Добавил:
vk.com Если у вас есть претензии, касающиеся загруженных файлов - пишите в ВК vk.com/id16798969 я отредактирую или удалю файл. Опубликованные файлы сделаны мной, и некоторыми другими студентами ФФиЖ\ИФИЯМ КемГУ (за что им выражаю огромную благодарность) Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материалы / Законы СМИ - 2017 / Комментарии, литература / Коммент. к ФЗ О коммерческой тайне.rtf
Скачиваний:
152
Добавлен:
08.05.2018
Размер:
540.91 Кб
Скачать

3) Возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Такое положение, но с указанием ущерба вместо убытков, устанавливалось пунктом 4 ч. 3 комментируемой статьи в первоначальной редакции. Данное положение было признано утратившим силу Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, которым введена в действие часть четвертая ГК РФ, и "восстановлено" Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ.

Хотя в новой редакции п. 3 ч. 3 комментируемой статьи говорится о возмещении убытков, а не ущерба, в ТрК РФ речь идет о материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 243 данного Кодекса (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) в случаях разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами, на работника возлагается материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба. Как определено в ч. 2 ст. 238 ТрК РФ, под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в т.ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам;

4) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители информации, имеющиеся в пользовании работника и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

Почти такое же положение содержалось в п. 5 ч. 3 комментируемой статьи в первоначальной редакции. Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ этот пункт был дополнен положением о том, что на работника вместо осуществления данных действий может быть возложена обязанность уничтожить такую информацию или удалить ее с этих материальных носителей под контролем работодателя. Однако в новую редакцию комментируемой статьи (т.е. после изложения ее Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции) это положение не вошло.

Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 1 Закона), в соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

4. В части 4 комментируемой статьи предусмотрено право работодателя потребовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, от лица, получившего доступ к этой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившего трудовые отношения с работодателем. В качестве условия предъявления такого требования данная часть называет обстоятельство разглашения этой информации в течение срока действия режима коммерческой тайны.

Подобные положения устанавливала часть 4 комментируемой статьи в первоначальной редакции, но при этом говорилось о случае, когда разглашение такой информации последовало в течение срока, установленного в соответствии с п. 3 ч. 3 настоящей статьи, т.е. после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось. Эти положения были признаны утратившими силу Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, которым введена в действие часть четвертая ГК РФ, и "восстановлены" с соответствующим изменением Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ.

5. Часть 5 комментируемой статьи определяет случаи, в которых причиненные работником или прекратившим трудовые отношения с работодателем лицом убытки возмещению не подлежат. Это случаи, когда разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло вследствие: 1) несоблюдения работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны; 2) действий третьих лиц; 3) непреодолимой силы.

Данные положения содержались в ч. 5 комментируемой статьи в первоначальной редакции, были признаны утратившими силу Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, которым введена в действие часть четвертая ГК РФ, и "восстановлены" Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ. Но данные положения претерпели некоторые изменения. Так, ранее вместо случая, когда разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло вследствие действий третьих лиц, предусматривался случай, когда разглашение такой информации явилось следствием крайней необходимости.

Рассматриваемые положения закреплены по аналогии со статьей 239 ТрК РФ, в которой в рамках определения обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника, установлено, что материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Определение содержания понятия "непреодолимая сила" следует из положений подп. 1 п. 1 ст. 202 и п. 3 ст. 401 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ <40>) - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

--------------------------------

<40> www.pravo.gov.ru. 2013. 8 мая.

6. В части 6 комментируемой статьи в целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, установлено, что трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязанности по обеспечению охраны конфиденциальности составляющей коммерческую тайну информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны конфиденциальности этой информации. Практически такие же положения содержались в ч. 6 комментируемой статьи в прежней редакции (т.е. до того, как статья была изложена Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции).

Как представляется, включение в трудовой договор с руководителем организации указанных положений не имеет принципиального значения, поскольку пункт 1 ст. 53.1 части первой ГК РФ предусматривает соответствующую ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, вне зависимости от условий трудового договора. Кстати говоря, эта же статья предусматривает соответствующую ответственность членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, имеющих фактическую возможность определять действия юридического лица (см. ниже).

7. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает возмещение организации ее руководителем убытков, причиненных его виновными действиями в связи с нарушением законодательства РФ о коммерческой тайне. При этом непосредственно установлено, что убытки определяются в соответствии с гражданским законодательством.

