2012-1blischenko
.pdfИзложенное дает основание заявить, что табуированная до 90- х гг. минувшего века тема международной правосубъектности МНПО и утверждения о том, что МНПО — субъекты международного частного права, долгое время оставалась, что называется, asylum ignorantie — «убежищем невежества», так юристы средневековья называли понятие, которое не выражает существа обсуждаемого вопроса, но к которому все прибегают, поскольку не хотят (в силу разных причин) серьезно исследовать спорный вопрос.
Оглядываясь назад, невольно ловишь себя на мысли, что затянувшееся непризнание международной правосубъектности МНПО было обусловлено не столько тем, что они не являются субъектами общего международного права, сколько тем, что никем не ставилась задача признания их таковыми.
Подводя итог сказанному, отметим, что, следуя за практикой международных отношений последнего времени, отечественная международно-правовая наука в целом пересматривает свое отношение к вопросу, вынесенному в заглавие настоящей работы. Этому в немалой степени способствует тот факт, что сторонников признания искомого качества за МНПО становится все больше, что дает основание надеяться на то, что не за горами время, когда это «количество перерастет в качество», и рассматриваемая международная правосубъектность будет безусловно и повсеместно признана за неправительственными организациями, как это случилось в не столь далеком прошлом с межправительственными организациями.
Тенденция к этому, вызревающая в недрах прежних стереотипов и фобий, ныне набирает силу и становится все более устойчивой. И она, естественно, требует своей научной интерпретации.
161
ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
С МЕЖДУНАРОДНЫМИ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Татьяна Михайловна Быкова
аспирантка кафедры международного публичного права Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
tania.bykova@gmail.com
Современный этап развития международных отношений международных межправительственных (ММПО) и международных неправительственных организаций (МНПО) характеризуется возрастающим масштабом сотрудничества, направленного на решение многочисленных глобальных проблем, причем взаимодействие с международными неправительственными организациями в той или иной форме осуществляется большинством ММПО, универсальных или региональных. Официальный статус предоставляется международным неправительственным организациям как Организацией Объединенных Наций (ООН), так и ее специализированными учреждениями. Вопросы сотрудничества организаций системы ООН с неправительственными организациями находятся постоянно в центре внимания деятельности ООН, и, более того, в настоящее время расширяется сфера этого сотрудничества, изменяются его формы, что ведет к росту числа неправительственных организаций, тесно взаимодействующих с ООН.
Ряд международных региональных организаций, в частности, Совет Европы, Организация американских государств (ОАГ), Африканский союз, также осуществляют активное сотрудничество с МНПО.
162
Такое сотрудничество основывается на международно-правовых документах, разрабатываемых в рамках ММПО. Возможность установления взаимоотношений с международными неправительственными организациями предусматривается в учредительных актах многих международных межправительственных организаций. Так, ст. 71 Устава ООН предусматривает, что ЭКОСОС уполномочивается проводить консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию1. Статья 12 Устава Международной организации труда (МОТ) устанавливает, что данная организация может, если сочтет это желательным, принимать любые соответствующие меры для совещания с признанными неправительственными международными организациями, включая предпринимательские, рабочие, сельскохозяйственные и кооперативные международные организации2. В соответствии со ст. 11 Устава ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) она может принимать надлежащие меры для организации консультаций и обеспечения сотрудничества с международными неправительственными организациями, занимающимися вопросами, входящими в круг ее ведения, а также возлагать на них конкретные поручения3. Статья 1 Устава Международного союза электросвязи устанавливает одной из целей деятельности данной организации содействие на международном уровне более общему подходу к разносторонним вопросам электросвязи в том числе путем сотрудничества с теми неправительственными организациями, которые связаны сэлектросвязью4.
1Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С.
Кривчикова. — М., 1996. — Т. 1. — С. 24.
2Устав Международной организации труда от 1919 г. // Международное публичное право: Сб. документов / Под ред. К.А. Бекяшева и Д.К. Бекя-
шева. — М., 2009. — С. 278.
3Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры от 16 ноября 1945 г. // Международное публичное право: Сб. документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. — М.: БЕК, 1996.
— Т. 1. — С. 259.
