
- •1.Общая характеристика литературной ситуации 70-х – начала 80-х годов. Дифференцированность литературно-идеологического процесса.
- •2.Образы поэтов в цикле а. Галича «Литераторские мостки»
- •2.Игровой историзм в рассказе в.Пьецуха «Центрально-Ермолаевская война» (или «Попугайчик» Вик. Ерофеева – по выбору студента).
- •2.Жизнь и игра в рассказе т. Толстой «Факир».
- •2. Лирический гротеск в стихотворении о.Чухонцева «Двойник».
- •2.Лирический образ Родины в стихотворениях н. Рубцова «Тихая моя Родина». Николай Рубцов
- •2. Характеристика особенностей поэтики романа в. Войновича «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина».
- •1. Социально-философская концепция и особенности поэтики романов ч. Айтматова (на примере «Буранного полустанка» или «Плахи»).
- •2. Гротеск в поэзии а. Галича. Образ лирического героя.
- •2. А. Еременко. «в густых металлургических лесах». Дайте характеристику художественной тенденции, которая выражена в этом тексте.
- •1.Постмодернизм в русской поэзии 1970-90-х годов: эстетические принципы и основные течения.
- •2.Психологическая эволюция героини рассказа л. Петрушевской «Свой круг».
- •1.Творчество в. Маканина: формирование и развитие художественной философии и поэтики.
- •2.Трагикомедия а. Вампилова «Двадцать минут с ангелом»: конфликт и его развитие.
- •1.Проза ф. Искандера. Общая характеристика романа «Сандро из Чегема». Раскрыть особенности поэтики писателя на примере 2-3 новелл.
- •2. Поэтика прозы «новой волны» (на примере произведений т. Толстой., в. Пьецуха, Вик. Ерофеева, в. Сорокина, е. Попова – одного из авторов по выбору студента).
- •1.Основные мотивы и поэтика лирики в. Высоцкого.
- •2.Конфликт и характер главного героя в рассказе в. Маканина «Антилидер».
- •1. Поэтика драматургии а. Вампилова, ее новаторство.
- •2. Художественное своеобразие «документальных» рассказов в. Тендрякова («Параня», «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»).
- •2. Система характеров, конфликт и его воплощение в драме а. Вампилова «Утиная охота».
- •2. Философский сюжет рассказа в. Распутина «Век живи – век люби».
- •1.Мутации реалистической традиции во второй половине 1980-1990-х годов: от «чернухи» к «неосентиментализму».
- •2.Повесть б. Хазанова «Час короля»: характеристика идейно-стилевого своеобразия.
- •1.Поэтика и художественная концепция поэмы Вен. Ерофеева «Москва-Петушки».
- •2.Кодекс нравственных заповедей в цикле а. Жигулина «Сгоревшая тетрадь».
- •1.Поэтика и основные мотивы лирики и. Бродского
- •1.Эстетические принципы и.Бродского. (На материале «Нобелевской лекции» и художественных текстов).
- •2.Рассказ в.Шукшина «Верую!». (Аспект анализа – по выбору студента).
- •1.«Пушкинский дом» а. Битова (или романы Саши Соколова) , характеристика идейно-эстетического своеобразия.
- •2.Поэзия необарокко в свете художественных тенденций 1980-1990-х годов (и. Жданов, е. Шварц, а. Еременко - на выбор).
- •1.Культурная атмосфера и литературный процесс в «постсоветский» период (1985-1999 .Г.Г).
- •2.Поэзия д.А. Пригова в свете художественных тенденций 1970-90-х годов. (На анализе текстов).
- •1.Мутации социалистического реализма в 1970-е годы: новые версии «народной эпопеи».
- •1.«Интеллектуальная тенденция» в литературе 1970-х годов: ее жанровые и стилевые характеристики.
2.Поэзия необарокко в свете художественных тенденций 1980-1990-х годов (и. Жданов, е. Шварц, а. Еременко - на выбор).
для эстетики этого направления характерна нестабильность, «рассеянность» структуры. Однако в необарочных произведениях беспорядочность в организации текста кажущаяся — она ведет не к энтропии, а к образованию новых структур, нередко более устойчивых, чем породившие их классические формы. Эта черта, в частности, выражается в пафосе восстановления или собирания реальности, особенно характерном для поэзии необарокко. поэты этого направления
(Эпштёйн называет их «метареалистами») «берут в свой словарь, как в Красную книгу, все оставшиеся в живых слова, крайне напрягая и даже перенапрягая их смысл, чтобы явить структуру
подлинной реальности, которая также несводима к лирическому "я", но постигается уже не отрицательно, а положительно. <...> Метареализм... открывает множественность реальностей. <...> Каждая реальность явлена в другой как нарушение ее законов, как выход в новое измерение,
поэтому образ становится цепью метаморфоз, охватывающих Реальность как целое, в ее снах и пробуждениях, в ее выпадающих и связующих звеньях».
В стихотворении с шокирующим названием «Элегия на рентгеновский снимок моего черепа» Елена Шварц1 (р. 1948) выбирает в качестве архетипа поэтической личности флейтиста Марсия с
содранной кожей (этот образ возникал и в поэзии Аре. Тарковского), о котором говорит так: «Ты меду музыки лизнул,/ но весь ты в тине,/ все тот же грязи ты комок,/ И смерти косточка в тебе
посередине». Если в интерпретации Тарковского Марсий представал как возвышенный символ трагизма поэтического дара, то в поэтическом решении Шварц чувствуется культурная память барокко: с гротескным совмещением предельной абстрактности и физиологической конкретности, красоты и безобразия, божеского и дьявольского, света и тьмы, с ощущением неразрешимой
конфликтности мироустройства — не разрешимой ни смертью, ни бессмертием. У Шварц несколько раз встречается слово «смертожизнь» — и это чисто барочная версия вечности, почти глумливая в своей обнаженности. Символом же мироздания становится под пером Шварц современная свалка:
Гиганта мозгом пламенея, зрея,
Все в разложенье съединяя, грея.
