Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

технический оптимизм и пессимизм

.docx
Скачиваний:
122
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
20.5 Кб
Скачать

Технический оптимизм и пессимизм

Когда стали исследовать влияние техники на жизнь людей и оценивать это влияние, то мнения оказались далеко не однозначными. Одни восторгались и гордились техническими успехами своего времени, технические новшества у них вселяли чувство оптимизма, уверенность в том, что покоряя природу при помощи техники можно полностью удовлетворить все человеческие запросы и ликвидировать все социальные неприятности. У других, напротив, возникло чувство пессимизма, страха перед техническим демоном, опасение за то, что человек будет порабощен машиной, эра роботов сменит эру человека. Так возникло две тенденции в понимании взаимоотношения техники и общества – технический оптимизм (принятие техники, возвеличивание техники)) и технический пессимизм (технофобия, боязнь техники)) Эти две тенденции имели многочисленные разновидности, которые то набирали силу, то ослабляли свое влияние в различное историческое время.

Поподробнее о каждом из этих направлений. Тех. Оптимизм - течение совр. бурж. философии, политэкономии, социологии и футурологии, представители которого возлагают надежды на решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с помощью науч.технич. прогресса. Сложилось во 2-й пол. 1960-х — 1-й пол. 1970-х гг. Ведущие представители — Дэниел Белл, Герман Кан, Элвин Тофлер (США), Бертран де Жувенель, Жан Фурастье (Франция).

В рамках технического оптимизма абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии.

Французский философ Анри Бергсон (1859-1941) доказывал, что техника – одно из проявлений «творческой эволюции», форма существования духовной силы, доминирующей над мировыми процессами. Именно в развитии техники от «тесаного камня до паровой машины» ему виднелось проявление духовной силы человечества.

Характерная черта техн. оптимизма – идеализация техники, переоценка возможностей ее развития: техника рассматривается как единственный или как первостепенный детерминирующий (обуславливающий) фактор социального прогресса.

Оптимисты – приверженцы кибертехнологии.

Сторонники же технологического пессимизма (в основе антисциентизм) акцентрируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации.

Технофобия как идея, выражающая негативное отношение человека к технике зародилась вместе с самой техникой. Технику с самого начала можно было использовать как во благо, так и во вред. Поэтому люди всегда неоднозначно относились к ней. Та же диалектичность (развитие идей) техники проявляется во множестве древних мифах (миф о вавилонской башне, Дедал-построил лабиринт для минотавра, Икар - преодолел земной притяжение).

Мыслители разных идей, направлений не раз высказывали и продолжают высказывать опасение о возможном выходе техники из-под контроля людей. Еще в 30-е годы прошлого века Освальд Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин. Техника вовлекает всех нас, помимо нашего желания в свой бег, подчиняет собственному ритму. И в этой бешеной гонке человек, считающий себя властелином, будет загнан насмерть.

Пример из истории. На рубеже 18 и 19 веков в Англии проходили стихийные протесты так называемых Лудистов. Лудди́ты (англ. luddites) — были ярыми противниками внедрения машин, которое проходило во время промышленной революции в Англии. Они считали, что их рабочим местам угрожает опасность. Часто протест выражался в погромах и разрушении машин и оборудования.

Луддиты считали своим предводителем некоего Неда Лудда, также известного как «Король Лудд» или «Генерал Лудд», которому приписывалось уничтожение двух чулочных станков, производивших дешёвые чулки и подрывавших дела опытных вязальщиц. Исторически не подтверждено, существовал ли Нед Лудд или нет.

Движение быстро распространилось по всей Англии в 1811 году, оно повлекло за собой разрушение шерстяных и хлопкообрабатывающих фабрик, пока английское правительство жёстко его не подавило.

В последнее время понятия «луддизм», «луддит», а также «нео-луддизм» и «нео-луддит» стали применяться к людям, которые борются с достижениями инновационных технологий, считают, что человечество порабощено машинами.

Вторжение техники во все сферы человеческого бытия – от глобальных до сугубо интимных – иной раз порождает безудержную апологию техники (ее защиту). Старый тезис французских материалистов 18 века «человек-машина» облекается в модную электронно-кибернетическую, компьютеризированную терминологию. Широко пропагандируется идея о том, что человек и человечество также как и механизмы обладают системным свойством, могут быть промерены техническими параметрами и представлены в технологических показателях.

К чему приводит одностороннее «технизированное» рассмотрение человеческих проблем, можно судить по релятивистской концепции «киборгизации». Согласно этой теории, в будущем человек должен отказаться от своего тела. Современных людей сменят «киборги» (кибернетические организмы), которые, соединив живое и техническое, дадут какой-то новый сплав.

Такое упоение техническими перспективами опасно и антигуманно. Разумеется, включение в человеческую телесность искусственных органов (различных протезов, кардиостимуляторов и т.д.) – вещь разумная и необходимая. Но надо помнить о том рубеже, за которым конкретный индивид перестает быть самим собой.

Итальянский ученый Аурелио Печчеи (1908-1984) говорил, что «современная техника, которая зиждится исключительно на науке и ее достижениях, приобрела статус доминирующего и практически независимого элемента и превратилась в абсолютно не управляемый, анархический фактор, который может вполне реально положить конец существованию человечества.

Технологическая мифология, стремление все и вся «машинизировать» должна быть чужда человечеству. Человек и человечество – это не машина, не техническая система. Не человечество технично, а техника человечна. Она воплощает в себе то, что извлечено человечеством из природы, то, что утверждает его собственные мощь и разум. Забитость техникой всего потока жизни умножает катастрофы, аварии, трагические происшествия.

Угрозу человеческому существованию и жизни в целом на планете, которая таит в себе научно-технический прогресс, довольно убедительно продемонстрировали американские бомбардировки японских городов Хиросима (6 августа 1945) и Нагасаки (9 августа 1945).

Так все таки техника для человечества это благо или зло?