Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

школы в Афинах

.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
36.47 Кб
Скачать

Обучение в школе составляло некоторое условие вхождение афинянина в мир культуры.

Обучение в школах.

Слово «учебное заведение» передавалось словом «дидаскалейон».

Наше слово «школа» — также греческого происхождения Слово («схолэ») в греческом языке означало покой, отдых, досуг, а также и время препровождение на досуге. Понятие школа связано с явлением философской школы. Путь человеческого разума в поисках истины. Об этом есть видео фильм «Афинская школа» 8 серий по 25 минут Гераклит. Сократ. Платон. Аристотель. Цицерон. Сенека. Марк Аврелий. Блаженный Августин.

Мы будем рассматривать философские школы отдельно.

Школа была частной, платной. Учились преимущественно дети состоятельных граждан. Учились только мальчики. Дети менее со­стоятельных родителей также вступали в эти школы, оставаясь в них не до полного окончания «курса».

Если рассматривать с позиции философии образования, то характер и содержание школьного образования отвечали цели подготовки гражданина, участника общественной жизни и сильного воина.

Задачи воспитательной и учебной работы сводились к тому, чтобы войти в общество полноправных свободнорожденных эллинов.

Понимаемое так воспитание имело четыре задачи:

- овладение необходимыми навыками для введения в интеллектуальную и художественную деятельность,

- развитие культуры тела,

-приобщение к добродетели, то есть к тем нравственным ценностям, которые декларировались в обществе,

-готовность к защите отечества.

Разрешение указанных задач на первых годах обучения брали на себя раздельно частные мусические и гимнастические школы.

Посещение мусической школы ориентировочно падало на возраст от семи до шестнадцати лет,

Посещение гимнастической школы –с двенадцати лет(присоединялось к мусической) до 16 лет

Гимнасий с 16 лет сюда также посещение школы гимнастической, а в дальнейшем (от шестнадцати до восемнадцати лет)—государст­венных гимнасиев.

Эфебия - (от восемнадцати до двадцати лет) — военной службой, соединенной с рядом образовательных моментов.

. Слово мусическая в греческой практике означало «искусство муз», то есть всю область литературы, искусства и науки, которой ведали эти бо­гини.

Музы -9 сестер. Мусейон –храм, посвященный музам. Клио, Эвтерпа (муза лирической поэзии), Каллиопа (муза знаний и традиций), Каллиоппа была матерью Орфея. От нее сын унаследовал способность чувствовать музыку.В ее руках свиток и свирель. Талия (муза комедии), Эрато(милая-муза любовной поэзии), Клио-муза истории, Мельпомена-муза трагедии, Терпсихора-муза танца, Полигимния-муза торжественных песнопений в честь Богов. Урания-муза астрономии.

Обучение грамотности.

При обучении иногда прибегали к наглядным приемам. Так, например, до нашего времени уцелели отрывки из так называемой «Грамматической трагедии» Каллия. В этом своеобразном драматическом произведении действую­щими лицами выступали буквы, которые в условиях различных звуковых сочетаний выполняли «песнопения», знакомство с кото­рыми открывало путь к усвоению простейших слогов.

Материалом для письма служили чаще всего навощенные дере­вянные дощечки. В таком случае для письма пользовались за­остренной металлической палочкой («стиль»), которою и выцара­пывался на воске нужный текст.

Грамматист.

Усвоение элементов грамоты откры­вало перед учащимися пути к знакомству с основными создани­ями греческой литературы, в первую очередь, Гомера.

Овладение гекзаметром. шестистопный дактиль.

У Пушкина: Чистый лоснится пол, Стекляные чаши блистают.

Почетное место в школе вслед за Гомером занимал Гесиод, знаменитый поэт VIII—VII вв., его «Труды и дни» открывали перед читателями широкую картину земледельческой жизни, правда, в дедовских архаических формах.

В школе, правда, в меньшей степени, читались и другие авторы: в мусической школе штудировали с конца V в. великих афинских драматургов— Эсхила, Со­фокла, Еврипида и др. Последний автор с эпохи конца Пелопонес­ской войны стал одним из любимых школьных авторов.

