Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Виды энергии.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.03.2016
Размер:
36.84 Кб
Скачать

Энергетика как форма природопользования. Нетрадиционная энергетика: космическая, климатическая, геотермальная, энергия вод Мирового океана

Цели:

  • ознакомление с видами энергетики, в том числе и с альтернативными, научить выделять главное, составлять опорный конспект с помощью видеофильма;

Коломацкого Данила

Вариант-2

Традиционный вид энергии – торф.

История использования торфа.

Больше всего нуждается в торфе сельское хозяйство - оно сейчас, по данным Всероссийского научно-исследовательского института торфяной промышленности (ВНИИТП), потребляет для удобрения почвы около 70% всей торфодобычи. Как топливо он используется для производства тепла в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) - главным образом в удаленных от газопроводов населенных пунктах, кое-где - в электро- и теплоэнергетике (топливо для ГРЭС). Кроме того, торф применяется (после специальной обработки) в качестве адсорбента при очистке воды от разливов нефти. Немалые доходы может приносить его экспорт в Европу, потребности которой еще недавно Россия обеспечивала на 10-12%. Торфяной бизнес наиболее выгоден на Северо-Западе России и в Западной Сибири. На них приходится почти 90% всех запасов этого сырья в стране. Торф начали добывать в XII-XIII веке в Шотландии и Голландии, а с XVI-XVII веков - во Франции, Швеции и Германии. В России первым обратил внимание на торф Петр I. В Петербурге его добыча началась лишь в 1789 году. В 1851 в Москве был учрежден правительственный Комитет для развития употребления и разработки торфа. В те времена торф наряду с углем и дровами был основным топливом в городах (применялся он, разумеется, и в сельском хозяйстве). Но максимальный уровень добычи торфа до революции едва превышал 2 млн тонн: слишком несовершенными были технологии добычи (в основном это был ручной метод), да и торфоразработки оставались всего лишь подсобными производствами на заводах.

Большевики поставили добычу торфа на производственный поток. После специальных декретов СНК 1918 года в СССР появились первые торфоразработки в Шатуре (Московской области), которые действуют и поныне. Прорывом для торфяной энергетики в практическом аспекте стал план ГОЭЛРО, а в теоретическом - создание в начале 20-х Центрального НИИТП. Воплощение идей советского правительства об электрификации страны всеми доступными способами уже к 1940 году привело к тому, что все электростанции Ярославской, Ивановской, Владимирской, Кировской и Калининской областей и Белоруссии работали на торфе. Торфяное топливо составляло 19% в энергосистеме "Мосэнерго", 40% - в "Ленэнерго" и 65% - в "Горэнерго" (Нижний Новгород, тогда Горький). И вплоть до перехода на газ и нефтепродукты торф, наряду с дровами и углем, продолжал оставаться основным сырьем в системах отопления и производства электроэнергии. Еще в 1974-м в СССР на нем работало 79 электростанций с установленной мощностью более 4000 Мвт.

После войны добыча торфа начала заметно расти - с 27 млн тонн в год в 50-х годах до 55 млн тонн в "золотые" для отрасли 70-80-е годы. Однако постепенно значение торфа как топлива стало сокращаться, так как он значительно уступал газу и нефтепродуктам как по себестоимости добычи (с транспортировкой на дальние расстояния), так и по теплотворной способности.

Тут, правда, стоит заметить, что относительно невысокая себестоимость энергии, производимой из газа и нефтепродуктов, во многом обусловлена крайне низкими в то время экологическими стандартами СССР, во многом сохраняющимися до сих пор. Западный же опыт показывает, что по мере повышения этих стандартов экозащитные затраты, будучи включенными в себестоимость производства энергии, настолько серьезно ее увеличивают, что она приближается к стоимости энергии на экологически более чистом топливе, каким является торф. А в некоторых случаях (например, на приливной электростанции во Франции или торфяных теплоэлектростанциях в Финляндии) производство энергии из альтернативного топлива даже становится более рентабельным (когда еще и технологии совершенствуются).

В экстенсивно развивавшемся СССР эти факторы (повышение экологических стандартов и развитие технологий производства энергии из альтернативного топлива) не работали, и потому в середине 80-х годов, с началом общего экономического спада в СССР, в торфяной отрасли возник серьезнейший кризис, от которого она не может оправиться до сих пор. Если в 1986 году в России работало 230 торфопредприятий и 37 брикетных заводов, теперь - 100 предприятий и 18 заводов и цехов. Распад и банкротство пяти крупных региональных торфообъединений (Вологодского, Ореховского, Новгородского, Псковского, Ярославского) привели к тому, что в 2000 году вся отрасль произвела рекордно малое количество продукции - 2,7 млн тонн.

