
- •7 Абулия, гипобулия, парабулия. Клиническое и социальное значение.
- •11 Корсаковский синдром. Структура. Клиническое, социальное и историческое значение.
- •14 Паническая атака. Структура. Клиническое и социальное значение.
- •15 Ипохондрический синдром. Структура. Клиническое и социальное значение.
- •16 Дисморфоманический синдром. Структура. Клиническое и социальное значе- ние.
- •17 Истерический синдром. Структура. Клиническое и социальное значение.
- •18 Депрессивный синдром. Клинические варианты.
- •21 Бредовые идеи. Формы. Клиническое и социальное значение.
- •24. Параноидный синдром. Структура. Клиническое и социальное значение.
- •32-Особое состояние сознания
- •33 Ларвированные (соматизированные) субдепрессии и вегетососудистые дистонии: дифференциальные диагностические признаки.
- •34 Гебефренический синдром. Структура. Клиническое и социальное значение.
- •35 Синдром шизоидизации личности.
- •36 Бредовые идеи. Клинические отличия от других видов нарушения мышления.
- •37 Сверхценные идеи. Клинические отличия от других видов нарушения мышления.
- •Сверхценные идеи, связанные с переоценкой психологических свойств личности или ее творчества, делятся на три варианта:
- •3. Сверхценные идеи, связанные с переоценкой социальных факторов, имеют три варианта:
- •38 Психосенсорные расстройства. Клинические варианты. Отличие от других ви-дов патологии восприятия.
11 Корсаковский синдром. Структура. Клиническое, социальное и историческое значение.
Корсаковсиий синдром представляет собой единство продуктивных и негативных расстройств, поэтому отнесение его в группу позитивных психопатологических синдромов в определенной степени условно.
Ведущие симптомы — антероградная амнезия в виде невозможности воспроизведения текущих событий при достаточной сохранности воспоминаний о фактах, предшествовавших началу болезни, парамнезии (псевдореминисценции и замещающие конфабуляции), грубая некритичность ко всем проявлениям болезни (анозогнозия). Невозможность воспроизведения текущих событий является или следствием нарушения запоминания, фиксации, или результатом преимущественного нарушения воспоминания, экфории.
Обязательные симптомы — амнестическая дезориентировка во времени, месте, окружающих лицах с невозможностью запомнить их имена и функцию; разнообразные аффективные (растерянность, тревожность, благодушие, беспечность, эмоциональная лабильность) и двигательные расстройства (гиподинамия, суетливость). Клинической особенностью при Корсаковском синдроме, отличающей его от деменций, является сохранение достаточной ситуационной сообразительности. Последняя выявляется только в том случае, когда объекты и явления, требующие осмысления, находятся перед глазами больного, в сфере его непосредственного восприятия. Мышление больных непродуктивно в силу поверхностности и узости суждений и умозаключений, основанных на старых, преимущественно рутинных представлениях и понятиях. Речь их шаблонна, состоит из стереотипных фраз и оборотов, монотонна, связана не с внутренней потребностью, а с внешними впечатлениями. При первом контакте пациент может даже показаться остроумным и находчивым, но на поверку его высказывания представляют собой стереотипные речевые шаблоны. В зависимости от особенностей структуры и течения корсаковского синдрома выделяют две его формы:
Регрессирующий Корсаковский синдром. Важная особенность — постепенное уменьшение степени выраженности амнезии. Больной начинает запоминать в возрастающем объеме текущие события. Вместе с тем он начинает вспоминать некоторые факты и события, которые ранее никак не мог запомнить и воспроизвести. Это свидетельствует о том, что при данной форме синдрома ведущим является расстройство экфории, фиксация же страдает в меньшей степени.
Стационарная форма Корсаковского синдрома. Отличительная черта — сохранение амнезии одной и той же степени выраженности с тенденцией к компенсации на отдаленных этапах течения. Проявлением компенсации являются составление различных памяток, ведение записных книжек и т. п., оперирование побочными ассоциациями, отработка и использование некоторых мнемонических приемов. При этой форме преимущественно страдает функция фиксации (фиксационная амнезия).
Корсаковский синдром — важнейший клинический компонент алкогольного корсаковского полиневритического психоза.