Трудность положения учителя литературы в греческой школе заключалась в том, что он не только не мог обыкно­венно ничего задать ученикам приготовить на дом «по книгам», но и дать эти «книги» им на руки в школьной обстановке.

В условиях отсутствия книгопечатания в частных, даже бога­тых домах, рукописная книга являлась редкостью, конечно, не доходящею до ребенка, книга же, принадлежащая школе, тоже в силу своей ценности, вероятно, редко выпускалась учителем из рук. В связи с этим учителям приходилось нередко прибегать к диктовке целых страниц своим ученикам из той или иной книги .

Высокая ценность книг и невозможность пользоваться ими, вели также к необходимости прежде всего рассчитывать на память при использовании того или иного автора для цитаты, сравнения и т. д., к чему прибегали не только в специальных целях (например при публичных выступлениях) но, что являлось одним из приз­наков образованности, и в обычном жизненном обиходе.

Именно с этими обстоятельствами связывались значительные требования, предъявляемые в школе к изучению наизусть не только тех или иных цитат, но и весьма значительных по объему отрывков из классической литературы.

Греки придавали громадное значение занятиям музыкой. Очень любопытные данные по истории преподавания музыки в афинских школах мы находим у Аристотеля «... Тогда-то и введено было в круг школьного воспитания обучение игре на флейте... Впоследствии, однако, на основании полученного опыта, флейта была выведена из употребления, после того как (наши предки) научились лучше судить о том, что относится к добродетели и что к ней не относится. Ту же самую участь испытали и многие другие старинные инструменты, как, например, пектиды, барбиты, и вообще те инструменты— семи­угольники, самбики — игра на которых щекочет чувства слуша­телей и требует специальной виртуозности».

Причину — почему флейта потеряла свое место в ряду «школь­ных» инструментов, Аристотель видит в том, что «обучение игре на флейте не имеет никакого отношения к развитию интеллекту­альных качеств».

Что это значит — поясняет сам Аристотель несколько ранее в этой же главе «Политики»:

«Флейта— инструмент, способствующий не столько развитию этических свойств человека, сколько его оргиастических наклон­ностей. Добавим к этому еще и то, что игра на флейте создает своего рода помеху в деле воспитания, так как при ней исключена бывает возможность пользоваться (одновременно) и речью. Поэтому-то наши предки с полным правом исключали игру на флейте из числа предметов образования молодежи, как (и вообще изгнали ее из обращения) среди свободнорожденных людей, хотя сначала игра на флейте и была среди них в ходу»( 5.VIII,5 -8).

Приведенная цитата Аристотеля, подчеркивает одну из особенностей греческой учебной практики— неразрывную связь литературы и музыки.

Кроме флейты использовались в школе лира и кифара.

Музыка изучалась в первую очередь с целью аккомпанемента тех или других лите­ратурных произведений (пение, мелодекламация).

В тесной связи с музыкальным образованием стояло обучение пению. Обучение пению в отдельные моменты школьной жизни даже выступало на первый план в связи с тем, что являлась необходимость подготовить хоры детей и подростков для участия в тех или иных агонах, связанных чаще всего с го­сударственными празд­никами. Так было в Афинах, так обстояло дело и в других цен­трах греческого мира.

Обучение математике в мусической школе включало четыре арифметических действия.

К этому можно прибавить, что уже в классическую эпоху греки умели производить довольно сложные вычисления с дробями, на что имеются прямые указания, например, в диалогах Платона.

По поводу геометрии, как предмета преподавания в Афинах этого времени,

можно указать, что Гиппократом было составлено систематическое, не дошедшее до нас изложение геометрии, которое в известном смысле мы можем рассматривать как первое учеб­ное пособие по данной дисциплине.

Рисование Также было включено.

Учитель в мусической школе. Поскольку мусическая школа была частной организацией, вся педагогическая работа в ней протекала на основании личного договора руководителя школы с родителями. Афинские учителя происходили из сосло­вия странствующих певцов, обычных гостей домов эллинской аристократии еще в Гомеровскую эпоху. Такое происхождение учительства имело вполне реальные последствия.