4Устав Международного союза электросвязи от 22 декабря 1992 г. // Действующее международное право / Под. ред. Ю.М. Колосов, Э.С.
Кривчикова. — М., 1997. — Т. 3. — С. 256.
163
В целях реализации положений учредительных актов международные межправительственные организации разрабатывают текущие документы о сотрудничестве с МНПО (резолюции, принципы, руководства, иные). Так, в рамках ООН — это «Мероприятия по консультациям с неправительственными организациями»; Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) были разработаны «Принципы, определяющие отношения ВОЗ и неправительственных организаций»; ЮНЕСКО — «Директивы, касающиеся отношений с неправительственными организациями», Сельскохозяйственной и продовольственной организацией Объединенных Наций (ФАО) — так называемая «Политика взаимоотношений с международными неправительственными организациями»; Международной морской организацией (ИМО) — «Правила, определяющие отношения между ИМО и неправительственными организациями», а также «Руководство по предоставлению консультативного статуса». ОАГ приняты такие документы, как резолюции Постоянного совета, устанавливающие «Руководство участия организаций гражданского общества в мероприятиях ОАГ» CP/RES. 759 (1217/99), «Стратегия увеличения и усиления участия организаций гражданского общества в мероприятиях ОАГ» CP/RES. 840 (1361/03), «Фонд поддержки участия организаций гражданского общества в мероприятиях ОАГ и американских саммитах» CP/RES. 864 (1413/04)1; Советом Европы — резолюция от 19 ноября 2003 г. «Статус участника, предоставляемый Советом Европы международным неправительственным организациям» (2003)8 и резолюция от 19 ноября 2003 г. «Статус партнера национальных неправительственных организаций при Совете Европы» (2003)9.
Взаимодействие ММПО с МНПО эволюционирует и в настоящее время может быть дифференцировано на договорное, институционное и комбинированное направления. В частности, виды договорных форм сотрудничества между ММПО и МНПО довольно разнообразны: посредством предоставления официального статуса (консультативного, партнера, участника и иного), аккредитации для принятия участия в отдельных мероприятиях ММПО,
1 Сайт Организации американских государств. URL: http://www.oas.org/ /en/ser/dia/civil_society/docs/Civil_Society_Manual(English).pdf.
164
регистрации МНПО и др. В основе таких официальных отношений всегда лежит заключаемое между ММПО и МНПО соглашение, что позволяет утверждать, что сотрудничество международных неправительственных организаций с межправительственными организациями имеет договорную форму. При этом данные соглашения не являются международно-правовыми договорами в собственном значении этого термина, как он определен в Венской конвенции о праве договоров 1969 г. и в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.
МНПО также могут получить статус наблюдателя при международных межправительственных организациях (например, при ООН, Арктическом совете, др.). В доктрине статус наблюдателя нередко сопоставляют с консультативным статусом. Как отмечает зарубежный исследователь Г. Шермерс, консультативный статус подразумевает более активную роль, чем наблюдатели. Наблюдатель более пассивен. Он предоставляет информацию о происходящем, но не участвует в совещании, на котором присутствует1. Кроме того, консультативный статус зачастую предполагает и возможность выступать неправительственным организациям и в качестве наблюдателя. Так, присутствовать в качестве наблюдателей на открытых заседаниях Совета, его комитетов и сессионных органов могут и неправительственные организации, имеющие консультативный статус ЭКОСОС, что определяется правилом81 указанных Правил2.
Однако именно для сотрудничества с МНПО межправительственными организациями был учрежден специальный механизм взаимодействия — консультативный статус. Как правило, ММПО устанавливают несколько категорий официального статуса. Соответствующая категория присваивается МНПО в зависимости от ее международного авторитета и заинтересованности ЭКОСОС в сотрудничестве с ней3. В частности, Экономический и социальный
1См.: Schermers H.G. International Institutional Law. — Leiden, 1972. — P. 72.
2Правила процедуры Экономического и социального совета ООН. E/5715/Rev.2. — Нью-Йорк, 1992. — С. 31.
3Международное право: Особенная часть: Учебник / Под ред. Р.М. Валеева, Г.И. Курдюкова. — М., 2010. — С. 377.
