Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рубб 30 бесед об эстр.концертах.doc
Скачиваний:
445
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
1.1 Mб
Скачать

Я ставлю дивертисментный (сборный) концерт

Конечно, единых рецептов как ставить эстрадный концерт - нет. И не может быть. Рецепт, в котором говорится «делай так, а не иначе» лишает режиссера самостоятельности, ведет к потере индивидуально­сти. Вообще, я считаю, что чем творчески свободнее чувствует себя режиссер, тем ярче, самобытнее получается созданное им сценическое произведение, будь это спектакль, будь это концерт. Не помню, кто ска­зал: «Искусство не требует «правильного» поведения, никто не знает как нужно»! Я убежден, что это относится к любому художнику-творцу в любом виде и жанре искусства.

И все же, существует практика, существует опыт, на основании ко­торых можно сделать какие-то выводы, что-то посоветовать, дать реко­мендации, в конце концов, поделиться собственным опытом.

В то же время я должен предупредить читающего: труд режиссера, ставящего концерт, - труд нелегкий. Во-первых, если постановка от­дельного номера требует от режиссера узкой жанровой специализации, то постановка концерта требует универсального знания законов творче­ства («условий игры» и существа разных жанров). Во-вторых, творче­ский процесс, последовательность работы режиссера по осуществлению постановки сценического произведения отличается тем, что многое в ней идет одновременно, параллельно. Причем, не обязательно каждый раз одинаково. Например, отбирая номера для концерта, он может од­новременно не только решать принцип его композиции, но и думать о том, какими в данном случае конкретными средствами будет создавать­ся сценическая атмосфера, и заниматься в это время организационными вопросами, и многое другое*. Правда, у каждого практикующего ре­жиссера есть какая-то своя, присущая только ему последовательность в работе.

В приведенном примере подбор элементов деятельности режиссера случаен. Невозможно заранее предугадать, как сложится конкретная работа режиссера в том или другом случае.

Беседа шестая. Задумывать и видеть

Последовательность работы режиссера над осуществлением кон­церта в этих беседах основывается на режиссерско-постановочной практике автора, и, само собой разумеется, предлагаемая последова­тельность тоже не догма. Естественно, что сначала вам нужно выяс­нить, чем вызвана необходимость постановки, причину, повод, событие, по случаю которого должен состояться этот концерт, и для какой ауди­тории. Поводов, предполагающих наличие концерта, может быть вели­кое множество. В том числе и какое-либо событие в жизни школы, на­пример, «День учителя». Дело в том, что это даст вам возможность це­ленаправленно думать о том, каким он должен быть: о его содержании, форме, о том, какие нужны будут номера и т.д.. Одно дело - новогод­ний концерт, другое - концерт по случаю какого-то юбилея, третье - в честь окончания учебы или концерт в Татьянин день и т.д.

Ведь причина, событие, вызвавшие постановку концерта, несут в себе определенное содержание, которое, в свою очередь, диктует со­держание концерта и во многом определяет его тему, идею, форму, от­бор необходимых номеров и многое другое, что, в конечном счете, вы­разится в неповторимом образе концерта.

Предположим, что нам предстоит осуществить постановку концер­та, посвященного Дню женщин - 8 марта.

Замысел сборного эстрадного концерта

Но образное решение концерта не рождается само по себе. Оно ре­зультат воплощения, основанного на теме, идее и всех предлагаемых обстоятельствах художественно-образного режиссерского замысла кон­церта, иначе говоря, его задумки, мысленного видения концерта.

Что бы режиссер ни ставил: спектакль, концерт, номер - для него их создание начинается с замысла!

Замысел, задумка - вообще начало любого творчества. Любой творческий процесс начинается с придумывания первоначального об­разного наброска (эскиза) будущего произведения, который является как бы первой ступенькой творческого акта. С задумки начинает свою работу не только писатель, художник, композитор, драматург, режис­сер, но и изобретатель, конструируя новую машину, модельер, приду­мывая новый фасон платья. Вообще же давно известно, что в конце каждого не только творческого, а и трудового процесса получается пред­полагаемый в начале этого процесса результат.

Но в отличие от всех остальных сфер человеческой деятельности художественное творчество начинается с поиска образного художест­венного замысла будущего произведения.

