Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы к зачету по ист меду.docx
Скачиваний:
750
Добавлен:
10.01.2017
Размер:
207.83 Кб
Скачать

47. Развитие идей нервизма в трудах и.М. Сеченова, с.П. Боткина и других отечественных ученых.

Нервизм – это концепция, признающая ведущую роль нервной системы в регуляции функций всех органов и тканей организма –физиологический нервизм. Концепция нервизма прошла весьма длинный исторический путь своего развития. Почву для этой концепции подготовил Р. Декарт (1596–1650), выдвинувший идею о рефлекторном принципе деятельности нервной системы. Ф. Гофман (1660 – 1742) сформулировал гипотезу о влиянии нервов на «все перемены в здоровом и больном состоянии». Согласно У. Куллену (1710 – 1790), все процессы в здоровом и больном организме регулирует «нервный принцип», который проявляет свое действие через головной мозг при посредстве нервов – проводников нервной деятельности. По мнению Е.О. Мухина (1766 – 1850), «все человеческое тело вообще можно, отвлекаясь, рассматривать как построенное из нервов, ибо остальные части тела, видимо, существуют вследствие нервов как управляющих их способностями». Большой вклад в развитие концепции нервизма внесли И.М. Сеченов (1829–1905) и С. П. Боткин (1832–1889). По теории С. П. Боткина, организм – это целостная система, деятельность которой направляется и регулируется нервной системой. Он рассматривал различные заболевания как следствие нарушения нормальных нервных соотношений –клинический нервизм. Нарушение «регуляторных нервных аппаратов» может явиться причиной ряда болезней человека, что убедительно подтверждено клиническими наблюдениями. Выдающаяся роль в развитии концепции физиологического нервизма принадлежит И.П. Павлову (1849 – 1936). Ученый обосновал представление о трофическом влиянии нервной системы на органы и ткани, сформулировал принципы рефлекторной теории, доказал важную роль нервной системы в регуляции секреции желез желудочно-кишечного тракта, открыл условные рефлексы и с их помощью разработал основы учения о высшей нервной деятельности.

48. Роль Сергея Петровича Боткина, Григория Антоновича Захарьина и Алексея Александровича Остроумова в развитии терапии в России 19 в.

Боткин был одним из величайших деятелей отечественной медицины, который осуществил переход клинической медицины на новый, более прогрессивный путь развития, основанный на материалистической теории и физиологических принципах.

В своих клинических позициях Боткин следовал наказу своего учителя Матвея Яковлевича Мудрова – лечить не болезнь, а больного. Однако он не противопоставлял этот принцип и необходимости лечения болезни. «Нельзя понимать этот принцип как призыв к отказу воздействия на болезнь», – говорил он. Боткин указывал на необходимость соединения практики и теории, особенно в физиологии. Он организовал клиническую лабораторию, привлекая талантливых врачей, в том числе Ивана Петровича Павлова.

Боткин, развивая физиологическое направление в клинике, привил ей не только лабораторный, но и экспериментальный метод. Он выдвинул вопрос о необходимости эксперимента в клинических целях, основным объектом которого должны служить животные. Однако полученные в этих опытах данные можно переносить на человека только до известной степени. Таким образом, Боткин дал врачам возможность вскрывать механизмы болезни.

Боткин отличался умением находить индивидуальный подход к больному, большой наблюдательностью, умением правильно оценить значение различных проявлений той или иной болезни.

Современник Боткина, Захарьин, основное внимание уделял клинической лечебной деятельности. Клиника его особенно славилась детально разработанным, по определению французского клинициста Анри Юшара, «доведённым до высоты искусства» расспросом больного. В ряде случаев умелый расспрос помогал выяснить те обстоятельства, которые не удавалось обнаружить при объективном исследовании, особенно в начальных стадиях болезни.

Лечебные советы Захарьина зачастую содержали указания об образе жизни и режиме больного. Он говорил: «Измени обстановку, измени деятельность, измени образ жизни, если хочешь быть здоров». Стоит заметить, что наряду с покоем Захарьин рекомендовал движение, наряду с применением медикаментов, использовал также гигиенические и профилактические мероприятия, а также общие лечебные приемы – кровопускание, климатолечение, массаж, минеральные воды.

Истинное здоровье, по мнению Захарьина, заключается в способности «противостоять вредным влияниям атмосферным и вообще климатическим, неправильностям в помещении, столе, телесной и душевной деятельности». Если организм не сумеет побороть эти разнообразные влияния, он начнет разрушаться, заболевать. Таким образом, основной источник любой болезни находится или в окружающем мире, или в неправильном поведении человека, а чаще всего и в том и в другом одновременно.

Захарьин, как и Боткин, трактовали болезнь как процесс, который затрагивает весь организм, а также указывали на роль нервной системы в патологии и физиологии. Таким образом, оба клинициста придерживались идей нервизма, объясняя патогенез ряда заболеваний как невротическое расстройство.

Остроумов, также видный представитель отечественной клинической медицины второй половины 19 в., был последователем Боткина и Захарьина. Первые работы Остроумова посвящены физиологии (диссертация «О происхождении первого тона сердца» и др.).

Начав клиническую деятельность, Остроумов подобно Боткину оборудовал на личные средства небольшие лаборатории для научной работы – физиологическую, фармакологическую, химическую, которых не было при клинике. Как и Захарьин, Остроумов последовательно проводил тщательное индивидуализированное изучение и лечение каждого больного, продолжал дальнейшее усовершенствование детального расспроса больных.

Особенно ценная сторона клинического учения Остроумова – его взгляды на значение среды как фактора, который может, с одной стороны, вызывать заболевания, a с другой – способствовать выздоровлению и укреплению организма. «Цель клинического исследования, – говорил он во вступительной лекции, – изучить условия существования человеческого организма в среде, условия приспособления к ней и расстройства. Предметом нашего изучения служит больной человек, нормальная жизнь которого нарушена условиями его существования в среде».