Данные положения содержались в ч. 7 комментируемой статьи в первоначальной редакции, были признаны утратившими силу Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, которым введена в действие часть четвертая ГК РФ, и "восстановлены" Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ. Причем данные положения "восстановлены" без каких-либо изменений, что представляется не вполне удачным. Речь идет о следующем.

Положение об ответственности руководителя организации перед организацией за убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства РФ о коммерческой тайне, было закреплено соответственно норме п. 3 ст. 53 части первой ГК РФ, в прежней (первоначальной) редакции которой предусматривалось следующее: лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно; оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Однако Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ вместо приведенного положения об ответственности лишь лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, часть первая ГК РФ дополнена статьей 53.1, регламентирующей ответственность не только такого лица, но и членов коллегиальных органов юридического лица, лиц, определяющих действия юридического лица. Соответственно, в ч. 7 комментируемой статьи должно было бы говориться об ответственности и этих лиц.

Указанной статьей 53.1 ГК РФ в отношении ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица, предусмотрено следующее:

лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (п. 3 ст. 53 ГК РФ), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску (п. 1);

ответственность, предусмотренную пунктом 1 данной статьи, несут также члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании (п. 2);

лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, названным в п. п. 1 и 2 данной статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу (п. 3);

в случае совместного причинения убытков юридическому лицу лица, указанные в п. п. 1 - 3 данной статьи, обязаны возместить убытки солидарно (п. 4);

соглашение об устранении или ограничении ответственности лиц, указанных в п. п. 1 и 2 данной статьи, за совершение недобросовестных действий, а в публичном обществе за совершение недобросовестных и неразумных действий (п. 3 ст. 53 ГК РФ) ничтожно. Соглашение об устранении или ограничении ответственности лица, указанного в п. 3 данной статьи, ничтожно (п. 5).

Указание в рассматриваемой части на то, что убытки подлежат определению в соответствии с гражданским законодательством, разграничивает ответственность руководителя организации за причиненные убытки и материальную ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. В части 1 ст. 238 ТрК РФ в рамках регламентации материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю, установлено, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, а также что неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Понятие убытков для целей гражданского законодательства определено в п. 2 ст. 15 части первой ГК РФ (см. коммент. к ст. 14 Закона).

8. В части 8 комментируемой статьи предусмотрено право работника обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей. Это положение почти не претерпело изменений в связи с изложением данной статьи Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. Поскольку специальный порядок обращения в суд для этих случаев не предусмотрен, соответствующие требования подлежат заявлению в общем, т.е. в исковом порядке.

Статья 12. Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.

Комментарий к статье 12

В статье 12 комментируемого Закона в прежней (первоначальной) редакции регламентировалась охрана конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений, в т.ч. в ч. 1 статьи указывалось, что отношения между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и его контрагентом в части, касающейся охраны конфиденциальности информации, регулируются законом и договором. Данная статья признана утратившей силу Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, которым введена в действие часть четвертая ГК РФ, включающая в т.ч. главу 75 "Право на секрет производства (ноу-хау)". Соответствующее регулирование, о котором шла речь в ст. 12 комментируемого Закона в прежней редакции, закреплено в положениях статей 1468 "Договор об отчуждении исключительного права на секрет производства", 1469 "Лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства", 1470 "Служебный секрет производства" и 1471 "Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору" названной главы ГК РФ.

Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении

Комментарий к статье 13

1. Комментируемая статья содержит положения, направленные на обеспечение охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, при ее предоставлении. Понятие предоставления такой информации определено в п. 8 ст. 3 комментируемого Закона для его целей как передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

В части 1 комментируемой статьи закреплена обязанность органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. В отношении порядка создания таких условий данная часть отсылает к иным положениям комментируемого Закона и положениям иных федеральных законов.

Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, регламентировано статьей 6 комментируемого Закона, в ч. 4 которой установлено, что на документах, предоставляемых указанным в ч. ч. 1 и 3 данной статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Защита информации регламентирована статьей 16 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в ч. 1 которой определено, что защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: 1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; 3) реализацию права на доступ к информации.

В соответствии с ч. 4 указанной статьи обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством РФ, обязаны обеспечить: 1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; 2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; 3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; 4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; 5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; 6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

2. В положениях ч. 2 комментируемой статьи закреплены адресованные должностным лицам органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим указанных органов запреты:

1) без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну.

При этом указано на исключения - это случаи, предусмотренные комментируемым Законом. Речь идет о положениях ч. 3 ст. 6 данного Закона, согласно которым обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с ч. 1 указанной статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством РФ (см. коммент. к указанной статье);