Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СГУ / Контрольные / Ер / Конституционно-правовые нормы и институты.doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
143.36 Кб
Скачать

Содержание

Введение 3

1.Понятие конституционно-правовых норм и институтов 4

2.Классификация конституционно-правовых норм 11

3. Структура конституционно-правовых норм 18

Заключение 23

Список использованной литературы 24

Введение

Российская система права включает в себя множество отраслей права. Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в своих нормах основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они не касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом определяется его системообразующая роль. Ни одна отрасль права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционно-правовых нормах, а тем более противоречит им. Исходя их этого, необходимо отметить, что конституционно-правовые нормы, в своей совокупности образующие отрасль конституционного права, играют определяющую роль в жизни общества и государства.

Выбранная тема контрольной работы актуальна не только из-за огромной значимости рассматриваемых норм, но и потому, что теория конституционно-правовых норм недостаточно изучена в науке конституционного права, вследствие чего вызывает многочисленные дискуссии у ученых. Как отмечают Авдеенкова М.П. и Дмитриев Ю.А. «проблемы анализа конституционно-правовых норм и отношений, к сожалению, весьма редко становились предметом отдельных научных исследований. Пожалуй, за более чем тридцатилетний период вышла первая заметная работа, посвященная этому вопросу – это «Конституционные нормы и отношения», автором которой является Лучин В.О. Но и ею охвачена меньшая часть конституционно-паровых норм – только конституционные нормы»1.

Целью данной работы является исследование конституционно-правовых норм и выявление их особенностей.

1.Понятие конституционно-правовых норм и институтов

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, представляет собой совокупность норм и институтов, посредством которых регулируется предмет конституционного права.

Конституционные нормы имеют: а) черты, общие для всех социальных норм; б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев, партийных норм и др.); в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.). С учетом названного триединого методического подхода перечень признаков норм конституционного права выглядит следующим образом.

Как и иные правовые нормы, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций и др.), нормы конституционного права – это продукт правотворческой деятельности государства. Государство создает либо (если исходить из концепции  естественного права) «открывает» и признает (легализует) нормы права. «Признаются» конституционные нормы о правах и свободах, о принципах общественного строя; а «создаются» государством в процессе его правотворческой деятельности нормы, касающиеся механизма государственной власти, компетенции государственных органов и должностных лиц, государственной принадлежности индивида и др.).

Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, – это государственно-властные предписания. Особенность  же конституционно-правовых норм по этому параметру состоит в том, что они представляют собой, прежде всего, веления высшей государственной власти – органов (должностных лиц), избранных народом, либо самого народа, выражающего свою волю посредством форм непосредственной демократии.

Аналогично иным нормам права, в отличие от норм морали, обычаев, традиций и др., конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме. Однако в сравнении с нормами иных отраслей права конституционно-правовые нормы имеют специфические формальные источники своего размещения. Значительная их часть содержится прежде всего в Конституции РФ – основном источнике российского права, обладающем высшей юридической силой во всей системе российского законодательства. Кроме того, нормы конституционного права закреплены в конституционных законах, законах и иных нормативных актах -  источниках конституционного права. Важным источником, формирующим нормы конституционного права, являются постановления Конституционного Суда. 

В сравнении с иными отраслевыми правовыми нормами нормы конституционного права являются исходными либо часто (по крайней мере, так должно быть) первичными во всей конструкции системы внутригосударственного права. Согласно Г. Кельзену, конституционные нормы – это основополагающие нормы, лежащие в основе всей правовой системы, обладающие особой, высшей юридической силой. Это качество конституционной нормы вытекает из высшей юридической силы Конституции, где, как указывалось, содержится основная часть норм конституционного права, и из иерархии актов, в соответствии с которой  «при коллизии, а то и противоречии норм права, находящихся в разных нормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, бóльшую юридическую силу имеет норма права вышестоящего нормативного акта» [1, с. 433].

Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства. В связи с анализом характера обязательности конституционных норм заметим, что методологически несостоятельны утверждения, что «конституционное регулирование обладает самой высокой степенью обязательности» [2, с. 22]. Нельзя говорить, что одни нормативные акты более обязательны, а другие – менее. Все нормативные акты одинаково обязательны для их исполнения и соблюдения. Нет факультативных правовых актов [3, с. 45], обязательность – это абсолютное свойство каждого правового акта, если он принят в порядке надлежащей правовой процедуры. Этим обязательность «отличается  от юридической силы,  которая  представляет собой релятивное свойство правового акта» [4].

Обязательность конституционно-правовых норм, как и норм иных отраслей права, обусловлена их государственно-властным характером.

