История МО
.docПервый этап, названный этими исследователями пред-международным, был характерен для периода первобытнообщинных отношений на Земле. В то время племена взаимодействовали с ближайшими соседями. Впрочем, уже и здесь наблюдается обмен продуктами между народами, находившимися на значительном расстоянии друг от друга. Второй этап — древняя и классическая международные системы, сформированные цивилизациями древнего мира, отмечен наличием развитой торговли, постоянными завоеваниями и угрозами нападения, созданием альянсов, проведением переговоров относительно взаимного признания и статуса, распределением природных ресурсов. Третий — период модерна, согласно Б. Бузану и Р. Литтлу, начинается примерно с XVI в. и связан сначала с множественностью участников международного взаимодействия — средневековых городов-государств, монастырей, католической церкви и др. Затем происходит формирование и распространение по земному шару государств-наций.
Дальнейшее развитие этой системы влечет за собой выделение новых «единиц» международного взаимодействия, таких как неправительственные организации, транснациональные корпорации и т.п. Наконец, в конце XX — начале XXI в., возможно, по их мнению, мы становимся свидетелями формирования четвертого периода в развитии системы международных отношений. Однако, если это действительно так, пишут исследователи, то движущие силы процесса иные, нежели ранее, при смене эпох. Сегодня мы наблюдаем как бы «два мира» в современной системе международных отношений: в одном происходят существенные перемены, в то время как другой продолжает сохраняться в прежнем виде. «Первый мир» — это развитые государства, «второй» — развивающиеся. Последние продолжают «жить» в мире, где силовые отношения между государствами еще крайне значимы. Даже в странах Восточной Азии, прошедших период быстрой модернизации, государства оказываются крайне хрупкими и прибегают к силе.
В целом в конце 1990 — начале 2000-х годов дискуссии в области международных отношений и мировой политики больше ста ли вестись не по отдельным проблемам (например, разоружению, экономическому развитию и т.п.), а по всему спектру международно-политической проблематики. Претерпевает ли Вестфальская система мира существенные изменения, которые позволяют говорить о ее исчезновении или по крайней мере эрозии? Если да, то что может или должно прийти ей на смену? Какова роль государства в современном мире? Теряет ли оно свои властные полномочия, отдавая их международным организациям или внутригосударственным регионам? Что составляет основу современной системы международных отношений? В чем проявляются современные вызовы безопасности? Какова роль экономики и права в современном мире? Каковы тенденции развития политической структуры мира? Эти и многие другие вопросы составляют суть мировой политики как науки, одна из специфических черт которой определяется ее направленностью в будущее, поиском ответов на те вопросы, которые человечеству еще предстоит решить.