Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Приемы воздействия на клиента на коррекционном этапе консультирования

.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
100.86 Кб
Скачать

Консультант может предложить позитивно-содержательное пред­остережение, приоткрывающее перед клиентом желаемые пер­спективы («Вы сможете добиться этого, если...»), нейтральное, обеспечивающее сохранение стабильности имеющейся ситуации («Ситуация не изменится к худшему, если...»), или — реже — не­гативно-содержательное, рисующее возможные неблагоприятные картины будущего, «исчисляемого» консультантом на основе ана­лиза наличных обстоятельств жизни клиента («Сомнительно, что вы сможете удержать ее, если...»).

На всем протяжении консультирования, и особенно на этапе коррекции, заботой консультанта является поддержка положитель­ной «Я-концепции» клиента. Поведение человека во многом фор­мируется социальными ожиданиями со стороны значимых лиц, и психолог, если создан продуктивный консультативный альянс, выступает для клиента в качестве такого значимого лица. Демон­стрируя веру в силу воли, личностный потенциал и позитивные возможности клиента, он оказывает непрямое воздействие на кли­ента. Обнаруживая то значимое и позитивное, на чем держится самопринятие клиента, консультант по возможности усиливает его восприятие себя как ценности, стимулирует внимание и инте­рес к самому себе, апеллирует к жизненной мудрости клиента, что в целом способствует повышению самоуважения, усилению активности в отношении собственной жизни.

В ряде случае эффективным оказывается прием «рефлексивного зеркала»18, позволяющий клиенту взглянуть на себя и свои дей­ствия со стороны и тем самым повысить вероятность изменения привычных стереотипов отношения и поведения. Для этого пси­холог использует прецедентные истории, которые рассказывает клиенту как «случай из практики», притчу, историю (например, Н. Пейзешкиан ввел в работу консультантов восточные истории и притчи, обладающие большим терапевтическим потенциалом19). Иногда сходную функцию может выполнить и самораскрытие консультанта, представляющее сходный опыт или переживания. История, рассказанная психологом, напоминает клиенту его собст­венную ситуацию, но, в отличие от нее, раскрывается во всей полноте уже осуществившихся последствий: то, что для клиента еще длится и не имеет конца, в этой истории завершено и, как правило, побуждает к размышлениям, к поиску «других» решений, вариативных «концовок». Прием рассчитан и на катарсическую ре­акцию, и на инсайты клиента. Для читающих клиентов он может быть дополнен библиотерапией, где подсказанная психологом книга выступит в функции такого «рефлексивного зеркала».

Помощь в дифференциации «своих» и «чужих» проблем еще один полезный коррекционный прием20. В бытовой отечествен­ной культуре достаточно распространены традиции восприятия чужой проблемы как своей, связанные со стереотипами терпимости, жертвенности, жалости, всепрощения, особенно в близкородствен­ных отношениях. Именно поэтому пьянство и хулиганство мужа воспринимаются супругой как «своя» проблема; родители под­росших детей считают себя в ответе за их школьную неуспевае­мость, наркоманию, проблемы с законом; свекровь убеждена, что она вправе поучать невестку и т.д. Столь же распространено и обратное — стремление делегировать исключительно свою проблему другим, особенно близким: дети советуются с родителями при выборе профессии, спутника жизни; учитель стремится от­крыть родителям глаза на поведение подростка и т.д.

В консультативной практике нередки случаи, когда клиенты приносят «не свои» проблемы, и их анализ вскрывает неоправ­данные ожидания, «смертельные», но никем не замечаемые оби­ды, рвущие душу разлады, недовольство, иллюзорную безысход­ность, генерализованные тревоги. Это означает, что психологу предстоит разводить полюса ответственности, искать причины принятия на себя чужих проблем, анализировать «патогенные зоны мышления», разрушать некоторые жизненные стереотипы клиен­та. Сложность состоит в том, что клиенты не готовы к расставанию с «чужой» проблемой и анализу стоящих за ней собственных труд­ностей («пустоты» жизни, зависимости, роли «жертвы» и пр.).