В отличие от иных правовых норм, нормы конституционного права имеют специфический предмет регулирования - фактические конституционные отношения. Как уже отмечалось, конституционное право посредством своих норм и институтов регулирует общественные отношения, которые составляют фактическую конституцию общества, «основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны  с осуществлением публичной, главным образом государственной, власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование» [5, с. 34]. Предмет конституционного права характеризуется «системой отношений, связанных с установлением и закреплением основ конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, суверенитета народа, институтов государственной власти, их разделением и взаимодействием, а также с местным самоуправлением» [6, с. 19].

Подобно иным нормам права и иным социальным нормам, конституционно-правовые нормы - это правила общего характера. Они рассчитаны на все сходные ситуации, а не на конкретную жизненную ситуацию. Вместе с тем конституционные нормы, в отличие от иных социальных норм, в том числе правовых, характеризуются повышенной степенью обобщенности по сравнению с нормами других отраслей права. В конституционно-правовых нормах процессы общественной жизни могут отражаться в наиболее абстрактном и общем виде. Эти нормы предназначены не только для установления конкретных прав, свобод, обязанностей, компетенции, полномочий и предметов ведения, но и для определения наиболее общих принципов правового регулирования. Среди конституционных норм много норм-целей, норм-определений, норм программного характера, бланкетных (отсылочных) норм.

Как и другим нормам права конституционно-правовым нормам  присуща их неперсонофицированность [1, с. 433]. То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов. Однако к «неперсонофицированным» адресатам конституционно-правовых норм, в отличие от иных отраслевых норм,  относятся специфические категории (классы) субъектов: не только каждый гражданин, юридическое лицо, но и народ, нация, избирательный корпус, местные территориальные сообщества муниципальных образований, Федерация в целом, каждый из субъектов РФ, каждое из муниципальных образований, выборные государственные органы и должностные лица уровня РФ, субъектов РФ и местного самоуправления (Президент РФ, президенты, губернаторы и иные главы субъектов РФ, главы муниципальных образований; Федеральное Собрание России, парламенты субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления и т.д.).

Конституционные нормы, как и иные отраслевые и правовые нормы, имеют поведенческий характер. Некоторые специалисты считают, что часть конституционных норм (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-определения) не имеет поведенческого характера и не устанавливает правил поведения [7]. В этой связи высказывается подчас мнение, что общие положения, принципы и дефиниции, содержащиеся в Конституции, не только  не имеют поведенческого характера, но и не являются нормами права [8]. Однако более убедительна позиция специалистов, которые считают, что, хотя «не все конституционные положения устанавливают точно определенные права и обязанности участников регулируемых отношений», это вовсе не означает, «что они не обладают качеством нормативности» [19, с. 8]. Следует согласиться с выводом, что «даже выраженные в самой общей форме нормы-принципы, нормы-определения  носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты» [3, с. 16].

Конституционно-правовые нормы, в отличие от иных правовых норм, имеют специфическую структуру. Согласно распространенным представлениям, правовые нормы состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и  санкции. Под гипотезой понимаются условия, при которых норма подлежит применению; диспозиция – это само правило поведения (т.е., собственно, право, обязанность, полномочия, компетенция); а санкция – это неблагоприятные последствия, лишения, которые наступают в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требований диспозиции [10, с. 186]. В научной литературе сложилось два подхода к характеристике особенностей структуры конституционно-правовых норм.

Одни специалисты (их большинство) считают, что нормы конституционного права имеют усеченную структуру. Многие из названных норм содержат в себе гипотезы. Хотя для большинства конституционно-правовых норм характерно наличие диспозиции, но, значительное число конституционно-правовых норм не содержит в себе четких указаний на права и обязанности участников правоотношений, т.е. в них отсутствует диспозиция в традиционном ее понимании. Наконец, по мнению большинства авторов, особенность конституционно-правовых норм заключается и в том, что в их структуре отсутствуют санкции [11]. В этой связи некоторые ученые, хотя и весьма косвенно, в завуалированных формулировках, ставят под сомнение нормативность конституционных положений и эффективность конституционного регулирования, поскольку, по их мнению, только наличие всех элементов структуры сообщает норме права «свойство особого регулятора общественных отношений, обеспечивает ее регулирующие возможности» [12]. Однако с этой позицией, конечно же, нельзя согласиться.

Суть второго подхода к определению структуры нормы конституционного права (его придерживаются немногие специалисты, но, на наш взгляд, он весьма продуктивен и убедителен) заключается в том, что нельзя смешивать понятия «норма права» и «статья закона (конституции)». «Норма права», по их мнению, – это собирательное понятие; составляющие ее структуру компоненты следует искать не в одной статье закона (конституции), а в нескольких либо даже в разных нормативных актах. Так, П.Е. Недбайло в свое время писал: «Действительно, ряд статей конституции и других законов не содержит указаний на условия их применения или на последствия их нарушения. В таких случаях гипотезу или санкцию нужно отыскивать в других статьях или в других актах или устанавливать чисто логическим путем» [13, с. 65].

