Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

МАГИСТРАТУРА / 3 нет названия / Основные образы балагана в сранах

.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
44.54 Кб
Скачать

Балаган - ярмарочный театр, вид народного театра в ряде европейских стран 16—XVIII в в. Возник в средневековье, развившись из шутовских обществ (Франция), камер риторов (Нидерланды), кружков мейстерзингеров (Германия). Жанром ярмарочного театра стали пантомимы1, фарсы2, моралите , фастахтшпили4, представления которых строились на искусстве импровизации. Это были представления часто сатирического плана, с элементами гротеска и буффонады5, наполненные грубоватым юмором. На ярмарках выступали также канатные плясуны, жонглеры, дрессированные животные - прототипы цирковых актеров.

Наибольшее распространение народный театр получил во Франции. Ярмарочный театр повлиял на сюжеты и проблематику драматургии У.Шекспира, Ж.-Б.Мольера. До нас дошли имена ярмарочных актеров - французских комиков 17в. Тебарена, Гро-Гильома, Готье. На ярмарочный театр Франции повлиял театр итальянской комедии дель арте, бродячие труппы которой гастролировали по всей Европе. Так в Париже появился театр «Комеди Итальенн», который играл комедию дель арте на французский манер, изменив, например, характер маски Арлекина: из второго Дзанни он превратился в первого, а затем и в главного героя жанра арлекинады . В век Просвещения сюжеты арлекинад черпались в пьесах А.Р.Лесажа, с чьим именем связан расцвет ярмарочного театра. С развитием капитализма ярмарочный театр пришел в упадок. На почве народного французского театра с середины XVIII в . возникли театры бульваров, игравшие жанровые бытовые пьесы на современном материале, часто развлекательного характера, с любовной интригой, обязательно общепонятные и рассчитанные на широкого зрителя. Первые такие театры построены антрепренерами ярмарочных театров (Ж.Б.Николе на бульваре Тампль, 1759, театр «Фонамбюль», где с 1819 работал мим Ж.Г.Б.Дебюро).

В России ярмарочный театр зародился на народных гуляньях: на масленицу, Рождество, святки. Ярмарки и народные гулянья занимали заметное место в жизни городского населения. В Москве излюбленными местами гуляний были Девичье поле, Марьина роща, Новинское, Разгуляй. В Петербурге - Адмиралтейская площадь, набережные Невы и Фонтанки, где ставились катальные горки, балаганы, где разыгрывали арлекинаду, показывали свое искусство фокусники, жонглеры, акробаты, давали представления кукольные театры.

БАЛАГАН В РОССИИ

В России первый балаган был связан с именем Петра I. В 1700 Петр приказал выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную «комедийную хоромину», которая была открыта двумя годами позже гастрольной труппой немецких комических артистов. Это был первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Начиная с этого времени балаганы прочно вошли в традицию русских официальных праздников.

К праздничным гуляниям, проходившим в специально выделенных местах (в Москве – на Разгуляе, на Неглинной и Москве-реке; в Санкт-Петербурге – на Неве, Фонтанке, на Адмиралтейской площади) возводились самые разные строения: зимой – ледяные горки для катания, летом – карусели и качели. Среди них – собственно балаганы, которые, в зависимости от общего количества, известности владельца и т.п., располагались в одну, две или три линии. На первой выстраивались большие богатые «театры», на второй и третьей – балаганы поменьше и победнее. Они стоились из досок, крыши делались из грубого холста (рядна) или мешковины по принципу шапито. Размеры и внутренне устройство балагана различались в зависимости от достатка его владельца и конкретного предназначения.

Самые маленькие балаганчики, т.н. «столбики» или «рогожные», сооружались при помощи столба, на котором держался рогожный навес. В них демонстрировались разнообразные «диковины» – карлики, великаны, «волосатые женщины» и прочие «уроды». Одно из самых популярных и традиционных зрелищ – «Дама-паук», сконструированная при помощи системы зеркал и черного бархата: мохнатое туловище с паучьими лапами, увенчанное женской головой, которая отвечала на вопросы публики. Безусловным успехом пользовался и «африканский людоед», пожирающий живого голубя на глазах у зрителей (на самом деле это было чучело птицы, внутрь которого помещался мешочек с клюквой). В крохотных балаганчиках (а то и просто на улице) могли располагаться гадалки-предсказательницы, кукольники с Петрушками и марионетками и панорамы-райки (движущиеся картинки, ставшие предтечей рисованной анимации). Передвижные зверинцы представляли собой сараи, тесно уставленные клетками со зверями.

Но главными на гуляниях были большие театральные балаганы со сценой, занавесом и зрительным залом. Разборная сцена-помост была точно рассчитана и собиралась каждый раз из одних и тех же деталей. Перед ней предусматривалось место для нескольких музыкантов. Далее – несколько открытых лож и два-три ряда кресел, отделенных от остальных мест глухим барьером. За ними – т.н. «первые места», семь-восемь рядов скамей с отдельным входом; «вторые места», – еще десять или одиннадцать рядов, расположенных на повышающемся полу. Эти скамейки были настолько высокими, что сидящие не доставали ногами до пола. Завершался зрительный зал т.н. «загоном» – стоячими местами, отделенными барьером, где стояла самая неимущая публика. Такой балаган мог вмещать до 1000 зрителей. После нескольких больших пожаров полиция запретила использовать в деревянных строениях печи, единственным источником тепла были керосиновые лампы-молнии, размещенные на железных кронштейнах и использовавшиеся для освещения сцены. Поэтому зимние балаганы обшивались двумя рядами досок, между которыми засыпались опилки.