165
совет ООН (далее — ЭКОСОС; Совет) предоставляет неправительственным организациям один из следующих видов консультативного статуса: общий, специальный или возможность быть включенным в список. Общий, также его называют генеральный, консультативный статус получают НПО, представляющие значительную долю общественности в пределах территории нескольких стран. Данным статусом наделяются МНПО, которые широко представлены географически. Вместе с тем сфера деятельности таких НПО должна включать в себя более 35 вопросов повестки дня ЭКОСОС и его вспомогательных подразделений. Специальный статус предоставляется неправительственным организациям, обладающим специальной компетенцией в отдельных областях деятельности ЭКОСОС. В список (ростер) включаются НПО узкой специальности, однако признаваемые в качестве вносящих весомый вклад в работу ЭКОСОС и его вспомогательных подразделений. В данную категорию причисляют НПО, которые не могут быть наделены общим или специальным статусом, но которые готовы оказать Совету помощь в его работе.
При ФАО неправительственные организации могут быть наделены одним из таких категорий официального статуса, как: консультативный статус, специальный консультативный, статус связи. В рамках Совета Европы консультативный статус предоставлялся до 2003 г. Однако в 2003 г. были приняты новые документы: резолюция (2003)8 «О статусе участника международных неправительственных организаций при Совете Европы» и резолюция 2003(9) «О партнерстве между Советом Европы и национальными НПО», устанавливающие такие виды официального статуса, как статус участника для международных НПО и статус партнера для национальных НПО. ОАГ установлены следующие формы сотрудничества с неправительственными организациями: регистрация при ОАГ, заключение соглашения о сотрудничестве, участие на заседаниях ОАГ в качестве «специального гостя»1.
Вторым направлением в используемых формах сотрудничества между ММПО и МНПО выступает институционное оформле-
1 Сайт Организации американских государств. URL: http://www.oas.org/ /en/ser/dia/civil_society/docs/Civil_Society_Manual(English).pdf.
166
ние связей. Так, помимо принятия соответствующих актов в рамках внутриорганизационного механизма межправительственных организаций создается ряд органов, с помощью которых осуществляется сотрудничество с неправительственными организациями. В Организации Объединенных Наций подобным органом является Комитет по неправительственным организациям, учрежденный в соответствии с резолюцией ЭКОСОС в 1946 г. При Секретариате ООН действует Департамент экономических и социальных дел (Департамент). Данный орган содействует повышению эффективности системы ООН в оказании помощи правительственным и неправительственным организациям в применении достижений науки и техники в целях развития1. Департамент является органом, занимающимся вопросами сотрудничества с неправительственными организациями, имеющими консультативный статус при ЭКОСОС. Цели деятельности Департамента следующие: поддержка НПО; информирование НПО о событиях и возможностях в отношении сотрудничества с ООН; поддержка деятельности Комитета по НПО; регистрация конференций2. В ЮНЕСКО вопросами сотрудничества с МНПО занимаются Генеральная конференция и Исполнительный совет, а также установлена возможность создания и специальных вспомогательных органов3. Всемирной организацией здравоохранения в рамках Исполнительного Совета ВОЗ учрежден специальный орган — Постоянный комитет по неправительственным организациям, который рассматривает кандидатуры неправительственных организаций, претендующих на совместную работу с ВОЗ, представляет рекомендации Исполнительному Совету по конкретным НПО4. Кроме того, в рамках ВОЗ создана специальная Инициатива по гражданскому обществу, цель которой
1Международные организации системы ООН // Титаренко А.А. Справочник. — М.: Международные отношения, 1990. — С. 123.
2Официальный сайт Департамента по экономическим и социальным де-
лам Секретариата ООН. http://csonet.org/index.php?menu=30.
3См.: Шибаева Е.А. Право международных организаций: Вопросы теории. — М.: Международные отношения, 1986. — С. 72.
4Сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: http://www.who.int/ civilsociety/relations/principles/en/index.html.