Довольно часто консультативная работа приводит психолога к пониманию, что регулярно повторяющееся неконструктивное поведение клиента, приводящее к неблагоприятным последстви­ям, является следствием развертывания определенного жизненно­го сценария (например, виктимного поведения). В этих случаях могут потребоваться переосмысление прошлого опыта в традициях психоанализа, отыскание первичного пораженного звена в жизни клиента, ставшего основой цепочки его неудач, трудностей, пора­жений.

Одной из глубинных целей консультативной работы является формирование мудрого, философского отношения к жизни вооб­ще, а не только к разрешенной на консультации ситуации. В его основе часто лежит формирование установки на освобождение от неконструктивных психологических ограничений и условностей. Речь, конечно, идет не о создании паттернов «отвязанного», «анар­хистского» поведения, а лишь о формировании более подвижно­го, свободного отношения к собственным внутренним запретам и ограничениям, понимания их условности и относительности. Чаще всего это требуется чрезмерно «правильным», ригидным клиен­там с бескомпромиссным и наказующим отношением к себе, с «выпрямленным» поведением и жесткими оценочными критери­ями. Все это является следствием суровой и авторитарной ранней социализации таких клиентов, приведшей к ригидному усвоению абстрактных тезисов о вечной, абсолютной и неизменной пра­вильности, хорошести, одобряемости и т.д. Отсутствие гибкого и конструктивного отношения к своей жизни, застревание на фик­тивных абстракциях приводят к тому, например, что женщина в браке терпит издевательства от пьяницы-мужа, что родители вы­гоняют забеременевшую дочь из дома, что матери скрывают от милиции сыновей, совершивших правонарушения, и т.д. Такие самостоятельно построенные тупики требуют специального ана­лиза на консультации и разъяснения клиентам того, что они, и только они, являются распорядителями своей единственной и не­повторимой жизни, что в жизни много альтернатив, что жизнь не должна строиться в угоду абстрактным правилам или авторитар­ному окружению и лишать человека радостей бытия, суживать пространство для жизни, создавать невротический фон мировос­приятия. Возможно, клиент поначалу будет воспринимать разъясне­ния консультанта как покушение на его личностные принципы, нравственность, «правильность», но в конечном итоге эта работа даст ему шансы реализовать в жизни больше степеней свободы.

Безусловно, реальная коррекционная работа значительно шире, чем просто использование перечисленных приемов. Ее успех свя­зан с тем, насколько сам клиент готов меняться, разрешая соб­ственные трудности, и насколько точно будет подобран комплекс воздействий, подходящих именно данному клиенту.

1 Ягнюк КВ. Анатомия терапевтического воздействия: типология техник // Журнал практического психолога. — 2001. — № 5 —6. — С. 136.

2 Ягнюк КВ. Анатомия терапевтического воздействия: типология техник // Журнал практического психолога. — 2001. — № 5 — 6. — С. 150.

3 См.: Кочюнас Р. Основы психологического консультирвоания. — С. 120.

4 Там же. - С. 121-123.

5 ' Ягнюк К. В. Анатомия терапевтического воздействия: типология техник // Журнал практического психолога. — 2001. — № 5 — 6.

6 2 Горностай П.П., Васьковская СВ. Теория и практика психологического кон­сультирования. — Киев, 1995. — С. 78 — 80.

7 Горностай П.П., Васьковская СВ. Теория и практика психологического кон­сультирования. — С. 80 — 81.

8 Горностай П. Я., Васьковская С. В. Теория и практика психологического кон­сультирования. — С. 81—82.

9 Там же. - С. 82-83.

10 Бадью А. Делёз. Шум бытия. - М., 2004. - С. 53.

11 Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического кон­сультирования. — С. 83 — 84.

12 Горностаи П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического кон­сультирования. — С. 85 — 87.

13 1 Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического кон­сультирования. — С. 86 — 87.

14 2 Там же.

15 3 Там же. - С. 88.

16 4 Там же. — С. 90—91.

17 Горностай П. П., Васьковская СВ. Теория и практика психологического кон­сультирования. — С. 92 — 95.

18 Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического кон­сультирования. — С. 98—100.

19 Пейзешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. — М., 2004.

20 Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического кон­сультирования. — С. 100—101.

12