
Приемы воздействия на клиента на коррекционном этапе консультирования
.docКонсультант может предложить позитивно-содержательное предостережение, приоткрывающее перед клиентом желаемые перспективы («Вы сможете добиться этого, если...»), нейтральное, обеспечивающее сохранение стабильности имеющейся ситуации («Ситуация не изменится к худшему, если...»), или — реже — негативно-содержательное, рисующее возможные неблагоприятные картины будущего, «исчисляемого» консультантом на основе анализа наличных обстоятельств жизни клиента («Сомнительно, что вы сможете удержать ее, если...»).
На всем протяжении консультирования, и особенно на этапе коррекции, заботой консультанта является поддержка положительной «Я-концепции» клиента. Поведение человека во многом формируется социальными ожиданиями со стороны значимых лиц, и психолог, если создан продуктивный консультативный альянс, выступает для клиента в качестве такого значимого лица. Демонстрируя веру в силу воли, личностный потенциал и позитивные возможности клиента, он оказывает непрямое воздействие на клиента. Обнаруживая то значимое и позитивное, на чем держится самопринятие клиента, консультант по возможности усиливает его восприятие себя как ценности, стимулирует внимание и интерес к самому себе, апеллирует к жизненной мудрости клиента, что в целом способствует повышению самоуважения, усилению активности в отношении собственной жизни.
В ряде случае эффективным оказывается прием «рефлексивного зеркала»18, позволяющий клиенту взглянуть на себя и свои действия со стороны и тем самым повысить вероятность изменения привычных стереотипов отношения и поведения. Для этого психолог использует прецедентные истории, которые рассказывает клиенту как «случай из практики», притчу, историю (например, Н. Пейзешкиан ввел в работу консультантов восточные истории и притчи, обладающие большим терапевтическим потенциалом19). Иногда сходную функцию может выполнить и самораскрытие консультанта, представляющее сходный опыт или переживания. История, рассказанная психологом, напоминает клиенту его собственную ситуацию, но, в отличие от нее, раскрывается во всей полноте уже осуществившихся последствий: то, что для клиента еще длится и не имеет конца, в этой истории завершено и, как правило, побуждает к размышлениям, к поиску «других» решений, вариативных «концовок». Прием рассчитан и на катарсическую реакцию, и на инсайты клиента. Для читающих клиентов он может быть дополнен библиотерапией, где подсказанная психологом книга выступит в функции такого «рефлексивного зеркала».
Помощь в дифференциации «своих» и «чужих» проблем — еще один полезный коррекционный прием20. В бытовой отечественной культуре достаточно распространены традиции восприятия чужой проблемы как своей, связанные со стереотипами терпимости, жертвенности, жалости, всепрощения, особенно в близкородственных отношениях. Именно поэтому пьянство и хулиганство мужа воспринимаются супругой как «своя» проблема; родители подросших детей считают себя в ответе за их школьную неуспеваемость, наркоманию, проблемы с законом; свекровь убеждена, что она вправе поучать невестку и т.д. Столь же распространено и обратное — стремление делегировать исключительно свою проблему другим, особенно близким: дети советуются с родителями при выборе профессии, спутника жизни; учитель стремится открыть родителям глаза на поведение подростка и т.д.
В консультативной практике нередки случаи, когда клиенты приносят «не свои» проблемы, и их анализ вскрывает неоправданные ожидания, «смертельные», но никем не замечаемые обиды, рвущие душу разлады, недовольство, иллюзорную безысходность, генерализованные тревоги. Это означает, что психологу предстоит разводить полюса ответственности, искать причины принятия на себя чужих проблем, анализировать «патогенные зоны мышления», разрушать некоторые жизненные стереотипы клиента. Сложность состоит в том, что клиенты не готовы к расставанию с «чужой» проблемой и анализу стоящих за ней собственных трудностей («пустоты» жизни, зависимости, роли «жертвы» и пр.).
