Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / СРЯ / Лекции / Тексты. ИКР 1. Журналисты / ИКР 1. В 24. Хотим ли мы знать правду

.docx
Скачиваний:
63
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
22.92 Кб
Скачать

«PSYCHOLOGIES», февраль 2011, № 58

от редактора Юна Козырева

Хотим ли мы знать всю правду о других?

туозное проявление нашего интеллекта. Лгать - это означает знать, что точным словом, ситуацией, улыбкой или жестом я смогу изменить взгляды другого, всту­пить в его личный мир. Это высший интел­лектуальный пилотаж, для которого необ­ходимо, чтобы я, лгущий, был способен представить себе представления другого человека. А для этого нужно, чтобы я был не просто очень умным, но еще и чутким к миру другого».

Значит, не всякая ложь - безусловное зло, как и не всякая правда - благо. Нельзя ма­нипулировать никем в своих корыстных целях. Но обманом мы вправе защищать­ся, если в опасности наше достоинство и жизнь. А самообман дает нам время прий­ти в себя, если обстоятельства (жестокий удар, потеря...) превосходят наши силы. «Все это, конечно, не означает, что гово­рить правду не нужно, - уточняет Борис Цирюльник. - Вообще-то мы всегда ее го­ворим - пусть и не с помощью слов, но она всегда найдет возможность проявиться». Что будет дальше с WikiLeaks, нам наверняка еще сообщат. А вот что касается лжи... Я лично вспоминаю парадоксальную фразу одного своего давнего и любимого друга: «Врать лучше чистую правду». По-моему, в ней есть немалая доля здра­вого смысла.

* Борис Цирюльник (Boils Curulnib) -французский психоаналитик, психиатр, этолог, автор многих книг, последняя из которых -«Стыд» («Mourir de dire. La honte», Odile Jacob, 2010).

Конечно да. По крайней мере ту ее часть, которая не грозит нас чем-нибудь сильно обидеть. Хотим ли мы, чтобы другие знали всю правду о нас? Конечно нет. Ведь если информация дает власть, то мы, в свою очередь, вправе отстаивать нашу свободу и неподвластность.

На такие мысли меня навели те бурные события, которые начались после разобла­чений на сайте WikiLeaks в конце минув­шего года. Скандалы, протесты, преследо­вания, арест основателя сайта и хакерские атаки на сайты тех, кто его арестовывал... Меня больше впечатлила не политичес­кая часть сюжета (в политике всегда не без скандалов), а психологический его эффект: вот открылось некоторое коли­чество вполне понятных, «рабочих» для дипломатии обманов - и мир мгновенно поделился на два лагеря - «борцов за правду» и тех, чью жизнь она нарушает. Спрашивать себя о том, можно ли предста­вить жизнь нашего общества без обмана, сегодня, наверное, уже не имеет смысла. Как и нашу собственную, личную жизнь. Да, мы обманываем. И себя, и других. Но в этом, что интересно, может и не быть ничего особенно плохого, если мы ясно по­нимаем, зачем поступаем так, и знаем в об­мане меру. Более того, известный психо­аналитик Борис Цирюльник (Boris Cyrul-nik)* убежден: наша ложь может служить доказательством и нашего разума, и нашей человеческой чуткости. «Прибегая к обма­ну, мы тем самым проявляем эмпатию, спо­собность понимать чужие чувства, - объя­сняет он. - Ложь, несомненно, самое вир-

16 PSYCHOLOGIES ФЕВРАЛЬ 2011