Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бодина.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
94.25 Кб
Скачать

1)Проблема соц-ии личеости в соц.философии Дюргейма.Э. Дюркгеим понимал под воспитанием «ежеминутно ис­пытываемое ребенком... давление социальной среды, стремящей­ся сформировать его по своему образцу и имеющей своими пред­ставителями и посредниками родителей и учителей».Каждое общество, считал он, имеет некий идеал человека, который не толь­ко в моральном и интеллектуальном, но даже в физическом пла­не до известной степени универсален, одинаков для всех его чле­нов. В то же время он отмечал, что в рамках каждого общества идеал человека имеет свои особенности в зависимости от усло­вий, характерных для данного общества. Но эти особенности, по мнению Э. Дюркгейма, не могут быть существенными. «Общество, — отмечал он, — может выжить только тогда, когда между его члена­ми существует значительная степень однородности. Воспитание ус­танавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ребенка с самого начала существенные, типичные характеристики, требуе­мые коллективной жизнью. Но, воспитание гарантирует постоянство... разнообразия, будучи само по себе раз­нообразным и специализированным». Суть позиции Дюркгейма, таким образом, — в признании за обществом активного начала и приоритета его перед человеком в процессе социализации.

2)Пр.соц-ии личности в оценке Пиаже.

3)Взгляд на соц-ию Парсонса. Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита (набора. — А.М.) ориентации для удовлетворительного функционирования в роли».

В основе процесса социализации, как считал Т. Парсонс, ле­жит «генетически данная пластичность человеческого организма и его способность к обучению». Универсальная задача социализа­ции — сформировать у вступающих в общество «новичков» как минимум чувство лояльности и как максимум чувство преданно­сти по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вби­рает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым норма­тивным стандартам становится частью его мотивационной струк­туры, его потребностью.Первичная социализация, закладывающая основу всего после­дующего функционирования человека, по мнению Т. Парсонса, происходит в семье. В семье, складываются фунда­ментальные мотивационные установки человека. Социализация в семье происходит благодаря действию психологического механиз­ма, который работает на основе сформулированного З.Фрейдом принципа «удовольствия —страдания» и приводится в действие с помощью вознаграждения и наказаний. Этот механизм включает в себя процессы торможения (аналог фрейдовского вытеснения) и субституции (перенос или смещение), а также процессы имита­ции и идентификации. В результате спец.исследования Т. Парсонс сформу­лировал функции школьного класса в процессе соц-ции: эмансипация ребенка от первичной эмоциональной привязанно­сти к семье; интернализация общественных ценностей и норм на более высоком уровне, чем в семье; дифференциация детей в све­те их достижений и их оценки; селекция и распределение челове­ческих ресурсов применительно к ролевой структуре взрослого общества.

Согласно Т. Парсонсу, социализация в любой роли (мужчины, женщины, работника и т.д.) влечет за собой появление у социа­лизируемого чувства неполноценности. Это связано с тем, что исполнение им роли, в том числе возрастной и половой, неиз­бежно подвергается неоднозначным оценкам окружающих, а в конечном счете и собственной самооценке, которая может ока­заться весьма невысокой. Особенно распространено это чувство у людей, принадлежащих к культурам, для которых характерен явно выраженный и высоко оцениваемый комплекс достижения (на­пример, в англосаксонских культурах).

Чувство неполноценности находит выражение в различных формах: в индивидуально-отклоняющемся поведении; в создании компенсирующих субкультур (подростковых, криминальных); в появлении субкультур, отвергающих потребность в успехе (хип­пи, кришнаиты и др.) или переориентирующих ее в непривыч­ные для общества сферы (так называемая контр культура).

4)Теория «Зеркального я»Ккли.