Большою мыслью процвети, и гной,
Как водку, пей и ешь курины ноги.
Зашевелись, прекрасная и спой!
О rosa mystica, тебя услышат боги.
Барочность в ее поэзии выступает как род романтической иронии, прозревающей за ценностью — антиценность, за идиллией — кошмар. Но это прозрение не отменяет идиллию кошмаром, а соединяет их нерасторжимо, и в этом соединении видится важнейший принцип художественной философии Елены Шварц.
БИЛЕТ № 30
1.Культурная атмосфера и литературный процесс в «постсоветский» период (1985-1999 .Г.Г).
Неблагополучие в общественной жизни и ненормальность отрыва от мирового сообщества стала осознаваться и некоторыми представителями более прогрессивной части руководства СССР. Они начинают так называемую «революцию сверху». С 1986 года, с приходом к власти Горбачёва, в СССР начинается вторая оттепель, получившая название перестройки.
Предполагалось радикальным образом реформировать существующую систему и создать гуманное, не на словах, а реально, цивилизованное общество, которое взяло бы всё лучшее у социализма и капитализма. Наметилась своеобразная интеграция социалистических и капиталистических форм жизни, что мы отчётливо наблюдаем сегодня на примере Китая. Однако всесторонне разработанной, научно обоснованной программы преображения общества у перестройщиков не было. Они во многих отношениях двигались наощупь и к тому же встретились с противодействием антиперестроечных сил. О перестройке больше говорилось, чем всерьёз делалось.
Главным достижение перестройки стала атмосфера гласности, которая способствовала формированию нового социально-исторического мышления. Гласность – это открытость, прозрачность общественно-политической жизни, гарантированная законом возможность свободного публичного обсуждения всех общественных и государственных дел, это право на информацию и на инакомыслие, рассматриваемое как одна из движущих сил общественно-исторического прогресса. В 1990 году принят «Закон о печати и других средствах массовой информации», конституционно гарантирующий свободу слова и печати в Советском Союзе. В связи с этим ликвидируется цензура, по крайней мере, на бумаге, законодательно. Упраздняется Главлит. Всё же запрещёнными к публикации остаются произведения, пропагандирующие насильственное свержение существующего строя, а также расизм, фашизм, порнографию. Всё остальное, то, что не вредит морали общества, разрешено.
Это оказало большое стимулирующее воздействие на активизацию литературной жизни. 20 октября 1988 отменяется постановление 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград», которое положило начало травле Ахматовой, Зощенко, Нилина. Отменяются постановления об исключении Мандельштама, Васильева, Бабеля, Пастернака, Галича и других из союза писателей.
Доступными становятся эмигрантские журналы на русском языке «Грани», «Континент» (стало возможным оформить подписку). Появляется немало новых журналов и альманахов: журнал «Соло» печатал возвращённую литературу и новые произведения ранее запрещённых авторов. Очень выделился журнал «Авос» («Родник»), который первым напечатал Газданова. Начинает выходит первый специализированный литературный журнал «Драматург». Кроме того, появляется возможность печататься не только в государственных издательствах, но и создавать свои собственные, имеющие бесцензурный характер.
Гласность усилила расслоение в писательской среде, так как у неё оказались не только сторонники, но и противники. Трещина перешла в открытую конфронтацию между либералами и представителями почвеннического лагеря, к которым примкнули национал-коммунисты. Союз писателей РСФСР, опирающийся на «Наш современник» и «Молодую гвардию», был оплотом консервативных сил. Писатели демократической ориентации впоследствии объединились в группу «Апрель» и группировались вокруг крупных литературных журналов.
Юрий Кашук предложил делить советскую литературу на:
советскую советскую литературу (официоз);
антисоветскую советскую литературу (противостоявшая ей по идеологии);
зарубежную советскую литературу;
альтернативную советскую литературу.
Из полемических статей стало отчётливо видно, что существовала не одна литература, а была официальная и неофициальная, представленная творчеством представителей легальной оппозиции, диссидентов, авторов андеграунда и зарубежья.
Самое большое внимание читателей в этот период привлекает проза. Тон в ней, как и во всей литературе, задают критический реализм и постмодернизм. Писатели-реалисты первостепенное значение придают воспитанию правдой. Очень популярны произведения художественно-публицистического характера. Им присущи открытая тенденциозность, полемичность, страстность, непосредственная апелляция к читателю как характерные черты публицистического стиля. Они становятся составной частью структуры художественного произведения. Одно из самых ярких явлений – роман Астафьева «Печальный детектив» (1987). Для этого произведения характерны сплав фактографичности, публицистичности и художественной образности.
В литературе конца 1980 – начала 1990 годов появляются мотивы тупика, распада и гибели. Очень явственно ощущаются они в антиутопиях: «Записки экстремиста» Анатолия Курчаткина, «Невозвращенец» Александра Кабакова и другие. В годы гласности легализуются ранее запрещённые литературные направления, создаются новые модернистские и постмодернистские произведения. В прозе выделяются поэма «Месяц в Дахау» Сорокина (1990) из числа децентрированных, «Бесконечный тупик» (1985-88) Галковского из числа паралитературных текстов