
Gibridnaya_voyna
.pdf
Гибридная война. Дьявольское изобретение
российское руководство, спровоцировала его интенсив- ную подготовку к гибридной войне против Украины. По- казательно, что с 2005–2006 годов в российской полити- ческой риторике появляется и все сильнее звучит слово- сочетание «Украина — failed state». Практически в то же время окончательно оформляется концепция «русского мира». Кремль настырно искал слабые места во внутрен- ней политике Украины, то заигрывая с русинами в За- карпатье,тосталкиваялбамирусскоязычныхи крымских татар на полуострове. И в этом контексте особую роль приобретает тот факт, что Россия создала на своей тер- ритории монолитное и монопольное информационное пространство, обслуживающее политические интересы Кремля. Поэтому не стоит удивляться, что сегодня, в усло- вияхпротивостоянияРоссиии Украины,спланированные волны паники и разочарования то и дело накатываются на украинское общество, способствуя достижению целей гибридной войны, поставленных перед собой Кремлем.
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Валерий Герасимов произвел настоящий фурор в феврале 2013 года, опубликовав ста- тью с «говорящим» названием «Ценность науки в пред- видении». Это творение генеральской мысли увидело свет в еженедельной газете «Военно-промышленный ку- рьер» 1, в его основу легло выступление Герасимова в Ака- демии военных наук. Напомню, что в начале 2013 года ничто не предвещало отставки Виктора Януковича, быв- шего единоличным лидером президентского рейтинга, а украинская оппозиция была слабой и не способной до- биться поставленных перед собой целей, протестные на- строения в обществе были минимальными. В Верховной Раде господствовало пропрезидентское большинство на основе Партии регионов, легко ломавшее через колено
1Герасимов В. Ценность науки в предвидении: http://vpk-news.ru/ articles/14632
21

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить
инициативы оппозиции и перестраивавшее законотвор- ческий процесс в собственных интересах.
Тем интереснее процитировать генерала Валерия Гера- симова,который,каки полагаетсяначальникуГенерально- го штаба в мирное время, находился и находится несколь- ко в тени министра обороны. Он утверждает: «Акцент ис- пользуемых методов противоборства смещается в сторону широкого применения политических, экономических, ин- формационных, гуманитарных и других невоенных мер, реализуемых с задействованием протестного потенциала населения.Всеэтодополняетсявоеннымимерамискрытого характера,втомчислереализациеймероприятийинформа- ционного противоборства и действиями сил специальных операций. К открытому применению силы зачастую под видом миротворческой деятельности и кризисного урегу- лирования переходят только на каком-то этапе, воснов- номдлядостиженияокончательногоуспехав конфликте»1.
Российский военачальник вряд ли намеревался ска- зать лишнее или напугать потенциальных противни- ков. Как и в случае с пассажами Владислава Суркова, мы имеем дело с неспровоцированным головокружением от успехов у представителей российского истеблишмен- та. Дело в том, что росшие, словно на дрожжах, цены на нефть, обеспечивавшие экономическое могущество Рос- сии, позволяли не экономить на финансировании воен- ных проектов. Более того, в российском политическом дискурсе все активнее зазвучали нотки и о стремлении конкурировать с Соединенными Штатами за лидерство в современном мире.
Очевидно, что в этих условиях обеспечение домини- рования концепции «русского мира» на постсоветском пространстве имело ключевое значение. Владимир Путин никогда не скрывал, что считает распад Советского Союза крупнейшейгеополитическойкатастрофойХХ века.Егоде-
1 Там же.
22

Гибридная война. Дьявольское изобретение
ятельностьнапостуроссийскогопрезидентаи «националь- ного лидера» в межсезонье между вторым и третьим пре- зидентскими сроками была направлена на реставрацию СоветскогоСоюза,в контекстекоторойподчинениесвоему влияниюУкраиныимеетключевоезначение.Хотясегодня говоритьо мощномпотенциаленашейстранынепопуляр- но, исторически Россия могла претендовать на рост своего влияния, только опираясь на контроль над Украиной.
Если говорить о предпосылках взятия на вооружение концепции гибридной войны, то их несколько. В части финансирования специальных мероприятий военного
иинформационного плана необходимо отметить резкий рост доходов российского бюджета от экспорта энерго- ресурсов сидящим на газовой «игле» ЕС и Украине. Эти доходы позволили реализоваться самым сумасбродным идеям, витавшим в российском обществе еще с начала 90 х годов ХХ века. Кремль не только использовал нефть
игаз в качестве энергетического оружия, стремясь под- чинить себе преимущественно европейские страны, но
инаправил полученные сверхдоходы на формирование современной системы пропаганды. Вышеупомянутый телеканал Russia Today — только часть системы промы- вания мозгов, сегмент экспорта «российского образа жиз- ни», функционирование которого было невозможно без полномасштабной унификации внутрироссийского ин- формационного пространства. Мобилизация «в интересах России» маргинального псевдофилософа Александра Ду- гина 1 и его тезки, публициста Проханова 2, свидетельству- ет о глубине падения российского руководства.
1Дугин Александр Гельевич (1962 г. р.) — российский общественный деятель, философ, политолог, социолог, лидер Международного евразийского движения.
2Проханов Александр Андреевич (1938 г. р.) — советский и россий- ский политик, писатель, публицист, общественный деятель. Глав- ный редактор газеты «Завтра».
23

