Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Религия ответы на экзамен.doc
Скачиваний:
219
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
1.06 Mб
Скачать

3. Теизм, деизм, пантеизм, язычество. Стадии развитии язычества.

Теизм – это учение о безраздельной власти над миром одного живого существа – Бога. Как правило, это существо обладает абсолютным знанием, всемогуществом и бессмертием. Но главное – божество это воспринимается как Личность и является Абсолютом, может одним своим желанием изменить всю Вселенную. Теизм включает в себя теистический монотеизм (деизм) и пантеизм.

Теистический монотеизм (деизм) – это система мировоззрения, при которой божество считается не просто самой могущественной сущностью, но большим, чем вся реальная материальная Вселенная, которая является в этом варианте лишь малой частью божества. Божество – гораздо больше всей материальной Вселенной. В рамках теистического монотеизма объяснение судьбы человека также может варьироваться: одни религии признают, что Бог властвует над миром и человеком совершенно произвольно, другие же, что Его власть опосредована специальным договором (заветом) между Богом и людьми, и этот договор может иметь разные формы. Соответственно, первые призывают человека быть угодным Богу любой ценой, вторые же требуют соблюдения закрепленных в договоре Божьих заповедей. К религиям Завета относятся иудаизм, христианство и ислам, некоторые относят к ним и зороастризм, но по последнему вопросу единства среди ученых нет.

Пантеизм – это система мировоззрения, при которой божество отождествляется со всей Вселенной, Вселенная – это и есть видимая часть божества, но в этом варианте божество практически тождественно Природе, и «равно» Вселенной, в отличие от деизма, где оно больше Вселенной. Пантеизм, как правило, является следствием развития языческого мировоззрения, которое на определенной стадии развития общества перестает полностью удовлетворять общественным запросам и тогда языческие культы объединяются в рамках пантеистической надсистемы.

Язычество – это класс религий, признающих верховным принципом мироздания, Высшей Силой, не Бога (или богов), а некий Высший Мировой Закон, который имеет два основных варианта – принцип этической причинности (также известный как принцип мировой справедливости) и принцип чистой причинности. При этом следует учесть, что Мировой Закон в любом его варианте – это не личность, это безличная программа, которая стоит выше людей и богов и которой подчиняется вся Вселенная, и люди и боги. Бог (или боги) в язычестве всегда подчиняется Мировому Закону и никак не способен его нарушить, он может что-то творить, только не нарушая его принципов, он подчиняется Мировому Закону, хотя пределы его ограничений гораздо шире, чем у людей, а возможности – больше. Справедливость мировым Законом может осуществляться самыми разными способами. Во-первых, она может осуществляться как бы сама собой, благодаря самому всемирному закону справедливости, или закону этической причинности. Во-вторых, справедливость может осуществляться волей властвующих в мире богов, которые могут быть организованы по разному – иерархически и беспорядочно, с верховным богом и без него, дуалистически (т.е. двумя лагерями – добрых богов и злых) и монистически (без такого разделения). В язычестве чаще всего говорится о власти множества богов (политеизм), но может признаваться и единоличный бог (монотеизм). Политеизм – это класс языческих учений, приписывающий власть в мире богам, непосредственно или опосредованно олицетворяющим природные стихии. Внутри этого класса можно выделить топографический политеизм, политеизм хаотический и иерархический, дуалистический и монистический, чистый и комбинированный; разновидностью комбинированного политеизма следует считать оккультный политеизм.

Стадии развития языческого политеизма.

1. Топографический политеизм – это учение о богах, олицетворяющих локальные стихии отдельных местностей и имеющих значение для проживающих там компактных общин. Эта разновидность политеизма, как правило, является начальной ступенью развития языческих религиозных представлений. На этой стадии для общества характерен анимизм, душами и духами населяются все окрестные предметы и явления природы, окружающие человека. В каждой речке, ручье, дереве, камне, в ветре и в эхе, в воздухе и в огне, в болезнях и стихийных бедствиях – везде видятся духи, живущие в этих процессах, явлениях и предметах и управляющие ими.

2. Стихийный политеизм. Постепенно в племенах формируются системы производственных и социальных иерархий по специализации – охотники, ремесленники и пр., и люди создают представление о стихийном политеизме, где божества определенной стихии выстраивают свои локальные иерархии во главе с главным богом соответствующей стихии, которому подчиняются все более мелкие боги и божки – все боги и духи рек, ручейков, дождя, озер – подчиняются главному божеству Воды, все духи и боги огненной стихии – божеству Огня, появляются высшие божества Земли, Воздуха (ветра), Неба, Солнца, подземного ми-ра… Таких иерархий-пирамид несколько, но они еще не объеди-нены на этом этапе в единую систему, независимы друг от друга. На этих этапах часто имеет место хаотический политеизм. Хаотический политеизм характерен для ранних языческих представлений; в нем нет четкого определения и разграничения функций богов и их взаимоотношений, боги свободно меняют свой образ и переходят друг в друга.

