Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бобровский. Функциональные основы музыкальной формы.pdf
Скачиваний:
263
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
3.4 Mб
Скачать

данности, не обладавшие ясным композиционным планом, четким структурным решением. Однако в других произведениях (формах как данности) такие решения были найдены и складывались в разобранные выше специальные композиционные функции.

Этот исторический процесс можно наблюдать, например, в клавирных сонатах Д. Скарлатти33. В некоторых из них композиционная форма не урегулирована, в методах развития тематического материала заметны следы случайных решений (Первая и Двадцатая сонаты)34. Но в целом ряде сонат возникла стройная форма как данность. Теперь, после того как сложилась сонатная форма, к которой было устремлено историческое развитие, ясно, что в этих последних сонатах Скарлатти интуицией своего гения находил очищенные от случайности строгие композиционные решения, создавал старинную сонатную форму (Сороковая и Сорок третья сонаты).

Иногда Скарлатти был совсем близок к нормам сонатной формы, откристаллизовавшимся в творчестве венских классиков. В Тридцать второй сонате реприза начинается с главной партии, а не с побочной, как в старинных образцах. В Пятьдесят пятой сонате тип тематического контраста значительно приближается к моцартовскому.

Таким образом, форма как данность возникает сначала непосредственно из общих композиционных функций, и лишь постепенно создается и закрепляется промежуточный уровень

— специальные композиционные функции. Но как только он кри-

_____________________________________

33Об этом см.: Климовицкий А. Зарождение и развитие сонатной формы в творчестве Д. Скарлатти.— В кн.: Вопросы музыкальной формы, вып. 1. М., 1966.

34Нумерация сонат Скарлатти дана по редакции А. Гольденвейзера.

183

сталлизуется, творческая фантазия композиторов начинает исходить именно из указанного уровня, возможностей которого хватает на многие десятилетия. Структурные решения этих завоеванных ходом исторического развития специальных композиционных функций различны в каждом отдельном произведении. Сами же специальные композиционные функции постоянно обновляются в соответствии как с эволюцией типов содержания, так и с имманентным развитием выразительных средств.

Однако в ряде случаев композитор сочиняет конкретное произведение (то есть создает форму как данность), минуя специальные композиционные функции или свободно смешивая разные виды последних. Так образуются особые типы композиционных форм, которые в учебниках именуются свободными или смешанными формами. Одна часть этих новых для своего времени решений тоже кристаллизуется и принимает вид соответствующих композиционных функций35; другая часть их остается индивидуальной, не повторяемой далее (Вторая баллада и Третье скерцо Шопена; Largo Шестой симфонии Шостаковича и т.п.). Совершенно очевидно, что все виды движения функций формы и возникающее на этой основе движение самой формы как данности увеличивает творческие возможности композитора.

Во всех случаях итоговый результат действия специальных композиционных функций реализуется посредством индивидуально находимой структуры. Благодаря этому вся система формообразующих функций — комплекс исторически отобранных возможностей, глубинная основа, своего рода почва, на которой «расцветает» все многообразие творческих индивидуумов

— художественных организмов.

____________________________________

35 Например, определенные виды сочетания сонатной и вариационной форм и т. п.

[184]

Глава седьмая

ПОСТОЯННОЕ СОВМЕЩЕНИЕ ФУНКЦИЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ

Как было сказано в первой главе, существует три вида совмещения функций — постоянное, подвижное и «нулевое». Первый вид, разбираемый в данной главе, в свою очередь имеет две формы, выраженные в двух парах понятий. Первая пара — основная и добавочная функции — связана с общими и специальными композиционными функциями. Вторая пара понятий — общая и местная функции — связана с наивысшим уровнем их действия — с уровнем формы как данности.

Поясним это различие.

Основная и добавочная функции действуют в отдельных разделах формы (совмещение общих композиционных функций) или на протяжении целого музыкального произведения (совмещение специальных композиционных функций, ведущее к образованию формы второго плана). Местная и общая функции действуют в основном при соотношении отдельных произведений как частей цикла или контрастно-составной формы. В пределах нециклических форм данное соотношение образуется при сопоставлении значительно развитых крайних частей и трио в сложной трехчастной форме, поскольку трио по генезису как бы самостоятельное произведение, соединенное с другим на основе количественного преобладания последнего. Разберем эти соотношения в обратном порядке. При сопоставлении общих и местных функций в крупных разделах форм возникают условия для функционального противоречия. Местные функции данного раздела на уровне части циклической или раздела сложной трехчастной формы определяют и их композиционный ритм, и саму композицию. Однако общие функции формы, вытекающие из драматургического развития, способны воздействовать на местные функции, либо подтверждая их направленность и усиливая их действие, либо, наоборот, входя в противоречие С ними, на-

185

рушая устанавливаемый ими распорядок движения формы, что ведет к модификации последней. Таким образом, постоянное совмещение функций тем или иным способом связано с драматургией музыкального произведения.

В финалах Пятой и Седьмой симфоний Шостаковича на местную сонатность оказывает деформирующее воздействие общая разработочность. Во Втором скерцо Шопена местные сонатные функции первой части проявляются в условиях ее экспозиционной функции и поэтому не испытывают модифицирующего влияния общих функций. Иными словами, при сочетании местных и общих функций непосредственными строителями формы становятся местные функции, общие же при этом руководят ими, выступают в роли «режиссера»1. Если преобладает центростремительность, то общие функции мало мешают «работе» местных; если же центробежность, то, наоборот, общие функции очень активно вмешиваются в действия своих «партнеров».

Соотношение — основная и добавочная функции — не создает подобной драматургии. Ведущее начало сохраняется за основной функцией, добавочная же вносит свои коррективы, не выходя за рамки предусмотренных норм, типичных для основной. Так, «поведение» двух тем в финале Шестой симфонии Чайковского обнаруживает признаки главной и побочной партий, которые, не нарушая норм простой трехчастной формы, дополняют их лишь некоторыми возможными вариантами.

Соотношение — основная и добавочная функции — на уровне действия общих композиционных функций может быть двух видов: на основе их параллельного действия (при сочетании функций основного корня) и противоположного (при сочетании функций разных корней). Однако противоречия, которые могут здесь возникнуть, имеют лишь частное, а не общедраматургическое значение.

______________________________________

1 Мы используем здесь известное выражение Ю. Тюлина. Говоря о функциональности в современной музыке, он пишет: «...Бесконечно усложненная и обогащенная мелодическими связями и гармонической красочностью, она в натуральном виде как бы сошла со сцены, но, подобно невидимому для зрителей режиссеру, продолжает управлять спектаклем» (см.: Тюлин Ю. Современная гармония и ее историческое происхождение.— В кн.: Теоретические проблемы музыки XX

века, вып. 1. М., 1967, с. 133).

186

Ко всему сказанному остается добавить, что некоторые типы совмещения функций формы