A. lii'rger. Proclus. Exposition de sa doctrine. Paris, 1840

==201

комментарии Прокла к платоновским диалогам были переведены именно на французский язык, как об этом мы уже сказали выше.

Выдающимися знатоками и очень тонкими наблюдателями в области философии Прокла оказались в XX веке именно французы. В 60-х гг. в своих многочисленных глубоких статьях писал о Прокле А. Ж. Фестюжьер. Эти статьи о Прокле перепечатаны в его сборнике 1971 г. «Этюды из области греческой философии»1. К 1969 г. относится книга П. Басти «Прокл и закат греческой мысли»2, где дается подробный анализ как происхождения системы Прокла, так и ее внутренней последовательности. Разносторонними и часто весьма тонкими наблюдениями, особенно в области терминологии Прокла, отличаются многочисленные работы 50 — 70-х гг. Ж. Труйара, которому принадлежит также и большое исследование «Единое и душа по Проклу» (1972)3. Все рекорды французского изучения Прокла были побиты в новом издании «Платоновской теологии» Прокла, которая хотя и не принадлежит французам, но выполнена на французском языке. Этот совершенно новый греческий текст основного произведения Прокла, неимоверно исковерканный в единственном до того времени издании 1618 г., приведен здесь в аккуратнейшем виде и сопровождается французским переводом, а также ценнейшими комментариями, тоже на французском языке. Весь этот огромный труд принадлежит Г. Д. Сэффри и Л. Г. Вес

A. -J. Fi'stugicre. Eludes de philosophic grecque.  Paris, 2 P. Busfiii. Proclus cl Ie crepuscule de la pensee grecque. Paris.

1971

1969.

3 Л Trouill.urd. D'un ct ]"aiiie selon Proclus. Paris, 1972.

==202

теринку1. Подобного рода издания Прокла необходимо считать тоже поворотным пунктом в исследовании философии Прокла вообще.»

ж) Наконец, самым полным и обстоятельным исследованием философии Прокла, уже на этих новых позициях, является ценнейший труд 1965 г. В. Байервальтеса, посвященный всем основным проблемам философии Прокла. На первом плане тут, конечно, триада, которую В. Байервальтес обстоятельно изучает, хотя, как мы видели выше, пока еще недостаточно предметно, если иметь в виду учение Прокла об основных ипостасях. Совершенно правильно В. Байервальтес развивает, далее, учение Прокла о круге и тем самым существенно связывает всю онтологию Прокла с вековой античной традицией. Нельзя не подчеркнуть большую значимость труда В. Байервальтеса и в отношении диалектики Прокла, которой этот автор посвящает в данной книге целое исследование. Другого такого обстоятельного труда о Прокле на основе происшедшего в середине XX века переворота во взглядах на его философию мы не имеем. Из 'капитальных работ 70-х гг. необходимо указать еще на труды Сэффри — Вестеринка, о которых мы уже упоминали выше, и еще весьма значительные работы Гирша о «неподвижном движении» по Проклу и о различии языческого и христианского неоплатонизма на протяжении от Ямвлиха до Эриугены (1978)2.

Изучение всех этих работ свидетельствует о том, что вся основная проблематика Прокла теперь уже

1 Proclus. Theologie plalonicicnne/Texle elabli et traduit par H. D. SalTrey el L. G. Weslcrink. Paris, 1968 — 1981.

2 S. E. Cers/i. Cinesis acinelos. A Study of Spiritual Motion in the Philosophy of Proclus. Leiden, 1978.

==203

извлечена из столетнего мрака забвения и из традиционной хулы на Прокла в целом. Собственно говоря, в настоящее время остаются неизученными только детали. Однако деталей этих у Прокла бесчисленное множество. А кроме того, отнюдь не во всех проблемах изучена специфическая методология Прокла. Теперь уже достаточно установлено, что Прокл в основном только продумывает до конца трехипостасную теорию Плотина. Однако нельзя сказать, чтобы был установлен уже и самый метод этого продумывания. Кроме того, хотя для мифологии и для теургии у Прокла установлено в настоящее время подлинное место, тем не менее отчетливая диалектическая связь мифологии и теургии с теоретической философией все еще и теперь требует от исследователя большого внимания. Имея в виду все эти решенные и нерешенные проблемы философии Прокла, попробуем на основании указанной здесь нами новейшей литературы о Прокле резюмировать выводы нашего собственного исследования.