Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Пенитенциарная криминология

.pdf
Скачиваний:
968
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
2.28 Mб
Скачать

результате внезапно возникшего умысла, причем каждое второе лицами, находящимися в состоянии опьянения. Две трети разбой- ных нападений совершаются лицами, ранее судимымиза хищения или другие преступления против собственности. Характерно, что предметом большинства хищений, совершаемых в форме разбоя, является государственное имущество.

Мошенничество в структуре хищений составляет не более 4 %, то есть встречается значительно реже по сравнению с дру- гими формами хищений. Предметом посягательства, так же как и при разбое, чаще становится государственное имущество. При этом изготавливаются фиктивные требования, подделываются подписи должностных лиц, в результате чего со складов незакон- но изымается имущество. На контрагентских объектах имуще- ство получается со складов других государственных или обще- ственных организаций, но чаще всего поддельные документы ис- пользуются при хищении продуктов питания из магазинов ИУ. Такие преступления, как правило, имеют многократный характер, совершаются группой лиц и длятся от одного до трех месяцев.

Получает распространение хищение в форме мошенничества осужденными, пользующимися правом бесконвойногопередвиже- ния, которые обманно предлагают выполнить какие-либо услуги гражданам и организациям, завладевая при этом деньгами, полу- ченными в качестве аванса.

Подавляющее большинство хищений в форме присвоения и растраты имущества, вверенного осужденным, совершается в соучастии с вольнонаемными сотрудниками ИУ. В этих случаях осужденные выполняют функции материально ответственных лиц. Хищения имущества, совершаемые осужденными в форме при- своения, не превышают 1,5 % от общего количества хищений, в форме растраты – 2,5 %. Как правило, растрата представляет собой продажу имущества, вверенного виновному или находяще- гося в его ведении.

Для криминологической характеристики хищений имущества осужденными очень важно определить место их совершения. Более половины хищений (56 %) совершается осужденными в

421

жилых зонах. При этом 24 % хищений совершаются из магазинов (чаще в форме кражи и мошенничества), а 15 % – из столовых (наряду с кражей и мошенничеством в форме грабежа, разбоя, присвоения, растраты).

Редкими, но резонансными являются хищения имущества из кабинетов начальников ИУ, их заместителей, начальников частей и служб, расположенных на территории жилой зоны, начальников отрядов, из медицинских частей. Осужденными, не вышедшими на прогулку, а также дневальными совершаются хищения даже из самых охраняемых мест исправительных учреждений ШИЗО и ПКТ. Обращают на себя внимание хищения в жилых секциях осужденных, банях, плохо просматриваемых участках (у туале- тов, за зданиями и т. д.). Преступления в подобных местах отли- чаются особой дерзостью, с применением физического насилия, причинением вреда здоровью различной степени тяжести. Кроме указанных мест, хищения совершаются из школ и профучилищ, кинобудок и фотолабораторий, художественных мастерских, биб- лиотек и др.

Более 20 % хищений имущества совершается осужденными в промышленных зонах учреждений, а именно со складов готовой продукции, в цехах, из бухгалтерии и кабинетов начальников цехов мастеров, раздевалок, столовых.

Вто же время место таких преступлений не ограничивается территорией учреждения. Осужденными, находящимися за терри- торией (на контрагентских объектах, в больницах, отпусках, во время этапирования, в побеге), совершается 22,5 % хищений чужогоиму- щества. Половина преступлений выпадает на долю осужденных, пользующихся правом бесконвойногопередвижения. Ими, как пра- вило, совершаются хищения с тех объектов, которыевходят в состав ИУ (административные здания (штабы), сельскохозяйственные объекты мест лишения свободы). Однако особенно часто похища- ется имущество из материально-технических складов, находящих- ся за пределами ИУ.

Введомственных больницах доля хищений составляет менее 2 %, а в городских менее 1 %. Следует уточнить, что в город-

422

ских больницах лечится всего 1/10 часть осужденных от общего числа госпитализированных. Осужденные часто покидают преде- лы больниц и совершают хищения в форме грабежа и разбоя.

Нередко попустительство в совершении преступлений допускают представители медицинского персонала, служб, осуществляющих надзор за лечащимися осужденными.

Не может оставаться без внимания характеристика хищений имущества во время этапирования осужденных. Как правило, они

совершаются на пересыльных пунктах и в специальных вагонах для перевозки осужденных.

Применение такого нового института, как отпуск осужденных, выявило и его негативную сторону. Так, осужденные, пользующи- еся правом на отпуск, совершают практически все наиболее рас- пространенные преступления, в том числе хищения чужого иму- щества. Несмотря на то что количество хищений в отпусках составляет всего 0,2 % от общего числа этих преступлений, дан-

ный факт должен привлекать внимание не только администрации ИУ, но и органов милиции.