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить
Еще одной подоплекой стремления России «навести надлежащий порядок» на территории постсоветского пространства стал масштабный приток средств благодаря экспорту энергетических ресурсов. В первой декаде 2000 х годов,дажев условияхмировогоэкономическогокризиса, Россия получила астрономические доходы, подпитывающие имперские амбиции Владимира Путина. Благодаря формированию режима личной власти, ограниченной ис- ключительно номинально, тот получил инструментарий для реализации собственной ностальгии по Советскому Союзу, создавая иллюзию наполнения новым вином ста- рых мехов. Позволю себе предположить, что даже страны Балтии и Грузию, с которой у России в августе 2008 года был скоротечный военный конфликт, в Кремле рас- сматривают в качестве возможного объекта экспансии.
В роли «паладинов Путина» сегодня выступают не только члены кооператива «Озеро» 1, занявшие ключевые позиции в российской государственной и финансовой си- стемах. Его личная гвардия — многочисленные бывшие и действующие сотрудники спецслужб, полномочия кото- рых кажутся сопоставимыми по масштабу с чекистскими сразу после Октябрьского переворота. И восстановление памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянке кажется не формой борьбы за исторический облик Москвы, а да- нью уважения духовному наставнику. Порой кажется, что роман Владимира Сорокина «День опричника» 2 кра- еугольным камнем лег в основу внутренней политики современной России. «Новое дворянство», которое сегодня
1«Озеро» — дачный потребительский кооператив на берегу Комсо- мольского озера, посреди Карельского перешейка, близ поселка Со- ловьевка. Учрежден в1996 году Владимиром Путиным и еще семью пайщиками.
2День опричника» — постмодерная повесть, написанная и издан- ная в 2006 году. В гротескной форме автор описывает потенциаль- ное тоталитарное будущее современной ему РФ. В этом же ключе написан следующий роман В. Сорокина «Теллурия».
24

Гибридная война. Дьявольское изобретение
называется ФСБ, успешно осваивает рыночные инстру- менты в собственных интересах и насаждает атмосферу напряженности в узкой прослойке российского общества, позволяющей себе хотя бы намеки на инакомыслие. Про- цент опричников существенно вырос по сравнению с вре- менами Ивана Грозного.
Нельзяобойтисторонойи фактор«русскогомира»,став- шегоидеологическойматрицейдлякурсаРоссиинавосста- новление своего влияния на постсоветском пространстве. Лозунги«защитысоотечественников»и содействияправо- славию позволяют добиться многого в сопредельных госу- дарствах, чему свидетельством стало правление Виктора Януковича,опутанногосетьюагентоввлиянияМосквы,не последним из которых можно назвать предстоятеля РПЦ1 Кирилла.Любопытно,чтооднимизлидеровсветского«рус- ского мира» является внук Вячеслава Молотова Вячеслав Никонов, возглавляющий факультет государственного управленияв МГУимениМ. В. Ломоносова.ПомнениюВла- димираПутина,«русскиймирможети долженобъединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за ее пределами. Почаще упо- требляйте это словосочетание — «русский мир» 2.
Не лишним будет отметить, что наряду с продвиже- нием идеи «русского мира» в России на уровне массовой культуры и официальной науки проводят зачистку и сме- нусмысловыхакцентовисторическогопрошлого.Ожесто- ченная борьба против памяти о некоторых украинских исторических персонажах, среди которых особое место занимают Иван Мазепа и Степан Бандера, посмертное перетягивание под российские знамена представителей культурной элиты выглядят (и являются) элементами осознанной стратегии, направленной на доминирование России. Но не обходится и без проблем.
1РПЦ — Русская православная церковь.
2http://tztver.ru/articles/detail/524
25

