Добавил:
kostikboritski@gmail.com Выполнение курсовых, РГР технических предметов Механического факультета. Так же чертежи по инженерной графике для МФ, УПП. Писать на почту. Дипломы по кафедре Вагоны Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОВ / ВОВ / 1 курс / рефераты / БАГРАТ~1.DOC
Скачиваний:
205
Добавлен:
14.08.2017
Размер:
103.42 Кб
Скачать

В течение трёх лет Белоруссия изнывала под гнётом вражеской оккупации. Гитлеровцы разграбили всё общественное достояние белорусского народа, опустошили города, сожгли 1200 тысяч строений в сёлах, превратили в развалины 7 тысяч школ. Более 2200 тысяч мирных жителей и советских военнопленных было уничтожено. Не было почти ни одной семьи, которая жестоко не пострадала бы от гитлеровцев. Но, как ни тяжка была её доля, Белоруссия не склонила головы перед врагом, народ не пал духом, не опустил руки в борьбе с оккупантами.

Зная, что Красная Армия уже разгромила немецкие войска на Украине, отбросив их на запад, белорусские партизанские силы готовились к решающим операциям.

К лету 1944 года в Белоруссии действовало свыше 143 тысяч хорошо вооружённых партизан, объединённых в крупные отряды, части и соединения.

Общее руководство осуществляли подпольные организации Коммунистической партии республики во главе с первым секретарём ЦК КП (б)Б П. К. Пономаренко, который одновременно являлся и начальником Центрального штаба партизанского движения Советского Союза.

За несколько дней до начала действий Красной Армии по освобождению Белоруссии партизанские отряды под руководством партийных органов республики и областей провели ряд крупных операций по разрушению железнодорожных и шоссейных магистралей и уничтожению мостов. Это парализовало вражеский тыл в самый ответственный момент.

Ситуация на фронтах:

Продолжая один на один сражаться с главными силами фашистской Германии и её союзниками, зимой 1944 года Красная Армия нанесла немецко-фашистским войскам тяжёлое поражение. Были полностью уничтожены 30 дивизий и 6 бригад, 142 дивизии и 1 бригада потеряли от половины до двух третей боевого состава. Для пополнения своих войск немецкому командованию пришлось перебросить на советско-германский фронт 40 дивизий и 4 бригады из Германии и других стран Западной Европы. Красная Армия освободила колоссальную территорию почти 330 тысяч квадратных километров, на которой до войны проживало около 19 миллионов человек.

Однако немецкие войска всё ещё представляли большую силу.

В июле 1944 года германская промышленность достигла высшей точки развития за годы войны. За первое полугодие заводы выпустили более 16 тысяч самолётов, 8,3 тысячи танков и штурмовых орудий.1

Выжимая последние силы из страны и народа, лихорадочно стремясь отсрочить неминуемое поражение, гитлеровское руководство проводило мобилизацию за мобилизацией, нанося огромный ущерб немецкой нации. В составе армий фашистской Германии насчитывалось 324дивизии и 5 бригад.

По-прежнему основная часть наиболее боеспособных соединений находилась на советско-германском фронте. Здесь нам противостояло 179 хорошо укомплектованных немецких дивизий и 5 бригад, а также 49 дивизий и 12 бригад союзников Германии. В этих войсках было 4,3 миллиона человек, 59 тысяч орудий и миномётов, 7,8 тысяч танков и штурмовых орудий, около 3,2 тысячи боевых самолётов.

В рядах действующей Красной Армии было около 12,9 тысяч боевых самолётов.2

История не знает примеров, чтобы страна, ведя колоссальное сражение на всём стратегическом фронте, одновременно восстанавливалась столь высокими темпами и в таком масштабе разрушенное хозяйство. Зимой и весной 1944 года Советский Союз достиг значительных успехов в увеличении своей экономической мощи. В первом полугодии было произведено 16,3 тысячи средних и тяжёлых танков и самоходно-артиллерийских установок, свыше 119 миллионов снарядов, авиабомб и мин. Усилия народа, объединённого партией, обеспечивали всё необходимое для разгрома врага.

Подготовка к операции багратион:

После апрельского совещания в ставке, где Верховным Главнокомандованием было принято принципиальное решение о плане операции на летний период, А. М. Василевский прислал И.В. Сталину свои соображения, в которых давалась краткая оценка общей обстановки и излагались основные предложения на летний период 1944 года. И вскоре после этого И.В. Сталин принял окончательное решение о проведении летней кампании, и дал указание А.И. Антонову организовать в Генштабе работу по планированию фронтовых операций и начать сосредоточение войск и материальных запасов фронтам.

1-му Прибалтийскому фронту передавался 1-й танковый корпус, 3-му Белорусскому- 11-я гвардейская армия и 2-й гвардейский танковый корпус. На правом крыле 1-го Белорусского фронта сосредоточивались 28-я армия, 9, 1-й гвардейские танковые корпуса, 1-й механизированный и 4-й гвардейский кавалерийский корпуса, 5-я гвардейская танковая армия (резерв Ставки) сосредоточивались в полосе 3-го Белорусского фронта.

В середине мая А.М. Василевский вернулся в Москву. В это время в Генштабе заканчивалась разработка проектов всей документации к плану операции «Багратион» и её материально-техническому обеспечению.

20 мая И.В. Сталин вызвал в Ставку А.М. Василевского, Г.К. Жукова и А.И. Антонова, чтобы окончательно уточнить решение Верховного Главнокомандования по плану летней кампании. Предусматривалось развернуть наступление сначала в районах Карельского перешейка войсками Ленинградского фронта, а затем - во второй половине июня - в Белоруссии.

После рассмотрения в Ставке плана «Багратион» И.В. Сталин приказал вызвать командующих фронтами И.Х. Баграмяна, И.Д. Черняховского и К.К. Рокоссовского, чтобы послушать их соображения и дать окончательные указания о разработке планов фронтов.

22 мая Верховный Главнокомандующий в присутствии Г.К. Жукова принял А.М. Василевского, А.И. Антонова, К.К. Рокоссовского, а 25 мая И.Х. Баграмяна и И.Д. Черняховского. Командующие фронтами, информированные Генштабом о предстоящих операциях, прибыли в Ставку с проектами планов действий вверенных им войскам.

Поскольку, как это бывало при подготовке крупных операций, разработка планов в Генштабе и штабах фронтов шли параллельно, а командование фронтов, Генштаб и заместитель Верховного Главнокомандующего поддерживали между собой тесные контакты, проекты планов фронтов полностью соответствовали замыслам Ставки и были тогда же утверждены Верховным Главнокомандующим.

Затем А.М. Василевскому и Г.К. Жукову было приказано взять на себя координацию действий войск следующих фронтов: А.М. Василевскому поручались 1-й Прибалтийский и 3-й Белорусский, а Г.К. Жукову- 1-й и 2-й Белорусские фронта. В помощь Г.К. Жукову Ставка посылала на 2-й Белорусский фронт начальника оперативного управления Генштаба генерала С.М. Штеменко с группой офицеров.