Участившиеся за последние годы побеги из мест лишения свободы также отрицательно сказываются на предупреждении преступлений против собственности. Во время подготовки к по-

бегу осужденные совершают хищения чужого имущества как в ИУ, так и во время побега за их пределами. Причем имущество похищается из всех доступных мест в формах кражи, грабежа, разбоя и мошенничества.

Существенное значение для организации борьбы с хищениями имущества в исправительных учреждениях имеет знание време- ни совершения этих преступлений.

Большинство хищений совершается в вечернее и ночное вре- мя (80,5 %). Причем это характерно и для абсолютного большин- ства хищений чужого имущества, сопряженных с насилием (гра- беж, разбой). Любопытно, что именно грабежи и разбои соверша- ются в вечернее время, независимо от места преступления. Обращает на себя внимание совершение насильственных хище- ний в ночное время и предпраздничные, праздничные и выходные

423

дни. Половина вечерних и ночных хищений чужого имущества приходится на дни отдыха осужденных.

Хищения значительно реже совершаются в дневное (14,4 %) и утреннее (5,1 %) время, когда основная часть представите- лей администрации находятся на рабочих местах, то есть по- ведение осужденных в большей степени определяется распо- рядком дня ИУ.

Хищения в форме присвоения, растраты и мошенничества, напротив, совершаются в дневное время (95 %) и лишь частично вечером и ночью (5 %). Это обусловлено режимом работы скла- дов, баз и других объектов подобного рода, которые функциони- руют, как правило, только в дневное время.

Как известно, если есть хищение как социальное правовое явление, то есть и потерпевший от преступления. Хищения совершаются как у физических, так и у юридических лиц. Другие осужденные оказываются потерпевшими от хищений в 30 % слу- чаев. Большинство подобных хищений совершается в форме кра-

жи (90 %).

Помимо осужденных, хищения совершаются у сотрудниковИУ. Значительно чаще потерпевшими являются вольнонаемные со- трудники, непосредственно работающие с осужденными. Неред- ки хищения у родственников осужденных.

Потерпевшими от хищения являются и представители обще- ственности. Так, чаще похищалось имущество у представителей шефских организаций, лекторов, депутатов (0,3 %).

Заслуживает внимания анализ хищений чужого имущества по признаку соучастия. Доля хищений, совершенных в соучастии, составляет 18 % от общего числа преступлений против собствен- ности. Количество соучастников в групповых хищениях осужден- ных колеблется от 2 до 5 человек. Группы из двух человек состав- ляют 8,5 %. Наиболее организованные преступные группы осуж- денных характерны для ИУ строгого вида режима, в которых око- ло 80 % всех хищений совершается в форме грабежа, разбоя и группового мошенничества. Что касается колоний общего режима, то в них преступные группы состоят в основном из 2–3 человек.

424

Наиболее распространенным видом соучастия на данном виде ре- жима является соисполнительство.

В динамике количество хищений, совершенных в соучастии, имеет тенденцию к росту. Несмотря на то что количество краж значительно выше (71,6 %) по сравнению с другими формами хищения, организованных групп меньше. Однаков них имеют место все разновидности соучастников. Так, если организаторов на все формы хищения приходится равное количество, то пособников при совершении краж было значительно больше (2/3), а подстрекате- лей подавляющее большинство (примерно 4/5). Осужденные, со- вершающие кражи в соучастии, как правило, ранее совершали корыстные преступления, большинство из них осуждены по пре- дыдущему приговору за хищения.

Такие формы хищения, как грабежи и разбои, в 70 % случаев совершаются группой лиц. Организаторами подобных хищений становятся лица, осужденные за корыстно-насильственные пре- ступления (около 30 %).

Хищения в форме мошенничества более других характеризуе- мых преступлений отличаются своей организованностью и тщатель- ностью подготовки. Организаторы в большинстве случаев имеют более высокий по сравнению с организаторами других форм хище- ния образовательный уровень, а часть из них являются даже спе- циалистами в определеннойсфере (художники, графики, бухгалтеры).

Организаторы хищений в форме присвоения и растраты также отличаются высоким образовательным уровнем и даже наличи- ем специального образования. Установлено, что с возрастом уве- личивается и количество осужденных, которые способны органи- зовать хищение, посколькуэти лица уже имеют преступный опыт, большинство из них неоднократно судимы.

Следует отметить, что исполнителей меньше в старших воз- растных группax, а осужденные молодежноговозраста легко идут на совершение преступления под началом более опытных осуж- денных.