167
заключается в развитии взаимоотношений с представителями общественности1. В рамках Программы развития ООН создан Консультативный комитет по организациям гражданского общества, задача которого — способствовать установлению формальных отношений с представителями общественности2. Организацией американских государств учрежден специальный Фонд поддержки участия организаций гражданского общества в мероприятиях ОАГ и американских саммитах3.
Помимо официальных отношений с неправительственными организациями ММПО осуществляют взаимодействие с представителями гражданского общества и в форме рабочих неофициальных отношений. Так, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций имеет давнюю историю сотрудничества с организациями гражданского общества на местном, региональном и международном уровнях. При этом на местном уровне ФАО осуществляет тесное сотрудничество с ассоциациями фермеров, рыбаков, пастухов, животноводов, женщин, молодежи и коренных народов. ФАО признает, что эти партнерские отношения необходимы для эффективного и качественного развития сельского хозяйства, а также они имеют самое непосредственное отношение к проблеме продовольственной безопасности4.
В большинстве случаев заключаемые между ММПО и МНПО соглашения предусматривают создание неких специальных органов, структур или институтов, обеспечивающих налаживание и способствующих развитию их взаимодействия в общем плане либо в отдельных областях или по конкретным вопросам. Как бы то ни было, налицо, во-первых, институционная форма сотрудничества ММПО-МНПО, закрепленная в договоре, который объективно
1Civil Society Initiative. URL: http://www.who.int/civilsociety/en.
2UNDP and Civil Society Organizations: A Practice Note on Engagement. URL: http://europeandcis.undp.org/files/uploads/Povertyr%20reduction/UNDP%20p olicies%201.pdf.
3Manual for civil society participation in OAS activities. URL: http://www.oas.org/en/ser/dia/civil_society/docs/Civil_Society_Manual(English).pdf.
4Сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объеди-
ненных наций. URL: http://www.fao.org/partnerships/cso-home/en.
168
конституирует в целом комбинацию форм сотрудничества — договорных и институционных, — во-вторых. В итоге представляется целесообразным говорить о них как об определенных организа- ционно-правовых элементах механизмов, характеризующих состояние и современное развитие рассматриваемого сотрудничества ММПО и МНПО.
Сотрудничество с ММПО способствует усилению позиций неправительственных организаций в международных отношениях, в связи с чем в доктрине международного права немало дискуссий вызывает вопрос правового статуса международных неправительственных организаций. Однако, как представляется, несмотря на несомненно важную роль, которую МНПО играют в развитии международного права, получение ими официального статуса при международной межправительственной организации не может служить основанием для их признания субъектами международного права. Консультативный статус или наличие иных официальных отношений с ММПО не меняет природу неправительственных организаций, сущность которых принципиально образом отличается от межгосударственных организаций. Международные акты, принимаемые межправительственными организациями и направленные на установление взаимоотношений с МНПО, определяют рамки и в известной степени основы данного сотрудничества, что само по себе немало, но природу и существо правового положения международных неправительственных организаций в системе международного права не закрепляют и менять не могут.
169
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ КРИТЕРИИ ПРИЗНАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВ
Екатерина Геннадьевна Калинина
студентка Института государственного и международного права Уральская государственная юридическая академия
catherinekalinina@gmail.com
В 1949 г. Комиссия международного права ООН включила вопрос о признании правительств в перечень тем, подлежащих первоочередной кодификации1. Отчасти ввиду политического характера вопроса кодификация не была произведена. Однако выработка наиболее эффективных критериев для признания новых правительств в качестве законной власти могла бы стать важным шагом на пути к стабильности мирового сообщества.
Необходимость в критериях продиктована не только волной демонстраций и протестов, начавшихся в арабском мире. Наличие четких критериев помогло бы международному сообществу в определении позиции пришедшего к власти незаконным путем правительства на международной арене, а для революционеров критерии могут служить ориентиром для ведения грамотной внутренней и внешней политики.
Критерий 1: стабильность власти нового (временного) правительства.
Данный критерий предполагает, что пришедшее к власти правительство будет «долгоиграющим», а не моментально свергнутым новой группировкой, жаждущей власти. Основополагающий характер критерия подтверждается в Меморандуме Генерального
1 См.: Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право. — М., 1999.
— С. 39.
170