Под понятием «режиссерский замысел» подразумевается образное видение первоначальной модели будущего произведения (представле­ния, спектакля, концерта, номера), эмоциональное и зримое ощущение не только его цели, но и содержания, определяющее, в конечном счете, его художественный образ, то есть, его темы, идеи, формы. Кстати, при этом именно в замысле проявляются не только особенности таланта режиссера, но и его мировоззрение, гражданская позиция, увлеченность темой и идеей.

Замысел определяет: цель и содержание (идею и тему) концерта, и их раскрытие (форму), и порядок номеров (композицию), и логику пере­хода от номера к номеру (прием), и темпоритм, и сценическую атмо­сферу, и сценографию (характер оформления) - словом, практически все, из чего будет складываться будущий концерт.

Совокупность перечисленных компонентов режиссерского замыс­ла и создает у режиссера первоначальную модель будущего концерта.

Режиссерский замысел определяет не только ч т о я буду ставить, но и как я это буду делать. Вот и наш режиссерский замысел будет рождаться в процессе поиска действенного сценического решения кон­церта, в процессе уточнения его темы, идеи, цели, формы и т.д.

Коль скоро мы теперь знаем, что такое режиссерский замысел, са­мое время перейти к поиску замысла нашего концерта. Поиск и нахож­дение режиссерского замысла, который, замечу, идет не только созна­тельно, но и подсознательно, процесс сложный, неоднозначный и очень индивидуальный. Даже у одного и того же режиссера в зависимости от конкретных условий он проходит по-разному.

Все же существуют общие для всех режиссеров положения, без знания которых замысел будет рождаться случайно, стихийно, а если и родится, вряд ли воплотится полностью. Начинается он с процесса изу­чения, анализа всех условий и возможностей практического осуществ­ления концерта, то есть с изучения и анализа предлагаемых обстоя­тельств.

Предлагаемые обстоятельства

Повод, причина создания концерта, которые определяют со­держание, тему концерта. Поскольку нам необходимо поставить кон­церт, посвященный 8-му марта, естественно, что его содержание, в ка­кую бы он не был облечен форму, будет посвящено женщине. Но при всем при этом, его содержание не однозначно, и раскрыть его можно по-разному, и это разное будет отражено в названии концерта. Напри­мер, «Любит, не любит», «О любви и не только», «Как прекрасен этот мир», «Зачем тебя я, милый мой, узнала», «Что в имени тебе моем...», а может быть и «Семь пятниц на неделе». Как вы понимаете, все эти те­мы имеют право на существование, поскольку каждая по-своему так или иначе имеет в виду женщину, говорит о женщине. Мы же ставим концерт, который состоится в школе, и исполнителями которого будут сами школьники. А это означает, что ни один из приведенных примеров нам не годится. Нам надо найти свое решение содержания, свою тему будущего концерта.

Будем рассуждать.

Что же конкретно для нас с вами праздник 8 марта? Несомненно что это праздник. Но для нас - это праздник, прежде всего, окружаю­щих нас женщин: мам, бабушек, сестер, педагогов нашей школы, дево­чек нашего класса. Как мы обычно выражаем свое отношение к ним, когда у них праздник, например, день рождения? Поздравляем, препод­носим какой-нибудь подарок. А почему нам, в данном случае, не сде­лать такой подарок от имени всех школьников «мужчин»? Но как это сделать? Понятно, что это будет концерт, осуществленный в первую очередь силами участников имеющихся в школе кружков. Но не только. Надо будет узнать в классах, кто и что умеет делать. Да, все это хоро­шо, но какой это будет концерт? Чем он будет отличаться от всех дру­гих, прошедших в школе концертов? Перебрав и отвергнув сотни вари­антов, мы, в конце концов остановились на двух вариантах. Один - наш концерт мы решим как «Волшебный сундучок», а другой - «Рыцарский турнир» в честь наших дам. А вот как это сделать, как выразить то, что мы замыслили — нужно думать. Само собой разумеется, что в это же время мы начнем просматривать, какие творческие силы есть вообще в нашей школе и что из увиденного нам сможет пригодиться.

Наличие творческих сил. Без конкретного знания имеющихся в распоряжении режиссера номеров, их содержания, жанра, состава ис­полнителей и других особенностей невозможно выстроить программу концерта, не говоря уж о рождении в конкретности и точности образно­го видения будущего концерта и воплощения его решения.