Все источники, за очень немногими исключениями, говорят о незавидном положении учителя мусической школы. Родители— относились к нему с тем же пренебрежением, с которым они привыкли отно­ситься к любому платному ремесленному труду. Каких-либо особых образовательных данных на открытие школы (кото­рая в этом отношении приравнивалась к мастерской) не требовалось вовсе, и только жизненные случайности, горе и злоключения приводили человека к дверям школы в качестве учителя, что и нашло свое прекрасное выражение в изречении одного иониче­ского поэта, которое со временем превратилось в поговорку по отношению к людям, долгое время пребывающим в безвестном отсутствии: «Он или умер или обучает детей грамоте». Это выра­жение специально применялось по отношению к пропавшим без вести афинянам после взятия Сиракуз.

Такому положению афинского учителя соответствовали и нормы его оплаты.

В афинской школе не полагалось каникул, зато в каждом меся­це было много праздничных дней. Если на тот или иной период времени перепадало значительное число праздников, расчетливые родители нередко предпочитали вообще не посылать детей в это время в школу — в целях экономии..

При таких условиях трудно было учителям рассчитывать на приобретение авторитета среди своих учеников.

Большинство этих учителей стремилось достигнуть «успехов» в школьных занятиях, пуская в ход «надежное» и «испытанное» средство — палку. Нравы общества были таковы, что при всем пренебрежении к учителю, ему не только не препятствовали производить подобные экзекуции, но, наоборот, рассматривали их как одну из его обязанностей.

Гимнастическая школа, нахо­дившаяся под покровительством бога Гермеса, являлась также частным учреждением.

Самое слово «гимнастический» греческого происхождения: от слова нагой, голый, об­наженный, чем отмечалось, что все важнейшие гимнастические упражнения совершались без одежды. К этому следует также при­бавить, что слово гимнасия» «упражнение» — имело в греческом языке гораздо более широкий смысл, чем современное слово «гимнастика. Какое же место гимнастические школы занимали в общей системе греческого образования наряду с мусическими?

Занятия в гимнастической школе предполо­жительно начинались с 12 лет, и до 14 лет шла параллельная работа в двух школах — гимнастической и мусической.

Начиная с 14 лет, мусические занятия, не прекращаясь, от­ступали на второй план перед гимнастикой .

Упражнения эти были следующие: бег, борьба, прыганье, метанье диска и метанье копья.

В условиях Олимпийских игр бег занимал наиболее почетное место, а именно: победитель в беге давал свое имя предстоящей «Олимпиаде». Почти такое же значение как бег име­ла среди других гим­настических упраж­нений борьба. Метание диска было упражнением, требующим очень большой ловкости и опытности. Конечно, знаменитая статуя Мирона «Диско­бол», дошедшая до нас в Ватиканской копии, является лучшим изображением упраж­няющегося в этом виде гимнастики. Метанье копья является упражнением, родственным преды­дущему и имеющим непосредственное значение в качестве под­готовки будущего воина. Таковы были пять основных упражнений, составлявших первоначальное обучение которое и проводилось в гимнастической школе . Дети и подростки трех разных возрастов участвовали в Панофинейских играх.

Связующим звеном музыки и гимнастики, являлось искусство пляски, Существовало более 200 танцев, которые условно разделяли на 5 групп: священные, гражданские, обрядовые, домашние и сценические.

В античности пляска пред­ставляла собой особую «науку» движения тела, с целью вызвать у массового зрителя образы, передающие душевное состояние. Во главе школы стоял, педотриб — учитель гимна­стики, универсальный специалист по всем ее отдельным видам. Мусические школы и палестры — в противоположность гимнасиям — считались учебными за­ведениями, закрытыми для доступа посторонних, но правило это постоянно нарушалось, о чем в первую очередь свидетель­ствуют диалоги Платона.

Учебный день в афинских школах был про­должительностью от восхода до за­ката солнца. Ученики начинали свой учебный день в одной школе, а заканчивали в другой.

Гимнасий это государственные учреждения, предназначавшиеся в первую оче­редь для дальнейшего усовершенствования в области гимнастики, — той молодежи, которая окончила занятия в мусической и гимнастических школах.