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить
Стремление совместить чекистские методы с воспе- ванием образа белого офицера как носителя российской идентичности в изгнании привели к любопытным сим- биозам не только в части массовой культуры или формен- ном обмундировании российских силовиков, где двугла- выйорелмирнососедствуетс алойпятиконечнойзвездой. БывшийсотрудникРоссийскогоинститутастратегических исследований историк Александр Сытин весьма нелице- приятно отозвался о тех, кто поставил исконно-посконное православиевоглавууглааналитическойработы,исказив исходные данные для анализа ситуации в Украине 1.
Он также высказал любопытное мнение в интервью «Радио Свобода», которое было однозначно воспринято его бывшими коллегами. По его словам, «Россия хочет не допустить Украину в Евросоюз и НАТО, вот это точно. Ка- кими средствами этого добиться? На сегодняшний день, по-моему, понимание отсутствует. Но есть общепринятая точка зрения, что в Евросоюз и НАТО не возьмут страну, имеющуюнеурегулированныеконфликты.И поэтомуРос- сия заинтересована в том, чтобы этот конфликт тлел. Что касается наступления на Мариуполь, Николаев, Одессу и к Приднестровью, честно говоря, пока остаюсь оптими- стом и все-таки не верю, что этот сценарий будет реализо- ван» 2.Справедливостирадиотметим, чтогосподинСытин полагает, что Россия не готовилась к действиям против Украины на протяжении длительного периода времени. Оцениваяситуациюнаначало2015 года,послесерииходов российского руководства, опальный аналитик отмечает: «Очевидно, что даже если направить танковые клинья на Киев, то Украина никогда уже не будет не только россий- ской, но даже пророссийской — это невозможно. Белорус- сия ведет себя более настороженно. Казахстан ведет себя
1http://uapolitics.com/topic/18211-aleksandr-sytin-anatomiia-provala-o- mekhanizme-p/
2http://inosmi.ru/world/20150125/225808908.html
26

Гибридная война. Дьявольское изобретение
оченьнастороженно.Весьпроектевразийскойинтеграции практически находится на стадии полного провала» 1.
Но вернемся к военному компоненту гибридной войны, который является инструментом достижения поли- тических целей. Начальник российского Генштаба Вале- рий Герасимов в вышеупомянутой публикации отметил, что «широкое распространение получили асимметрич- ные действия, позволяющие нивелировать превосход- ство противника в вооруженной борьбе. К ним относятся использование сил специальных операций и внутренней оппозициидлясозданияпостояннодействующегофронта на всей территории противостоящего государства, а так- же информационное воздействие, формы и способы кото- рого постоянно совершенствуются» 2. Вряд ли кто-нибудь, кроме хорошо информированных персон в Москве, на тот момент предполагал, что до начала реализации сценария гибридной войны против Украины остался всего год.
Начало ХХІ века стало периодом серьезных испытаний длямировогосообщества.Казалосьбы,чемдальшеистория уходитотмоментазавершенияВтороймировойвойны,тем большеу человечествавозможностейсделатьнеобходимые выводы, провести своеобразную «работу над ошибками». Закономерно, что уровень развития общества, сознания, технологий определяет место и роль военного аргумента в международной политике. Война эволюционировала от «последнего довода королей» до своего рода смирительной рубашки,котораявполнеспособнаудушитьв смертельных объятиях не одного потенциального агрессора.
Вызовы современного мира находят отражение и в во- енной науке. Один из авторов концепции гибридной войны Фрэнк Хоффман справедливо заметил, анализируя войны ХХІ века, что «война есть не только военные дей- ствия, проведение сражений. Необходимо принимать во
1http://inosmi.ru/world/20150125/225808908.html#ixzz3QceYdqNz
2Герасимов В., указ. соч.
27