На какие же творческие силы можем рассчитывать мы? Пожалуй, в нашем с вами распоряжении могут быть: хор, танцевальный коллектив, кружок бальных танцев, театральный, музыкальный, вокальный, гимна­стический кружки. Можно предположить, что в школе есть ребята, ко­торые играют на различных инструментах, умеют сочинять и петь час­тушки, пародировать кого-нибудь и т п. Словом, надо все смотреть и отбирать то, что может пригодиться для концерта, надо пройти по клас­сам и узнать, кто из ребят может что-то делать .Нужно согласовать и назначить сроки просмотров и место (зал или класс), где будет прохо­дить просмотр и отбор номеров для концерта.

Особенности сценической площадки. Как правило, теперь, осо­бенно в школах-новостройках, есть довольно приличные залы с обору­дованной, правда, по самому минимуму, сценой. Естественно, что нам необходимо знать ее технические возможности (если таковые есть), ее световое оборудование, размеры, есть ли помимо занавеса другая одеж­да сцены (кулисы, задник), есть ли киноэкран, сколько входов на сцену и откуда и т.д.

Я думаю, вы заметили, что говоря о сборном концерте, я старатель­но избегаю слова «замысел». Это не случайно. Дело в том, что при осу­ществлении сборного концерта режиссеру достаточно найти свое пони­мание повода концерта, свое понимание темы, отобрать номера и вы­строить их в определенном порядке. Театрализованному же тематиче­скому концерту присущи определенная драматургия, выраженная сю­жетным ходом и сквозным действием, и соответствующая событию сценическая атмосфера, и сценография, и многое другое. По сути дела театрализованный тематический концерт - это своеобразное, облечен­ное в определенную форму представление, воплощающее определен­ный образный режиссерский замысел. О театрализованном тематиче­ском концерте подробный разговор пойдет дальше, в соответствующих беседах.

Другие предлагаемые обстоятельства - материальные и финан­совые возможности, время и условия проведения, характер зрительской аудитории, словом, все то, что является платформой, с которой в поис­ках решения нашего концерта начнется полет режиссерской фантазии.

Хочу подчеркнуть — даже доскональное знание всех предлагаемых обстоятельств не приведет к желаемому результату, если не будет оду­хотворенно вашей творческой фантазией.

Способность, умение воображать, выдумывать, придумывать — одна из самых важных сторон творчества. Фантазия в искусстве есть акт ху­дожественного мышления. Она пронизывает весь творческий процесс. Как ни резко это звучит, но я убежден: заниматься искусством, не обла­дая творческой фантазией - дело бесплодное.

Заметки на полях. О фантазии

Фантазия - изобретательная сила ума - в той или иной степени свойственна любому человеку и относится к психологической стороне его деятельности. Заключается она в способности человека создавать представления и мысленные ситуации, никогда целиком не восприни­мавшиеся им в действительности. А это означает, что человек не может воображать, фантазировать «на пустом месте». Новые представления создаются на основе имеющихся путем их преобразования. То есть наше воображение комбинирует и преобразует прежние образы и представ­ления в новые, до этого момента не существовавшие. Создаются они прежде всего в нашем сознании мысленно.

В то же время, возникающие в нашем сознании новые образы как одна из форм отражения реальной жизни не есть простая механическая комбинация, слепок впечатлений бытия.

Образы могут значительно отличаться от первоначальных воспри­ятий, слагаться в причудливые облики. Например, сказочные русалки, мифологические кентавры, сфинксы египетских пирамид, химеры собора Парижской богоматери не существуют в реальной жизни, их создала человеческая фантазия. Но давайте присмотримся к ним внимательно, и мы обнаружим, что отдельные части всех этих фантастических полулюдей-полуживотных: девушка с хвостом рыбы и кожей-чешуей, лев с ли­цом человека, ковер-самолет и т.д. - существуют в реальной жизни. Это человеческая фантазия соединила их вместе.

И не просто соединила, а наделила их новыми, не существующими в жизни качествами. Именно это природное свойство человеческого ума позволяет художнику, отталкиваясь от реальных явлений, предметов, складывать свои причудливые образы. При этом творческая фантазия художника не противостоит действительности, и является особой, при­сущей только искусству формой отражения жизни, ее познания и обоб­щения. Вот почему мы имеем право говорить, что существенной особенностью творческого художественного воображения является способность на основе переработки прежних представлений создавать новый целостный образ, умение освещать и раскрывать новые, еще неизвестные никому связи вещей и явлений.