Подстрекатели относятся, как правило, к старшим возраст- ным группам. Пособниками являются в равной степени предста-

425

вители всех возрастных групп. Часто подстрекатели проходят по уголовному делу в качестве свидетелей. Это свидетельствует о том, что в отдельных случаях сложно было доказать соответ- ствующееотношение к совершенномупреступлению осужденных, уличенных в подстрекательстве. Однако в некоторых ситуациях пособничество квалифицируется как укрывательство, и наоборот, укрывательство как пособничество. На это обстоятельство сле- дует обращать внимание как органам предварительного рассле- дования, так и судам.

В то же время подавляющее большинство (82 %) – это хище- ния, которые совершены одним осужденным. Такое положение

объясняется невысокой степенью сплоченности осужденных в местах лишения свободы при совершении хищения чужого иму- щества.

Особенностью хищений, совершаемых одним осужденным, является ограниченность в информации о действиях преступника. Речь идет о том, что осужденные, совершающие хищения в оди- ночку, нередко свой замысел держат в тайне. В связи с этим

групповые хищения чаще изобличаются на этапе приготовления к хищению либо на стадии покушения.

Относительно небольшой удельный вес хищений в структу-

ре пенитенциарной преступности осужденных компенсируется высокой латентностью преступлений против собственности. В сферу регистрации попадают лишь наиболее опасные и оче- видные посягательства осужденных на чужое имущество. Дру- гие преступления против собственности, содержащие признаки таких составов преступлений, как умышленное причинение иму- щественного вреда, вымогательство, неправомерное завладение чужим имуществом без цели хищения, либо вовсе не выявляют- ся, либо часто переводятся в разряд дисциплинарных проступ- ков, которые влекут за собой соответствующие им формы пра- вового реагирования.

Соотношение между зарегистрированными и незарегистриро- ванными хищениями может быть представлено следующим об- разом: приготовление к краже, покушение на кражу и оконченная

426

кража – 1:9; грабеж – 1:3; разбой – 1:1,5; мошенничество – 1:1,3. В среднем соотношение зарегистрированных хищений и латент- ных составляет 1:4. По видам режима ИК самая высокая латен- тность на строгом виде режима, самая низкая на особом. По месту совершения хищения самая высокая латентность в больни- цах, комнатах свиданий, во время побега, а самая низкая в ад- министративных зданиях (помещениях), ШИЗО и ПКТ. По вре- мени суток самая высокая в вечернее время. В выходные и праздничные дни латентность выше, чем в обычные.

Таким образом, хищения в ИУ совершаются в большинстве случаев в первые годы пребывания осужденных в местах лише- ния свободы; лицами, ранее осужденными за корыстно-насиль- ственные и корыстные преступления; в одиночку; в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни; достаточно часто сопровождаются проникновением в служебное, производственное помещение, жилище или иное хранилище; в жилых зонах, то есть в наиболее охраняемых и контролируемых местах; в совокупно- сти с другими преступлениями (в основном против личности); характеризуются высокой латентностью.

§ 2. Криминологическая

Изучение личности осуж-

денного сложный и много-

характеристика

гранный процесс, заключаю-

личности осужденного,

щийся в получении и анали-

совершающего хищения

зе большого объема инфор-

чужого имущества в ИУ

мации. Известно, что каждая

 

категория осужденных име-

ет личностные особенности. Это относится и к осужденным, совершающим хищения в ИУ.

Социально-демографическая характеристика. Среди осуж-

денных, совершивших хищения имущества во время отбывания наказания, 96,5 % – лица мужскогопола. Средний возраст расхи- тителей составляет 27,5 года, что ниже показателей среднего воз- раста других категорий осужденных, совершивших преступления

427

в ИУ (хулиганство – 30 лет, умышленные убийства – 28 лет), и лиц, содержащихся в ИУ (33 года).

Более 80 % осужденных на момент совершения преступления не имели семьи, 2 % – сожительствовали. Это, как правило, лица, неоднократно судимые, ведущие антиобщественный образ жизни, с низким образовательным уровнем, в основном относящиеся к стар- шим возрастным группам (от 50 до 54 и от 55 до 59 лет). Однако велика доля не вступивших в брак и среди осужденных молодеж- ного возраста, особенно от 18 до 24 лет. Всего 6 % таких осужден- ных находились в зарегистрированном браке и 1,5 % – сожитель- ствовали. Относительное благополучие, в сравнении с другими категориями характеризуемых осужденных, выпадает на возраст- ную группу от 30 до 39 лет (около 20 %). В целом количество отбывающих наказание и совершивших хищение в ИУ осужден- ных, состоящих в браке, на 1/3 больше чем число осужденных, не состоящих в браке, что является серьезным препятствием в использовании семьи как педагогического средства воздействия.

