Никита аве мария
.docx
Текст молитвы
Радуйся Мария благодатная!
Господь с тобою.
Благословенна Ты между женами,
И благословенна плод чрева Твоего Исус.
Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,
Ныне и в час смерти нашей. Аминь.
«Ave Maria» одна из католических молитв святой Деве Марии. Молитва названа так по первым двум словам латинского текста, также её называют «ангельским приветствием», так как её первая фраза -это приветствие архангела Гавриила, сказанное им Марии в эпизоде Благовещения.
«Ave Maria» во все времена вдохновляла самых знаменитых композиторов на создание удивительнейших по своей красоте произведений, среди них Каччини, Лист, Сен-Санс, Верди, Гуно…
Интересно, что одна из самых популярных произведений «Аве Мария» Франца Шуберта, написана вовсе не на традиционный католический текст, а на романтическое стихотворение Вальтера Скотта о «Деве озера», которая в горе и в бурном море отгонит зловещий рой сновидений, прольёт успокоение в сердца, спрячет гонимых в горах.
К тебе взываю я - Внемли!
Ave Maria! Пред тобой
Чело с молитвой преклоняю…
К тебе, заступнице святой,
С утеса мрачного взываю…
Людской гонимые враждою,
Мы здесь приют себе нашли…
О, тронься скорбною мольбою
И мирный сон нам ниспошли!
Ave Maria! не читать, а показать на слайде.
В последствии в музыку Шуберта стали вставлять и текст католической молитвы.
Необыкновенно и появление другого шедевра классической музыки. Шарль Гуно досочинил мелодию Аве Марии на уже оконченное произведение И.-С. Баха «Прелюдию до мажор» из 1 тома «Хорошо темперированного клавира». Аве Мария Баха-Гуно, являет собой цельную красоту, в которой прелюдия Баха становится аккомпанементом, а мелодия Гуно ведёт нас за собой какой-то чистотой звучания в высшие миры, к высоким лучшим чувствам и переживаниям. Невозможно догадаться, что эти два произведения были написаны разными композиторами, да ещё и в столь разные эпохи.
Но более раним вариантом «Аве Марии» из популярных на сегодняшний день является «Аве Мария» Дж. Каччини – произведение, созданное на рубеже позднего Ренесанса и раннего барокко.
Джулио Каччини итальянский композитор и певец 16 века, способствующий возникновению оперы, как жанра.
Когда слушаешь другие произведения этого композитора, отмечаешь их особый старинный колорит, их звучание непривычно для современного слушателя. Необычно последование гармоний, развитие мелодии.
Аве Мария очень отличается от других произведений этого композитора. Но как же тогда произведение, написанное в 16 веке, проникает в сознание как современная музыка, современная мелодия? Внимательное прослушивание наводит на размышления: что-то тут не то. Не из того времени эта музыка.
Тема состоит из двух мотивов. Мелодия движется по устойчивым ступеням, что вносит уверенность и покой, при этом содержит интонацию обращения, мольбы, выраженную нисходящими скачками, завершающими фразы. В основе аккомпанемента - Золотая секвенция. Каждый последующий бас, для предыдущего является D.
Форма произведения представляет собой изложение темы, затем следуют ее измененные повторения - вариации. При этом гармония остается неизменной, меняются лишь варианты мелодической линии.
Подобная форма встречалась в известной Пассакалии Георга-Фридриха Генделя. Гармоническая последовательность Золотой секвенции широко использовалась в музыке Барокко и последующих времен. Очень часто звучит в современных песнях.
И еще один момент. В этом произведении из всего католического текста используются только два первых слова молитвы. Они распеваются в пленительной мелодии, но не перерастают в молитву. Как религиозное мышление человека 16 века могло допустить подобное обращение с каноническим текстом?
Все эти несоответствия наводит на мысль о мистификации.
Обратимся к истории появления этого произведения.
Впервые оно прозвучало Сорок лет назад на пластинке «Лютневая музыка ХVI - ХVII веков» в исполнении Владимира Фёдоровича Вавилова. Однако, имени Каччини там не было. Пьеса принадлежала неизвестному автору 16 века.
Одной из первых вокальных исполнительниц «Ave Maria» была знаменитая оперная певица Ирина Архипова, которая исполняла обработку этого произведения для голоса, органа, хора и солирующей трубы. Автор обработки Олег Янченко аккомпанирует исполнительнице на органе Рижского Домского Собора. Здесь и начинается мировая известность Аве Марии.
В конце 80 прибалтийская вокалистка Инесса Галанте, покидает страну и в Германии в начале 90-х она выпускает очень успешный альбом "Debut", на обложке которого крупным шрифтом выведено Ave Maria by Caccini.
Так состоялось рождение легенды и продолжение фальсификации с Аве Мария Вавилова для Западного мира, где официальное издание может являться признаком подлинности материала, представленного в нём.
Как музыка неизвестного автора превратилась в музыку Каччини?
Все пути приводят к Владимиру Фёдоровичу Вавилову - гитаристу, лютнисту, композитору, человеку преданному своему делу. Вместе с гитарными мастерами методом проб и ошибок, изучая инструмент по репродукциям и картинам, он воссоздаёт лютню. А ещё он собирает группу энтузиастов - любителей старинной музыки. Исполняемая ими концертная программа начинает пользоваться чрезвычайной популярностью, (т.к. ничего подобного в нашей стране ещё не было) и вскоре выпускается пластинка на которой «Аве Мария» идёт с комментарием «неизвестный автор 16 века».
вместе с ней на пластинке «Канцона и танец» приписаное композитору Франческа ди Милано. Через тридцать лет исследователь Зеэв Гензель убедительно доказал, что это произведение не имеет отношения к итальянцу и принадлежит самому Владимиру Вавилову.
Почему же он сам не поставил имя под собственной музыкой?
Вавилов очень хотел, чтобы его музыка дошла до слушателя и он пошел на то, чтобы отдать всю славу средневековым композиторам и «неизвестным авторам».
Вот, как сказала об этом его дочь, Тамара Владимировна: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией "Вавилов" никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии…»
Любовь к своему делу, желание дать музыке жизнь, подарить её людям, скромно оставаясь в тени - таково было желание самого композитора.