3. Иерархический политеизм, единый пантеон божеств в социуме. С укреплением взаимосвязи отдельных местных общин в общей жизни страны топографический и стихийный политеизм уступает место представлениям о едином для всей страны пантеоне, который формируется благодаря разработке теогонии – концепции происхождения и взаимоотношений богов. При этом, как правило, на первый план выдвигаются боги тех общин, которые приобретают господствующее положение в стране.

В зависимости от способа организации пантеона различаются монистический и дуалистический иерархический политеизм. Монистический политеизм представляет мир богов как неразделимую целостную общину, тогда как дуалистический политеизм более или менее строго разделяет их на два противоборствующих лагеря – добрых и злых. Если в монистическом политеизме каждый бог может быть и добрым, и злым, а, по сути, он и не добр, и не зол, но подобен грозному и справедливому властителю или переменчивому играющему ребенку, то в дуалистическом политеизме образы богов определены строго – либо добрый, либо злой. Монистическая община богов или любой из лагерей дуалистического пантеона могут быть организованы хаотически либо иерархически. В иерархическом политеизме боги всегда строго сгруппированы отношениями власти и подчинения: в монистическом пантеоне на вершине стоит верховный бог, управляющий другими богами и выносящий окончательное решение о жизни людей. В дуалистическом – оба лагеря богов возглавляются богом-предводителем – главной доброй или злой живой силой мироздания. От формы организации порядка богов зависит форма осуществления справедливости: она осуществляется либо волей каждого отдельного бога, либо совокупной волей богов, либо благодаря честной борьбе равных сил добрых и злых богов. Вместе с тем, воля богов может быть не единственной властной силой мироздания – в этом случае мы имеем дело не с чистым, а с комбинированным политеизмом. В этом виде политеизма власть богов комбинируется с ограничивающими ее силами, к которым могут относиться: 1) власть слепых неразумных стихий первозданного хаоса; 2) власть бездушного рока (всемирного закона чистой причинности); 3) власть всемирного закона справедливости (этической причинности). Ограничение власти богов снимает с них значительную часть ответственности за человеческую жизнь, а также уменьшает надежды человека на их помощь. Вместе с тем, определенным образом истолкованное, это ограничение формирует оккультный политеизм, согласно которому, если знать ключ властвующих в мире тайных законов, можно управлять даже богами при помощи самых незначительных усилий, например, при помощи магических заклинаний.

Следует особо отметить, что на всех первых трех стадиях развития язычества оно не имеет Этического характера и не включает в себя понятий о Добре и Зле на внутри общественном уровне. Трактовке Добра и Зла в отношениях людей между собой все это время учат местные старейшины в общинах сел и кварталов, а языческие жрецы занимаются отношениями человека с богами и с окружающей его Природой. Человек зависит от Природы в этот период еще очень сильно, несмотря на создание производящего хозяйства, и природные явления (через которые, по мнению язычников, проявлялись воля мирового закона и конкретных божеств) – засухи, болезни и эпидемии, стихийные бедствия и неурожаи – еще очень опасны для человека. Жрецы заботились о выживании и гармонии с Природой человеческого общества, и хотя их влияние и косвенное регулирование внутри общественных процессов было велико, впрямую делить внутри общественные действия на добрые и злые было в компетенции не жрецов, а суда старейшин на основе обычного права и местных традиций. Важно для нас, что боги не делились на безусловно добрых и безусловно злых на протяжении всего этого периода, любой бог был всегда этически нейтрален в представлении язычников (даже бог Смерти и бог Войны) и просто выполнял свои функции в мироздании и преследовал свои личные интересы, а добрыми или злыми для каждого конкретного человека, общины или страны его поступки считались в зависимости от каждой конкретной ситуации. Важно также, что многие языческие божества были либо покровителями определенной конкретной территории или элемента рельефа (топографический политеизм) или стихии (стихийный политеизм) или культурной функции в обществе (божества войны, любви и т.д.), а отнюдь не конкретного народа, поэтому народ, пришедший на новую территорию и завоевавший ее часто включал богов (особенно – топографических) в свой пантеон, как отвечавших за данную территорию. Отсюда и идет большая веротерпимость язычников к чужим религиям – от отсутствия жесткой связи между религиозной системой и этикой.

4.На четвертой стадии развития язычество перестает в полной мере удовлетворять потребностям усложнившегося общества. Мировым империям и державам (китайской, римской, индийской и позже – арабской) нужны единые мировоззренческие системы, не связанные преимущественно с каким-то одним входящим в их состав этносом (и потому отвергаемые другими), универсальные, над этнические. При этом такие системы должны заменить местных старейшин и дать воспитать единую для всей империи систему понятий о Добре и Зле внутри общества, а не только в отношениях между человеком и Природой. Они должны дать и подкрепить религиозным авторитетом единую этическую систему, которую примут все живущие в данной империи народы.

И тут появляется три дальнейших разных варианта развития:

1. Часть языческих систем включает в себя этику – и появляется четвертая стадия развития язычества – этическое иерархическое язычество.

2. Часть языческих систем формируют над иерархическим политеизмом своеобразную «этическую надстройку» и в этом случае язычество переходит, как правило, в пантеизм.

3. Наконец, часто происходит переход от язычества к теизму деистической формы, и язычество сменяется деизмом.