12 Синдром деперсонализации и дереализации. Клинические варианты. :клиника:нарушен самосознание псического или физическ;мучително бесчуство(бредовая деперсонализац)растереност страх
-нарушения восприятия простраснтва и времени: дежавю; жамевю; Дереализация и деперсонализация.
Дереализация- отчуждение мира восприятя (Ясперс), расстройство перцепции окружающей действительности - чувство низменности, чуждости, неестественности, нереальности окружающего + больному трудно определить каким образам все изменилась («будто бы», «как бы», «наподобие», «через стекло», «звуки приглушены, будто уши заткнуты ватой»). задействовано несколько/один анализатор (не м. различность вкус) + может касаться пространство отношений (все куда-то отодвигается) время отношенй (все очень медленно). При выраженной степ. исчезает. ч-во действительности.
Родственики явл-я:dejavu+jamaisvu+ уже пережитое, испытанное - встречается и у здоровх, у кот-х дереал-я может проявляться в виде перевернут-ти знакомой местности на 180 град. (не знают в какую сторону идти) + часто сочет-ся с деперсон-й.
Деперсонализация хар-ся отчуждением своих мыслей, аффектов, действий, своего "Я", тела/частей, которое воспринимается со стороны.
Витальная - я не существую,
Соматопсихическая:расстройства схемы тела, без изменения пропорций тела и его частей (ч-во чуждости всего тела, частей - "не моё");
Аутопсихичиская:чувство чуждости псих. форм (вижу, слышу не Я) + чуждость собствени речи, изменении собственного "Я", исчезновении личности - встреч-ся при Шзфрени - дилиризац-деперсон-й синдр., (мышлениах, проприцепт-х, сигналов внутрени органов, сустав, связок).
13 Обсессивно-фобический синдром. Структура. Клиническое и социальное значение.
-навязчивые страхи; нозофобии; социофобии ;контрастные страхи фобии и ритуалы
Синдромы навязчивостей
Синдромы навязчивостей обычно протекают на фоне астении и встречаются в двух основных вариантах: обсессивном и фобическом.
Обсессивный синдром. Ведущими и основными симптомами являются навязчивые сомнения, счет, воспоминания, контрастные и абстрактные мысли, «умственная жвачка», влечения и двигательные ритуалы. К дополнительным относятся тягостные состояния душевного дискомфорта, эмоционального напряжения, бессилия и беспомощности их преодоления.
В изолированном виде (без фобий) синдром встречается при психопатиях, органических заболеваниях головного мозга, вялотекущей шизофрении.
Фобический синдром. Ведущим и основным симптомом его выступают разнообразные навязчивые страхи. Синдром дебютирует, как правило, недифференцированным страхом. Затем возникают и постепенно нарастают эмоциональное напряжение и психический дискомфорт. На этом фоне остро появляется страх (фобия), охватывающий больного в определенных условиях или при душевных переживаниях. Вначале возникает монофобия, которая обычно с течением времени обрастает другими, близкими и связанными с ней по содержанию. Например, к кардиофобии присоединяются агарофобия, страх езды в транспорте, клаустрофобия, танатофобия и т. п. Исключение составляют социофобии, которые обычно сохраняют изолированный характер.
Нозофобии наиболее разнообразны. Чаще всего встречаются кардиофобии, канцерофобии, алиенофобии и пр. Эти фобии обычно внедряются в сознание больных, несмотря на очевидную нелепость, и продолжают существовать вопреки всем попыткам избавиться от них. Быстро присоединяются ритуалы, дающие больным некоторое кратковременное облегчение и снимающие душевный дискомфорт.
-
Фобический синдром встречается при всех формах неврозов, но наиболее полно представлен при неврозе навязчивых состояний, когда он сопровождается эмоциональной подавленностью.
При органических заболеваниях головного мозга фобии вначале выступают как навязчивости, принимая затем характер насильственности. При шизофрении с течением времени фобии приобретают систематизированный характер, содержание их становится крайне отвлеченным, малопонятным, вычурным, формируются ритуалы первого, второго и т. п. порядка. В них выхолащивается и меркнет эмоциональный заряд (фобии без страха), они становятся интеллектуал изи-рованными, утрачивается компонент борьбы. В дальнейшем они могут приобретать черты или сверхценных идей, или двигательных стереотипии, приближаясь к кататонической симптоматике.