Соответственно, у торфопрома возникли серьезнейшие проблемы и на экспортном направлении. Экспорт торфа из СССР в середине 80-х составлял около 200 тысяч тонн в год. Почти половину поставляла Ленинградская область. За 15 лет ситуация изменилась в корне: производственные связи разрушились, экспортный поток упал во много раз. "В 1999 году российский экспорт торфа в Европу составил менее 60 тысяч тонн, что не превышало 1% от потребностей Европы, а Ленобласть экспортировала не более 18 тысяч тонн", - говорит Николай Кузнецов, генеральный директор ОАО "Холдинговая компания "Нева-торф"", уполномоченной фирмы правительства области.

Добыча торфа в России за последние пятнадцать лет сократилась в 20 раз, и ничто пока не предвещает его вовлечение в активный оборот на рынке альтернативного энергетического сырья. Если в советские времена отечественная промышленность добывала более 55 млн тонн торфа, который был важнейшим видом топлива для энергетики, сегодня этот показатель не дотягивает и до 4 млн тонн, а торфяная энергетика практически перестала существовать.

Наличие запасов торфа в биосфере.

По разным оценкам, в мире от 250 до 500 млрд тонн торфа (в пересчете на 40 % влажность), он покрывает около 3 % площади суши. При этом в северном полушарии торфа больше, чем в южном; заторфованность растёт при движении к северу и при этом возрастает доля верховых торфяников. Так, в Германии. торфа занимают 4,8 %, в Швеции — 14 %, в Финляндии — 30,6 %. В России доля занятых торфяниками земель достигает 31,8 % в Томской области (Васюганские болота) и 12,5 % — в Вологодской. Также большое количество залежей торфа есть в Республике Карелия, Республике Коми, ряде областей Центральной России (особенно в Рязанской, Московской, Владимирской областях). Достаточные запасы торфа имеются на Украине (месторождение Морочно-1). Также большие запасы торфа имеются в Индонезии,Канаде, Белоруссии, Ирландии . Великобритании, ряде штатов США.

По оценкам канадской Peat Resources (2010 год), на первом в мире месте по запасам торфа (170 млрд т) — Канада, на втором — Россия (150 млрд т).

Возобновление торфа в России оценивается в 260—280 млн тонн в год.

Положительные/отрицательные воздействия торфа на окружающую среду.

Положительные.

Экология нашей планеты находится под угрозой из-за увеличения содержания в атмосфере углекислого газа, что создает «парниковый эффект». Болота влияют на содержание в атмосфере «парниковых газов», являясь регулятором климата и газового состава атмосферы. Болота в составе экосистемы принимают участие в круговороте веществ, интенсивно поглощая углекислый газ из атмосферы. Причем делают они это активнее, чем лесной массив. Осуществляя процесс торфообразования, болота накапливают углерод в органическом веществе торфа. Годовой прирост торфяных залежей составляет 1 мм. Чтобы накопить слой мощностью 6–8 м, необходимо 6–8 тыс. лет.

Отрицательные

Во время осушения болот для добычи торфа происходит нарушение биосферных функций его экосистемы. Это отрицательно влияет на нашу природу и экологию. С другой стороны, в процессе жизнедеятельности болота выбрасывают в атмосферу метан, «парниковый эффект» от которого в 20 раз выше. Осушение болот при добыче торфа предотвращает поступление метана в атмосферу. Отрицательно болота влияют на лесные угодья, постепенно поглощая их. Из положительных аспектов можно выделить энергоемкость торфа как средства топлива. Возникает экономическая выгода по сравнению с потреблением природного газа.

Перспективы торфянной энергии.

Торфяники предполагается бесплатно передавать в аренду, проценты по кредитам будут возвращаться, а существующий в энергетическом секторе огромный налог планируется снизить. В энергетической стратегии российского правительства предусмотрено увеличение добычи торфа к 2020 году в четыре раза, а ежегодный объем его производства должен составить 8 миллионов тонн.

Таким образом российское политическое руководство рассчитывает снизить потребление природного газа внутри страны. Этот вид топлива слишком ценен, чтобы его использовать на внутреннем рынке. Газпром продает свой газ в России по смехотворным ценам, тогда как за границей это предприятие имеет сказочную маржу. Поэтому внутреннее потребление нужно удерживать на предельно низком уровне. К тому же Россия до финансового кризиса постоянно испытывала проблемы в том, что касается удовлетворения спроса на этот вид энергоносителей во время суровых зим. Использование торфа приводит к большему загрязнению окружающей среды, однако экологические аспекты мало кого беспокоят в Москве.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]