Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Лекция №10.doc философия

.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
110.08 Кб
Скачать

Проблема всеобщего закона. При помощи всеобщего закона можно осудить воровство или убийство, но, можно ли показать, исходя из принципа Канта, ошибочность самоубийства или необходимость эвтаназии? Должен ли глава государства действовать по тем же моральным принципам, что и епископ в монастыре? Должен ли был, например, Черчилль пытаться быть похожим на Ганди? Или наоборот? Возможно, все системы с неизбежностью ведут к такой жёсткости. Но без всякой этической системы мы бы совсем потерялись и не смогли бы вынести никакого суждения. Проблема в том, что жить без универсальных правил поведения невозможно, но любой принцип, доведённый до предела, превращается в свою противоположность. Принцип: есть людей неправильно можно применить ко всем, а принцип: не убий, нет. Иначе это будет означать, что нельзя убить террориста, захватившего заложников. Понятно, что нельзя лгать, но будет ли нарушением человеческой морали сказать неправду убийце, который преследует твоего друга? Выдал бы Кант своих друзей-евреев нацистам? Происхождение закона, как и проблемы космологии, остаются у Канта загадкой. Он исключительно серьёзно относился к моральной проблематике.

Проблемы Критики способности суждения. В 1790 году, в возрасте 58 лет, Кант публикует третью и последнюю работу Критика способности суждения. Она посвящена главным образом вопросам эстетики, но так же касается вопросов теологии и многих других. Кант доказывает, что существование искусства предшествует художнику, и что через красоту мира мы познаём творца. Как в теории ощущения, так и в этике Кант пытается найти метафизическое основания для эстетического суждения, априорный принцип, который делает возможным чувство прекрасного. Существование эстетических суждений ставит следующие проблемы: что же такое прекрасное? можно ли найти всеобщее суждения о прекрасном? существует ли абсолютный критерий оценки произведений искусства?

Критерий прекрасного и характеристики эстетического суждения. Согласно Канту, критерий прекрасного не может быть объективным свойством вещей, ибо прекрасное не онтологично. Эстетическое суждение рождается из отношения объектов к нашему чувству. Образ объекта, соотнесённого с чувством, даёт суждение вкуса. Прекрасное это то, что нравится моему вкусу. Вкусовое, эстетическое суждение характеризуется, во-первых, тем, что прекрасное не имеет отношения к грубым животным чувствам удовлетворения и экономической выгоде. Во-вторых, прекрасное есть то, что относится к всеобщему вкусу, независимо от индивидуального вкуса. Но эта всеобщность не объективна, а субъективна: соразмерна чувству всякого. Тот, кто описывает что-то как прекрасное, настаивает на том, что все должны соглашаться в этой оценке. Априорный принцип делает возможным чувство прекрасного. Это та же формула категорического императива в эстетическом смысле. Если мне что-то нравится, то это должно нравиться всем. В-третьих, прекрасное таково само по себе, но не как средство для чего-то, оно рождается спонтанно, без мук творчества, самой природой: природа есть искусство, а искусство есть природа. И последнее, прекрасно то, что познаётся без посредства понятия как предмета необходимого удовольствия, не логическая необходимость, а субъективная возможность постижения прекрасного, которая дана всем субъектам. Основание эстетической способности суждения в гармонии наших духовных способностей, фантазии и интеллекта, универсальности субъективных условий суждения об объекте.

Анализ априорного принципа в эстетике. Здесь Кант стоит на ещё более зыбкой почве. Всегда сложно прийти к согласию относительно того, что является красивым. Некоторые считают швейцарские Альпы “шоколадной конфеткой”, находят духовное содержание в импрессионизме. Другие же – нет. В таких вопросах невозможно прийти к согласию. Но Кант хотел выразить всё в своей системе.

Оптимизм учения о целесообразности без цели. Кант обосновывает оптимистическую позицию, красота дана в форме целесообразности без цели. Читая у Лейбница о гармонии моральной целесообразности мира, Кант начал представлять человечество участвующим не только в природных процессах, но и в достижении основной цели развития Вселенной. Целесообразность природы – это особое априорное понятие. Целесообразность несёт гармонию, нет эгоистической цели. Хотя мы не можем доказать целесообразность мира, мы должны рассматривать его так, как если бы у него была цель, утверждает Кант. Он не отрицает зла, безобразия и других очевидно бесцельных явлений мира, но считает их менее значительными, чем их воодушевляющие противоположности. В следующем веке немецкий философ А. Шопенгауэр принял абсолютно противоположную точку зрения, возможно более полно обосновав её. Ни оптимистическая, ни пессимистическая позиции не могут быть доказаны, и выбор остаётся полностью делом характера.

Звёздное небо и моральный закон как “унижение” и “возвышение” человека. Априоризм Канта приводит его к выводу, что человек открыт бесконечному, он разрывается: бесконечное уходит в него как моральный закон, бесконечное довлеет над ним как звёздное небо, космос. Это отражено в самом знаменитом тексте философа. Две вещи наполняют душу всегда новым и возрастающим восхищением и трепетом, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое, мне не надо искать, и, только предполагать как нечто окутанное мраком, или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен. Но который ощущается только рассудком, и, с которым (а через него и со всеми видимыми мирами), я познаю себя не только в случайной связи, как там, а во всеобщей связи. Первый взгляд на бесчисленное множество миров как бы уничтожает моё значение как животной твари, которая снова должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того как эта материя короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой. Второй, напротив, возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира. По крайней мере, это яснее можно видеть, чем этот закон, из целесообразного назначения моего существования, которое не ограничено условиями и границами этой жизни.

Значение и результат философии Канта. Эмпирическая философия Юма отрицала возможность создания новых философских систем. Для построения любой новой системы необходима причинность (причинно-следственные связи), однако существование таких связей доказать невозможно. Мы можем наблюдать, как одно явление следует за другим во времени, но из этого нельзя заключить, что между этими явлениями существует связь. Казалось, наступил конец философии. Канту удалось предотвратить эту катастрофу. Он предположил, что причинно-следственные связи – лишь один из способов восприятия мира. Юм был прав: причинности как таковой не существует, зато она существует в нас самих и позволяет нам познавать мир. Через неё мы воспринимаем мир, как воспринимаем его через пространство, время, количество и т.д. Исходя из этого положения, Кант разработал всеобъемлющую философскую систему, основанную на принципах разума, а затем изложил свои взгляды в ряде почти не поддающихся пониманию трудов. Так началась славная эпоха немецкой классической философии, возвышенной и многослойной. Результатом философии Канта станет система субъективного идеализма Фихте, где всё будет выводиться из Я, романтическая и натурфилософская система тождества разума и природы Шеллинга и, особенно, система абсолютного идеализма Гегеля, который считал Критику чистого разума величайшим событием за всю историю немецкой философии. В отличие от Канта, в системе Гегеля будет снята проблема тезиса и антитезиса. Гегель попытался дать окружающему миру всестороннее систематическое объективное логическое объяснение. Это станет самым амбициозным философским экспериментом в истории человеческой мысли.

1 От греч. введение, предисловие.

13