Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Геополитика номер 16.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
2.49 Mб
Скачать

Металлы

Помимо нефтегазового сектора КНР проявляет значительный интерес к такой отрасли экономики Казахстана, как добыча металлов. Государственный банк развития Китая в 2010 г. предоставил казахстанскому медному гиганту «Казахмыс» кредит в размере 2,7 млрд. долл. на освоение месторождения «Бозшаколь» и намерен выделить займ в 1,5 млрд. долл. на разработку рудника «Актогай». Последний является одним из самых крупных неразработанных месторождений в мире с содержанием меди и попутных продуктов в 5 млн. т. Как ожидают в Астане, с учетом собственных затрат «Казахмыса» инвестиции в отрасль в течение 6 — 7 лет должны составить около 5 млрд. долл.20 Объем выработки медного концентрата по двум крупнейшим названным рудникам планируется в районе 200 тыс. т. в год, что позволит увеличить текущее производство «Казахмыса» сразу на 60%21. Это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность казахстанской компании по отношению к российским поставщикам меди, ориентированным на аналогичные рынки. Вероятно, в пользу КНР изменится и пропорция экспорта казахстанской меди (сейчас в Китай поставляется 60% продукции «Казахмыса», в Европу — 40%).

При этом, как утверждают в штаб-квартире компании, Казахстан, по условиям сделки, сохранит контроль над обоими перспективными месторождениями. Китайская корпорация «Jinchuan

Group Ltd.», с которой обсуждается создание СП, претендует на долю в 49%. Тем не менее, все это позволяет говорить о том, что в медной отрасли Казахстана, как и в нефтедобыче, постепенно формируется альянс с Китаем.

Пекин стал новым игроком и на казахстанском рынке ядерных материалов. Как известно, республика занимает второе место в мире по разведенным запасам урана (21% от общемировых)22, а в 2009 г. вышла на первое место в мире по объемам его добычи (28%), потеснив здесь Канаду (24%) и Австралию (19%). Главной проблемой отрасли для Казахстана остается то, что после распада СССР, она обладает только двумя звеньями ядерно-топливного цикла — добычей урана и производством топливных таблеток. Отсюда, перспективы развития сектора правительство Казахстана связывает с формированием недостающих звеньев (конверсии, обогащения, производства тепловыделяющих сборок). Несмотря на предложения России, которая в отличие от Казахстана имеет все технологии, но ограничена в доступе к дешевому урановому сырью, переговоры по интеграции «Росатома» и «Казатомпрома» и созданию объединенного атомно-энергетического комплекса явно затянулись. Наибольшие результаты пока достигнуты в кооперации по обогащению казахстанского урана на территории России, тогда как в области конверсии Астана создает совместные предприятия с канадской Cameco, а производства топливных сборок для АЭС — французской AREVA23. Не исключено, что Китай станет одним из партнеров Астаны в части реализации ее планов по освоению новых технологических цепочек. В частности, Китай уже присоединился к переговорам «Казатомпрома» и AREVA24.

Другой задачей развития отрасли, которую ставит перед собой Казахстан, является диверсификация поставок. По планам руководства «Казатомпрома», благодаря интенсивному развитию атомной энергетики КНР станет крупнейшим потребителем казахстанского урана, а по мере освоения Казахстаном полного ядерно-топливного цикла — также и продукции с более высокой степенью переработки. Пока же стороны договорились об экспорте в Китай 25 тыс. тонн урана и начале поставок с 2011 г. урановых таблеток. В последнем случае «Казатомпром» ожидает, что объемы продаж таблеток в КНР вырастут

с 2 тонн в 2011 г. до 200 тонн в 2014 г.25, что имеет принципиальное значение для Астаны после того, как от них в пользу собственной продукции отказалась российская промышленность. Таким образом, если России и Казахстану не удастся договориться о глубокой интеграции в сфере использования мирного атома, они будут обречены на возрастающую конкуренцию за перспективные рынки Восточной и Юго-Восточной Азии не только с ведущими мировыми компаниями, но и друг с другом.

В целом, Пекин проявляет наибольший интерес именно к добывающим отраслям экономики Казахстана, открывающим доступ к природным богатствам республики. Однако, в отличие от некоторых других стран региона, Астана имеет возможность более настойчиво требовать от КНР инвестиций в несырьевой сектор и локализации производств на своей территории. Результатом усилий руководства страны, предпринимаемым в этом русле, явилось включение в повестку казахстано-китайского сотрудничества таких проектов как строительство Майнаксой ГЭС, газохимического комплекса в Атырауской области, битумного завода в Актау, высокоскоростной дороги «Астана — Алматы» и др.