Конечно, богатство и сила фантазии зависит от природных данных художника, от его психики. Но не только! Решающее значение для твор­ческого воображения, творческой фантазии художника имеет его эмо­циональная память, способность ассоциативно мыслить, мироощущение, неразрывно связанное с мировоззрением, глубина познания им реаль­ной действительности, постижение общественно-исторического опыта, личный жизненный опыт и, не менее важное - степень увлеченности бу­дущим художественным произведением.

Но если сила фантазии, воображения зависит и от опыта, и от уме­ния наблюдать, видеть, запоминать явления жизни, факты, человеческие характеры и т.д. , если фантазия питается богатством знаний, значит ее можно развивать? Конечно. Как губка, впитывая впечатления действи­тельности, режиссер должен постоянно заполнять «кладовую своего соз­нания», которая безгранична. В процессе творчества именно из этой «кладовой» фантазия черпает строительный материал. И чем больше заполнена кладовая, тем ярче и интереснее режиссерские находки, раз­нообразнее режиссерские замыслы.

Окончательное решение сборного концерта у нас выстроится толь­ко после того, как мы конкретно будем знать не только какими творче­скими силами (номерами) мы располагаем, но и их репертуар, то есть приступим к просмотру номеров.

Я не удивлюсь, если вы возразите мне: мол, как же так, ведь реше­ние будущего концерта должно определиться у режиссера еще до про­смотра номеров. Может быть. Не хочу спорить. Искусство режиссуры -вещь очень индивидуальная. У разных режиссеров решение концерта рождается по-разному: до, после или во время просмотра номеров. У Меня до просмотра номеров возникает только «набросок» решения. Окончательно же оно оформляется после, а чаще всего во время про­смотра номеров. Просматривать и отбирать номера мне позволяет зна­ние темы будущего концерта. А уж сами номера дают пищу фантазии, которая рождает окончательный вариант концерта. Именно тогда у меня возникает прием, который придаст концерту единый образ. А без знания номеров, их содержания, манеры исполнения найти такое ре­жиссерское решение, такой прием, как правило, не удается. Вообще, должен заметить, что именно номера чаще всего наталкивают режиссе­ра на определенное образное решение концерта. Конечно, случается и так, что в процессе просмотров и репетиций задуманное приходится отбрасывать, заменять другим, так как неожиданно какой-то номер под­сказывает новое, более интересное режиссерское решение концерта. Но это бывает крайне редко.

Поиск решения концерта дело нелегкое. Приходится перебирать десятки, а может быть сотни различных подсказанных фантазией реше­ний, пока ты находишь то единственное, которое наиболее полно выра­зит задуманное тобою. И, избежав традиционности, придаст концерту собственное неповторимое лицо. А это для режиссера очень важно. Ибо довольно часто приходится видеть концерты, построенные по одному принципу: в начале — чтение, пение, танец в конце первого отделения, второе — откроет оркестр... Оригинальные номера в конце и общий по­клон. И так каждый раз, независимо от того, по какому поводу режис­сер поставил концерт. Кстати, замечу, что даже сегодняшние концерты, имеющие разные названия, которые проводятся на сцене концертного зала «Россия», практически строятся по одной схеме, становясь своеоб­разным штампом. И не только потому, что в каждом концерте, по сути, принимает участие одна и та же обойма артистов. Хотя каждый празд­ник, событие, дата, повод имеет не только собственное содержание, но и свой единственный неповторимый образ. И задача постановщика концерта заключается в том, чтобы, поняв эту особенность, найти такое решение, которое бы наиболее полно и интересно раскрывало тему концерта. Лишь тогда режиссер сумеет отойти от штампа не только в решении самого концерта, но и в построении концерта, в отборе и вер­стке его номеров.

В конечном счете, именно от точности, стройности, ясности режис­серского решения зависит не только оригинальность, но и художест­венная целостность концерта, а значит, и его успех у зрителей. «Важно только не загонять воображение в рамки привычных форм» (А.Гончаров).

Нужно учитывать, что каким бы интересным не было придуманное решение концерта, если оно рождено в отрыве от имеющихся в распо­ряжении постановщика творческих сил, оно не может быть осуществ­лено.