Повышение общеобразовательного уровня за последние три десятилетия в стране затронуло и находящихся в местах лишения свободы осужденных, совершивших хищение имущества в ИУ. Их уровень образования повысился по сравнению с 60-ми годами XX в. Количество осужденных рассматриваемой категории, име- ющих среднее или незаконченное среднее образование, прибли- жается к 70 %. Большинство преступников характеризовались в школекак второгодники, которыепереводились из школы в школу или отчислялись за крайне низкую дисциплину, неудовлетворитель- ную успеваемость.

По роду занятий до совершения первого преступления 65 % осужденных относились к рабочим, 10 – к работникам сельского хозяйства, 5 – к служащим; около 10 % – имели неопределенный род занятий. Рассматриваемые лица, как правило, не имели опре- деленного места жительства, либо вели кочевойобраз жизни, либо бродяжничали, продолжительное время нигде не работали, у не- которых из них не было документов, подтверждающих личность. Основная часть характеризуемых лиц имели серьезные матери-

428

альные и финансовые трудности. На их долю выпадают более 70 % корыстных и корыстно-насильственных преступлений.

Корыстная направленность сформировалась у подавляющего большинства этих осужденных в детском или подростковомвоз- расте и представляет собой устойчивую, привычную форму по- ведения, глубоко укрепившуюся с годами систему преступных и антиобщественных действий. Осужденные указанной категории предпочитают вести преступный образ жизни не только на сво- боде, но и в условиях отбывания наказания. Совершение коры- стных преступлений для большинства из них основной вид деятельности.

Уголовно-правовые признаки. В ИУ за корыстные и корыст-

но-насильственные преступления отбывают наказание более70 % осужденных. Примечательно, что почти 80 % характеризуемых

осужденных до совершения хищения чужого имущества в ИУ имели по две и более судимости.

Данные о преступлениях, за которые осужденные отбывали наказание до совершения хищений имущества в ИУ, приведены в таблице 12.2.

Таблица 12.2

Распределение осужденных, совершившиххищения имущества в ИУ, в зависимости отквалификации преступления,

за котороеони отбывали наказание, %

 

 

Доля осужденных, совер-

Преступления, за которые

шивших преступление

п/п

осужденные отбывали наказание

до хищения имущества

 

 

в исправительных колониях

1

Преступления против личности:

12,3

 

убийства (ст. 105–107, 109 УК РФ);

4,6

 

причинение тяжкого вреда здоровью

0,9

 

(ст. 111 УК РФ)

 

2

Преступления в сфере экономики:

73,5

 

хищения (ст. 158–162 УК РФ)

70,5

3

Преступления против общественной

10,9

 

безопасности и общественного порядка:

 

 

хулиганство(ст. 213 УК РФ)

8,4

4

Прочие

3,3

5

Итого

100

429

Анализ сроков лишения свободы применительно к различным возрастным категориям указывает на то, что сроки лишения сво- боды, назначенные осужденным до совершения хищения имуще- ства в ИУ, довольно продолжительные: более 10 лет у 12 % осужденных, от 5 до 10 лет – 34, от 3 до 4 – 23, до 2 лет у 15 %. Более 2/3 обследуемых осужденных к моменту рецидива не от- были и половины срока наказания, назначенного судом.

Нельзя забывать о высокой степени общественной опасности хищений имущества, совершаемых в ИУ, так как речь идет о незаконном изъятии чужого имущества в условиях полной изоля- ции осужденных, строгой регламентации их жизни, а также на территории учреждений, призванных не только обеспечивать со- блюдениезаконности, но и предупреждать совершение преступле- ний. Это требование вытекает из положений уголовного (ст. 43 УК РФ) и уголовно-исполнительного (ст. 1 УИК РФ) законода- тельства.

Нравственные свойства личности осужденного во многом предопределяют его потребности и интересы. Нередко поведение осужденных обусловлено естественными потребностями челове- ка, но психологический механизм совершения конкретного пре-

ступления способствует определению криминогенной мотивации такого социального поведения, в основе которогопрослеживается корыстный мотив.

Потребность в продуктах питания и одежде у осужденных возникает чаще чем другие, поэтому более половины имущества, похищаемого ими во время отбывания наказания, составляют именно эти предметы. Так, несмотря на регулярное получение пищевого довольствия, потребность в продуктах питания возника- ет у 1/3 осужденных, совершивших хищение имущества. При этом совершению хищений продуктовпитания из столовых часто пред- шествуют дисциплинарные правонарушения, связанные с выно- сом чужих порций обеда, ужина и т. д. В свою очередь, потреб- ность в одежде возникает у каждого пятого осужденного. В дан- ном случае речь идет как о разрешенной к ношению одежде, похищаемой у других осужденных, со складов, из магазинов, ка-

430