Ч.Х. Кули, считал, что индивидуальное приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъек­тов. Суть теории «зеркального Я» состоит в том, что становление Я человека объясняется Ч.Х. Кули как процесс суммирования «зер­кальных Я». То есть для каждого человека другие люди — это зер­кала, в которые он смотрится в процессе межличностного общения. Он строит свое Я, основываясь на восприятии мнений, оце­нок окружающих. Именно в общении с другими, воспринимая их оценки, человек решает, привлекательный он или некрасивый, умный или глупый, достойный или никчемный.По мере взросления человека происходит расширение его вза­имодействия с различными малыми группами, каждая из кото­рых — «социальное зеркало». Пересечение отражений и необхо­димость определиться по отношению к каждому из них, к их совпадениям и противоречиям приводят к тому, что образ ста­новится все более дифференцированным, фиксированным и ус­тойчивым. Под влиянием требований социума и непосредствен­ного окружения у человека вырабатывается самоконтроль, осно­ванием которого становятся усваиваемые им нормы и ценности социума.«Социальное зеркало» постоянно перед человеком, но с изме­нением его жизни оно тоже меняется. Если в детстве таким зерка­лом становится любой, с кем человек находится в постоянном контакте, то для взрослого роль зеркала, как правило, играют значимые другие и компетентные в конкретных вопросах специа­листы.

5)Концепция «Обобщенного другого»Мида..Дж. Мид разработал теорию, объясняющую процесс восприя­тия человека человеком. В этой теории предложена концепция «обоб­щенного другого», которая в некоторой степени перекликается с теорией «зеркального Я» Ч. Кули и дополняет ее. «Обобщенный другой» представляет собой некие ценности и нормы поведения той или иной группы, под влиянием которых у членов этой груп­пы формируется образ Я. Согласно Дж. Г. Миду, человек, взаимо­действуя в группе с другими людьми, как бы встает на их место, видит себя их глазами и оценивает себя в целом и отдельные свои свойства и поступает в соответствии с представляемыми оценка­ми «обобщенного другого».Дж. Г. Мид считал, что естественным типом поведения, в ре­зультате которого человек овладевает системой значений данного общества и осознает себя, является ролевая игра. Дж. Г. Мид раз­личал два этапа такой игры — «рlау» и «bате», соответствующие двум основным этапам социализации ребенка и развития его са­мосознания.

На первом этапе, сфера жд ребен­ка ограничена и он взаимодействует с узким кругом лиц непо­средственного окружения, ребенок повторяет, имитирует дей­ствия окружающих (р1ау). По выражению Мида, он «берет роль» других людей. Попеременно принимая на себя роли дру­гих, он действует соответственно требованиям принятых ролей, овладевая тем самым социальными отношениями в определен­ной ситуации. На этом этапе Я ребенка состоит из суммы обра­зов других людей, которым он подражает. Причем сумма ролей других не представляет собой системы. Соответственно и Я ре­бенка как устоявшаяся структура, как идентичность на этой ста­дии еще не существует. Здесь отсутствует жесткая связь между ролями, которая объединяла бы их в целое. Такая связь появляется на втором этапе развития ребенка. Это— период игры по правилам (ёате).По мере расширения сферы деятельности и общения отноше­ния, в которые ребенок вступает с окружающими, усложняются, приходят в систему. Теперь уже ребенок не беспорядочно прини­мает роли других и переходит от одной роли к другой, но делает это по системе, по правилам игры. Точность, эффективность дей­ствия в одной роли предполагает знание другой роли и знание отношений между всеми ролями участников игры, т. е. правил игры. Организация, «упорядоченность» правил игры отражается в сис­теме представлений ребенка о себе, ребенок усваивает теперь не просто отношения частной ситуации, а организованные отноше­ния групповой деятельности.

Игра, — это не только механизм овла­дения отношениями игровой ситуации, но и модель социального взаимодействия индивидов в группе. Игра по правилам в концен­трированной форме воспроизводит процесс овладения отноше­ниями социальной ситуации вообще, не обязательно игровой, благодаря этому закладывается фундамент зрелого социального Я, складывается идентичность, целостность представлений о себе, которая отражает целостность и системность социальных отноше­ний общества.«Устойчивость индивидуального Я предполагает равнение не просто на отдельных "значимых других" (родителей, друзей и т.д.), требования и отношения которых могут существенно расходить­ся, а на "генерализованного другого". Таковым может быть не толь­ко конкретный коллектив, члены которого непосредственно об­щаются друг с другом, но и более общие и абстрактные безлич­ные социальные образования, например, общественные инсти­туты и ценности, в их деятельности воплощенные. Индивидуаль­ное Я, заключает Дж. Г. Мид, есть по самой сути своей социальная структура, возникающая из социального опыта».