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить
внимание и учитывать социально-культурные, техноэкономические и геополитические измерения войны. Война является развивающейся реальностью, и наше по- нимание и лексикон также должны развиваться, чтобы быть в состоянии ухватить данную эволюцию — новые условия для своего описания и решений требуют новых типов оружия для максимально эффективного реагирова- ния и новых творческих методов и концепций» 1.
Характер современных и будущих войн определяется тенденциями развития форм и способов ведения воору- женной борьбы. Среди них следует обратить внимание на следующие факторы.
— Постоянно возрастающее значение стратегического неядерного сдерживания противника путем массового оснащения войск новейшими средствами вооруженной борьбы для ведения неядерных, неконтактных (дистанци- онных) боевых действий. Боевые действия больше не со- ревнования в численностивооруженныхотрядов,а смотр их оснащенности и боевой подготовки.
— Нарастающаярольдинамичностии маневренности в действиях войск на разрозненных направлениях с ши- роким применением сил быстрого реагирования, аэро- мобильных войск и войск специального назначения. Ма- невренные и отлично подготовленные отряды способны решить судьбу военного противостояния.
— Расширениепространстваи масштабоввооруженной борьбы, перенос боевых действий сземли и поверхности морейв воздух,подводуи вкосмос.Одновременноеогневое и электронное поражения войск, объектов тыла, экономи- ки, коммуникаций на всей территории противника.
1Арзуманян Р. В. Определение войны в 21 веке // Обзор XXI ежегод- ной конференции по стратегии Института стратегических иссле- дований Армейского военного колледжа, 6–8 апреля 2010. Ереван, 2011. См также: Hoffman, Frank G. "Hybrid Warfare and Challenges," Joint Force Quarterly (JFQ), Issue 52, Forth Quarter 2009, pp. 34–39.
28

Гибридная война. Дьявольское изобретение
— Постоянное возрастание роли противоборства в ин- формационной сфере и использование новейших инфор- мационных технологий.
— Борьба с международным терроризмом, создания экспедиционных сил для проведения миротворческих и антитеррористических операций 1.
Поэтому,собственно,гибриднуювойнуможнов общих чертах определить как совокупность заранее подготов- ленных и оперативно реализованных действий военного, дипломатического, экономического, информационного характера, направленных на достижение стратегических целей. Ее ключевое значение заключается в подчинении интересов одного государства другому в условиях фор- мального сохранения политического устройства страны. К базовым компонентам гибридной войны можно отне- сти традиционные и нестандартные угрозы, терроризм, подрывные действия, новейшие и нешаблонные техноло- гии для противодействия превосходящему в компоненте военно-политической мощи противнику.
Гибридная агрессия — это комплекс разнородных воз- действийнапротивникарегулируемойвеличиныи комби- нируемого характера, применяющиеся по заданному алго- ритму,гдевоенныесредстванеявляютсядоминирующими. Коротко ее можно охарактеризовать как войну-трансфор- мер, которая, как и классическая война, включает в себя военныйкомпонент,спрятанныйглубоковнутри.Этотфакт важен для понимания сути гибридной войны. Снаружи по- стоянно находятся другие— невоенные — оболочки, что и не позволяет идентифицировать гибридную войну как войну классическую. Поэтому ключевым вприведенном определении является понятие «агрессия», вопреки тому, что большинство ее компонентов не выглядят как война.
1См.: Василенко О. В. Основні світові тенденції розвитку озброєння та військової техніки для ведення війн у майбутньому // Наука і оборона. —2009. — № 4. — С. 18–25.
29

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить
КомплексТ-войнывключаетв себявоздействия,харак- терные для традиционной войны:
—информационно-пропагандистские;
—политико-дипломатические;
—торгово-экономические с элементами лоббистскокоррупционных;
—энергетические и инфраструктурные;
—разведывательно-диверсионно-партизанские;
—регулярные боевые действия;
—возможность ограниченного применения тактиче- ского ядерного оружия.
Отличие состоит в том, что на начальном этапе ги- бридной войны невоенные воздействия превалируют перед военными или вовсе отсутствуют. Оказываемые на противника элементы воздействия могут варьироваться верховным командованием по алгоритму, который тоже может изменяться по ходу ведения гибридной войны.
Отсутствиечеткогопониманиясутигибриднойвойныне позволяетсформулироватьадекватныйответнаеевызовы. Человечество, чего греха таить, привыкло действовать по шаблону, и действия в случае войны не являются исключе- нием. Неопределенность формы и многоликость проявле- нийгибриднойвойныделаютееконцепциювесьмагибкой
иприменимой ко многим конфликтам.
В украинском случае необходимо рассматривать со- бытия на Евромайдане как важную часть гибридной войны против Украины, своеобразную разведку боем, кото- рую проводили не «зеленые человечки», а представители украинских правоохранительных органов, но уже нахо- дившиеся под внешним управлением. И разгон студентов в ночь с 29 на 30 ноября 2013 года, и последовавшие за этим столкновения на ул. Банковой у Администрации Президента 1 декабря того же года, и гибель Небесной сотни в сегодняшних условиях представляются именно как составляющая гибридной войны в части навязанного управления.
30