Довольно часто консультативная работа приводит психолога к пониманию, что регулярно повторяющееся неконструктивное поведение клиента, приводящее к неблагоприятным последствиям, является следствием развертывания определенного жизненного сценария (например, виктимного поведения). В этих случаях могут потребоваться переосмысление прошлого опыта в традициях психоанализа, отыскание первичного пораженного звена в жизни клиента, ставшего основой цепочки его неудач, трудностей, поражений.
Одной из глубинных целей консультативной работы является формирование мудрого, философского отношения к жизни вообще, а не только к разрешенной на консультации ситуации. В его основе часто лежит формирование установки на освобождение от неконструктивных психологических ограничений и условностей. Речь, конечно, идет не о создании паттернов «отвязанного», «анархистского» поведения, а лишь о формировании более подвижного, свободного отношения к собственным внутренним запретам и ограничениям, понимания их условности и относительности. Чаще всего это требуется чрезмерно «правильным», ригидным клиентам с бескомпромиссным и наказующим отношением к себе, с «выпрямленным» поведением и жесткими оценочными критериями. Все это является следствием суровой и авторитарной ранней социализации таких клиентов, приведшей к ригидному усвоению абстрактных тезисов о вечной, абсолютной и неизменной правильности, хорошести, одобряемости и т.д. Отсутствие гибкого и конструктивного отношения к своей жизни, застревание на фиктивных абстракциях приводят к тому, например, что женщина в браке терпит издевательства от пьяницы-мужа, что родители выгоняют забеременевшую дочь из дома, что матери скрывают от милиции сыновей, совершивших правонарушения, и т.д. Такие самостоятельно построенные тупики требуют специального анализа на консультации и разъяснения клиентам того, что они, и только они, являются распорядителями своей единственной и неповторимой жизни, что в жизни много альтернатив, что жизнь не должна строиться в угоду абстрактным правилам или авторитарному окружению и лишать человека радостей бытия, суживать пространство для жизни, создавать невротический фон мировосприятия. Возможно, клиент поначалу будет воспринимать разъяснения консультанта как покушение на его личностные принципы, нравственность, «правильность», но в конечном итоге эта работа даст ему шансы реализовать в жизни больше степеней свободы.
Безусловно, реальная коррекционная работа значительно шире, чем просто использование перечисленных приемов. Ее успех связан с тем, насколько сам клиент готов меняться, разрешая собственные трудности, и насколько точно будет подобран комплекс воздействий, подходящих именно данному клиенту.
1 Ягнюк КВ. Анатомия терапевтического воздействия: типология техник // Журнал практического психолога. — 2001. — № 5 —6. — С. 136.
2 Ягнюк КВ. Анатомия терапевтического воздействия: типология техник // Журнал практического психолога. — 2001. — № 5 — 6. — С. 150.
3 См.: Кочюнас Р. Основы психологического консультирвоания. — С. 120.
4 Там же. - С. 121-123.
5 ' Ягнюк К. В. Анатомия терапевтического воздействия: типология техник // Журнал практического психолога. — 2001. — № 5 — 6.
6 2 Горностай П.П., Васьковская СВ. Теория и практика психологического консультирования. — Киев, 1995. — С. 78 — 80.
7 Горностай П.П., Васьковская СВ. Теория и практика психологического консультирования. — С. 80 — 81.
8 Горностай П. Я., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования. — С. 81—82.
9 Там же. - С. 82-83.
10 Бадью А. Делёз. Шум бытия. - М., 2004. - С. 53.
11 Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования. — С. 83 — 84.
12 Горностаи П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования. — С. 85 — 87.
13 1 Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования. — С. 86 — 87.
14 2 Там же.
15 3 Там же. - С. 88.
16 4 Там же. — С. 90—91.
17 Горностай П. П., Васьковская СВ. Теория и практика психологического консультирования. — С. 92 — 95.
18 Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования. — С. 98—100.
19 Пейзешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. — М., 2004.
20 Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования. — С. 100—101.