При таком методологическом подходе подразумевается вывод, что конституционно-правовая норма имеет не усеченную, а полную структуру и соответствует классическим представлениям о трех составляющих правовой нормы.

Независимо от того, какого методологического подхода придерживаться, бесспорно одно: особенности структуры конституционно-правовых положений не отрицают их нормативной  природы и свойств эффективного регулятора общественных отношений.

Конституционно-правовые нормы характеризуются значительной спецификой содержания и системы санкций. Своеобразие содержания и видов конституционно-правовых санкций обусловлено особенностями круга субъектов конституционно-правовых отношений (а следовательно – и конституционно-правовой ответственности). Ими являются органы (должностные лица) публичной власти, прежде всего, высшего уровня государственной организации и местного самоуправления. Другая причина, объясняющая особенности конституционных санкций, заключается в том, что они адресованы не только субъектам конституционных правонарушений, но результатам (продукту) их деятельности. В этой связи можно, допустим, назвать такую, широко применяемую ныне в РФ конституционно-правовую санкцию, как признание закона (иного нормативного акта)  недействительным и прекращение (отмены) его действия. Примерами других санкций, адресованных не нарушителю, а продукту его деятельности, является, в частности, приостановление действия акта исполнительной власти и  некоторые другие.

В перечне конституционно-правовых санкций, неблагоприятные последствия которых прямо адресованы правонарушителю (органу либо должностному лицу публичной власти), можно назвать: предупреждение выборного высшего должностного лица публичной власти о необходимости соблюдения и исполнения Конституции; лишение должности высшего должностного лица государственной власти либо местного самоуправления (Президента РФ, либо президента субъекта РФ, либо губернатора субъекта РФ, либо главы (мэра) муниципального образования); отставка правительства (РФ, субъекта РФ); выражение недоверия, отказ в доверии Правительству; роспуск законодательного органа РФ, субъекта РФ в установленном Конституцией и законом порядке); роспуск представительного органа местного самоуправления  либо признание итогов выборов (референдума) недействительными, признание  выборов (референдума) несостоявшимися и др.

Конституционно-правовые нормы, тождественно иным правовым нормам, в отличие от иных социальных норм (морали, традиций и т.д.),  обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения, т.е.  применения санкций в случае нарушения норм конституционного права, специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает прежде всего перед источником наделения властными полномочиями – например, выборные органы (должностные лица) публичной власти несут конституционную ответственность перед народом, которому принадлежит вся полнота власти (ст. 3 Конституции РФ 1993 г.), перед избирателями, Генеральный прокурор РФ несет ответственность перед Советом Федерации, который назначает его на должность (ст. 129 Конституции РФ), Председатель Правительства несет ответственность (в конечном счете) перед Президентом РФ, поскольку он назначается Президентом с согласия Государственной Думы (пп. 1, 2 ст. 109, ст. 117 Конституции РФ) и т.д.

Специфика судебных механизмов применения мер конституционной ответственности заключается в том, что основная часть санкций конституционных норм, реализуемых в судебной сфере, применяется специализированным видом судов -  Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Так, именно конституционные (уставные) суды вправе признавать закон (иной нормативный акт, внутригосударственный договор) недействительными и прекращать их действие.

Еще одним свойством конституционных норм, как и других  социальных и правовых норм, является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование  осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов. Процесс институционализации присущ высокоорганизованной правовой системе. В Российской Федерации создается развитая система конституционно-правовых институтов. Под конституционно-правовым институтом понимается совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородную группу (блок) общественных отношений. Конституционно-правовые институты можно дифференцировать на два вида: сложные (многосоставные) и простые (односоставные).

К многосоставным институтам относятся: институты конституционного строя, институт конституционно-правового статуса человека и гражданина; институт федерализма; институт выборов; институт главы государства; институт законодательной власти; институт исполнительной власти; институт судебной власти; институт местного самоуправления.

Простой (односоставный)  конституционно-правовой институт – это часть многосоставного. Так, многосоставный институт конституционного строя может быть дифференцирован на такие простые (односоставные), как: институт политических принципов конституционного строя; институт экономических принципов конституционного строя; институт принципов социального строя; институт принципов правовой системы;  институт партий и иных общественных организаций; институт референдума.  Причем последние два можно характеризовать и как подинституты института политического строя. А многосоставный институт конституционного статуса человека и гражданина включает три простых (односоставных) института: институт гражданства; институт прав и свобод; институт обязанностей. В многосоставном институте законодательной власти различаются: институт парламента, институт законодательного процесса, институт статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы и т.д.

Крупнейшие институты могут рассматриваться как подотрасли конституционного права – например, парламентское право.