В гимнасиях эта молодежь в среднем пребывала в течение двух (от шестнадцати до восемнадцати) лет. Однако одновременно с этим гимнасии были широко доступны эфебам — всадникам, (о них речь ниже) — и взрослым полноправным гражданам, конечно, мужчинам. Сюда, в гимнасии, зрелые, свободные от каких-либо занятий люди собирались с целью приятно провести время, поделиться новостями (что имело большое значение ввиду отсут­ствия газет), понаблюдать за состязаниями молодежи — прежде всего в области гимнастики ,послушать популярного философа.

.

Путь обучения полноправного афинского гражданина замыкался отбыванием воинской повинности в условиях так называемой эфебии.

В V в. эфебия являлась обязательной для молодых людей (от 18 до 20 лет), принадлежавших к трем высшим «классам», следовательно, имевших на основе так называемого законода­тельства Солона свыше 200 мер жидких продуктов годового дохода.

Представители двух высших классов, попадавшие в эфебию, образовали в ней привилегированный отряд «всадников».

. Зачисление в эфебию совпадало с гражданским совершеннолетием и было связано с принесением присяги на верность службы государству..

Эфебия охватывала двухгодичный срок. В течение первого года эфебы проводили довольно разнообразную подготовку, включавшую гимнастиче­скую тренировку и упражнения чисто военного характера.

Эфебия первого года не была организацией чисто казарменного типа.

Эфебы собирались ежедневно на общие трапезы и на специаль­ные занятия, остальное же время они жили свободно в Афинах, причем всадническая верхушка эфебии вела шумную, более или менее беззаботную в зависимости от личных средств жизнь, уча­ствуя в попойках и посещая театры, где эфебы имели особые места и т. д.

Иногда эта веселая жизнь настолько выходила за рамки обычного уклада, что требовала для своей регламентации вмеша­тельства властей. Именно они, «неустрашимые всадники», принимающие такое живое участие в общественной жизни, явля­ются главными действующими лицами в комедии Аристофана «Всадники»— На следующий же год после народного собрания, в театре, эфебы показывали народу строевые приемы и получали от государства щит и копье. После этого они охраняли границы страны, дежуря все время на сторо­жевых постах. Наряду с этим на эфебов-всадников возлагался ряд обязан­ностей почетного характера: принимать участие в приеме послов, составляя их охрану, нести такую же охранную службу при высших сановниках государства и т. п.

В дни торжественных празднеств, справлявшихся в Афинах с необыкновенной роскошью, именно эти эфебы занимали почет­ные места в тех пышных шествиях,

В условиях семейной наследственности, по крайней мере, не­которых ремесел, тяжелого положения свободных ремесленников, среди масс рабов и примитивного уровня техники можно легко представить себе, что в афинских мастерских дети с малых лет использовались как рабочая сила наравне со взрослыми, причем о какой-либо долговременной, систематической технической вы­учке не могло быть и речи.

Исключением в данном случае являлись художественные мастерские, где как раз применение рабского труда могло на­ходить менее места.

На этой почве возникают художественные традиции в области вазовой живописи и ваяния, связанные с определенными мастер­скими и именами («школы»).

личности через встречи – диалоги, как это было с собеседниками и

родители и рабы –.

Литература

1. С.Аверинцев «Греческая «литература» и ближневосточная словесность»/ «Образ античности».С-Пб,2004.

2С. Аверинцев «Бытие как совершенство- красота как бытие.»//Поэтика ранне византийской литературы-М. «Coda»1997

3. С.Аверинцев «Греческая «литература» и ближневосточная словесность»/ «Образ античности».С-Пб,2004. 4.Андре Боннар Греческая цивилизация . т.3-й,М., Искусство.,1992

5 Аристотель Политика/ Соч. в 4 т, Т4М.,Мысль,1984.

6. П. Гиро Частная и общественная жизнь греков Репринт с изд.1913,М.,Ладомир,1994

7. Еврепид «Медея»/Древнегреческая трагедия., Новосибирск: Новосибирское книжное издательство,1993.

8.Жураковский Г. Е. История античной педагогики. М.,учпедгиз,1940

9. Г.С.Кнабе Исторические предпосылки и главные черты античного типа культуры./Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.,Индрик.,1993.

10.Ксенофонт Сократические сочинения., М.,АСТ.2003.

11. Коринна Куле С М И в Древней Греции/ Пер.с франц.М., Новое литературное обозрение ,2004

12. Лисий Речи., СПб.1994

11