Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
phpqGmvFI.docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
140.67 Кб
Скачать

2. Антимонопольное законодательство рф и соблюдение добросовестной конкуренции иностранным инвестором.

Несмотря на установление благоприятного для инвесторов режима иностранных инвестиций, любая страна должна надлежащим образом защищать интересы своих производителей. В значительной мере этому способствует установление антимонопольных требований и ограничений, запрет недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики.

К монополистической деятельности относятся любые противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции(1).

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Ограничительная деловая практика представляет собой совокупность приемов монополистического давления на торговых партнеров и потребителей, применяемых на основе ограничения конкуренции в целях захвата, удержания и реализации господствующего положения на рынке. Обычно различают четыре основных вида ограничительной деловой практики:

а) горизонтальные ограничения (картельный сговор между конкурирующими предприятиями, выпускающими идентичные или подобные изделия);

б) вертикальные ограничения (сговор между предприятиями в рамках технологической цепочки производства изделия);

в) использование предприятием-монополистом выгод своего положения на рынке;

г) слияния предприятий.

2. Комментируемая статья содержит как норму, отсылающую к отечественному антимонопольному законодательству, так и самостоятельные нормы, действующие в тех же целях. Статья рассматривает два конкретных случая недобросовестной конкуренции:

а) создание на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения;

б) злонамеренное соглашение о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах). При этом отечественное законодательство, кроме указанных целей таких соглашений, отмечает ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков); отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Запрещаются также иные соглашения или согласованные действия, если в результате их имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции. Таким образом, Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» содержит более обширный и к тому же открытый перечень соглашений, ограничивающих конкуренцию. Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашения или осуществления согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.

В июле 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (Далее - Закон.), заменивший действовавший ранее Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР". Правовой анализ нового закона представляет интерес, как с точки зрения его дальнейшего практического применения, так и в целях выявления основных тенденций в регулировании осуществления иностранных капиталовложений в российскую экономику.

Из содержания Закона, в первую очередь, обращает на себя внимание существенное расхождение между его названием и содержанием. С полным основанием он мог бы именоваться Законом о государственных гарантиях осуществления иностранных инвестиций в Российской Федерации, поскольку центральное место в нем отведено именно этому кругу вопросов. Если в прежнем Законе гарантиям было посвящено 3 статьи (7, 10, 11), то в ныне действующем - 11 (5-15), что составляет вместе со статьями, касающимися предоставляемых инвестору льгот, половину его объема[1]. Дело не столько в количестве статей, отведенных этому предмету, сколько в общей направленности Закона. Уже в Преамбуле вопрос о гарантиях вынесен на первый план[2]. Указано, что Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль и лишь вслед за этим - условия осуществления предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Еще более определенно это положение выражено в нормативной части Закона.

Закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ (п.1 ст.1). Далее пункт 2 этой статьи указывает на отношения, не подпадающие под действие Закона. Это отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством РФ о банках и банковской деятельности и законодательством РФ о страховании. Кроме того, Закон не распространяется на отношения связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством РФ о некоммерческих организациях (2).

Нетрудно заметить, что акцент на вопросе о предоставлении гарантий привел к нераспространению их на указанные сферы банковской, страховой и некоммерческой деятельности, чего не произошло бы в случае принятия отдельного специального закона, касающегося предоставления государственных гарантий при осуществлении инвестиций. Даже если допустить, что содержание некоторых гарантий нуждается в корректировке с учетом особенностей отношений, складывающихся в упомянутых сферах, изъятие данных отношений из-под действия одновременно всех государственных гарантий выглядит неестественным[3]. Очевидно, например, что нет противопоказаний к распространению на них такой гарантии, как гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ (ст.5).

Указанное подтверждает, что значительное расхождение между заявленным в названии акта и реальным предметом регулирования, отраженным в конкретных нормах, обычно не приводит к положительным результатам.

Итак, основываясь на содержании ст.1 Закона, следует признать, что предметом его регулирования явились не столько порядок и условия осуществления предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России, сколько предоставляемые последним гарантии и льготы, а также отдельные связанные с этим вопросы.

Чтобы понимать все аспекты соблюдения правового режима иностранных инвестиций, необходимо четко понимать, что является объектом регулирования данного правового режима. Им являются иностранные инвестиции. В последнее время в России принято ссылаться на европейский или мировой опыт. Однако именно в зарубежной теории и практике простая покупка объекта собственности, в том числе и сопровождающаяся его переходом от отечественного к зарубежному собственнику, не рассматривается в качестве инвестиции, тем более инвестиции, нуждающейся в поощрении со стороны государства, на территории которого расположен данный объект(6).

Возможно, пришло время поиска источников инвестиций внутри государственных границ и создания эффективной системы поощрения тех российских резидентов, которые имеют возможности и намерения вкладывать принадлежащие им средства в национальную экономику. Правовую базу регулирования деятельности инвесторов в РФ после необходимой дополнительной корректировки и консолидации может составить уже имеющееся инвестиционное законодательство. В основу регулирования должен быть положен принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности, независимо от их отечественного или зарубежного происхождения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]