Балаганы украшались флагами, вывесками, картинами, афишами. Перед балаганом сооружался балкон, т.н. «раус» (нем. Raus, от heraus – наружу), с которого зрителей на представление зазывал «дед-раешник». Это была, пожалуй, самая сложная балаганная профессия – от импровизационного мастерства и остроумия раешника напрямую зависела популярность зрелища, а значит – и финансовый сбор. Иногда на раусе разыгрывались отдельные сценки из спектакля или специально подготовленные клоунские интермедии, давшие начало отдельному «балконному» драматическому жанру, который тоже получил название рауса.

Расположение

В зависимости от размеров, престижа владельцев балаганы занимали на площади разные места. Под самые крупные и богатые строения отводили наиболее удобные участки, так называемая «первая линия». На второй линии выстраивались горы (ледяные на Масленицу и летние на Пасху) и балаганы меньшего размера. Третья линия — это самые невыигрышные места, где располагались совсем маленькие балаганчики. Их называли «рогожными» или «столбиками», как как они сооружались при помощи столба, врытого посреди арены, на котором держалась крыша (рогожное шапито). Между балаганами, часто ближе к третьей линии, обычно размещались кукольники, раешники, фокусники. В центре площади нередко возводилась большая карусель или палатка, называемая «колоколом», где продавались горячительные напитки. Например, в Петербурге, когда гулянья проходили на Адмиралтейской площади, первую линию занимали большие балаганы, обращенные фасадом в сторону Невского проспекта. Вдоль Адмиралтейства возводили две катальные горы скатами навстречу друг другу. По торцам второй линии, перпендикулярно ей, стояли менее престижные балаганы.

[К содержанию]

Владельцы и устроители

Известны имена нескольких владельцев балаганов, ставших своеобразными законодателями моды в этой области. Крупнейшим актером-предпринимателем начала XIX в. считался Христиан Леман, чьи балаганы увеселяли публику Петербурга на протяжении десяти лет, с 1826 по 1836. До прибытия в Россию в 1818 г. он выступал в парижских предместьях, где сформировался определенный тип постановок — французский вариант пантомим-арлекинад в духе классической комедии масок; эти представления и принесли Леману огромный успех в России. Делая записи о посещении этого балагана 22 апреля 1831 г., А.В. Никитенко отметил: «К Леману нелегко пробраться. У дверей его храма удовольствий так тесно, как в церкви в большой праздник до проповеди. Я с трудом достал билет, еще с большим трудом пробрался к дверям».

Преемниками Лемана по части балаганных постановок были его ученики братья Легат, приехавшие в Россию в составе труппы Лемана, но вскоре отделившиеся от нее. Они показывали главным образом феерии с танцами, широко используя театральную машинерию, сценические иллюзии и технические достижения своего времени.

Другой ученик Лемана Василий (Вильгельм) Карлович Берг (1819 — 1886), уроженец Гамбурга, создал свои балаганы в 1840-х гг. Он работал сразу на два города: имел балаганы в Петербурге и в Москве. Известность приобрел не только благодаря пантомиме, но и как устроитель сенсационных полетов на воздушном шаре в городских садах и парках.

Новый характер балаганных представлений демонстрировал Василий Никитич Егарев (1826 — 1897). Не порывая с традиционной арлекинадой, он стремился обновить ее, окружить самыми современными и эффектными цирковыми и эстрадными номерами. Егарев в 1870-е гг. по-справедливости считался старейшим из русских театральных предпринимателей. Он держал балаганы «под горами», был арендатором Екатерингофского вокзала — одной из первых садовых эстрад Петербурга, владел «Театром-буфф», являлся основателем «Русского Семейного сада» (позднее «Демидов сад») с модной эстрадной программой, состоящей из «каскадных номеров», устраивал большие военно-исторические постановки в Крестовском саду.

На батальных представлениях специализировался и такой устроитель балаганов как Василий Малафеевич (Малахиевич) Малафеев (1822 — 1899), долгие годы владевший балаганами на Адмиралтейской площади и Марсовом поле в Петербурге. Он осуществлял постановки разговорных пьес, но доминировали у него «военные драмы»: «Куликовская битва, или Князь Димитрий Донской», «Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири», «Минин и Пожарский», или «более близкие к современности инсценировки из истории борьбы с Шамилем или из Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг.». Эти постановки обычно включали пение и пляски, рукопашные схватки и обильную ружейную стрельбу.

Уникальном явлением культуры последней трети XIX в. являлся крупнейший балаганный театр Петербурга «Развлечение и польза», появление которого было связано с деятельностью Алексея Яковлевича Алексеева-Яковлева. Будучи сценаристом и режиссером-постановщиком в балагане Берга, он решил создать новый тип общедоступного театра, «который служил бы не только потехе, но посильно помогал бы делу просвещения народа». Его идея нашла поддержку в лице А.П. Лейферта, владельца небольшой типографии. Открытие театра произошло на Масленой недели 1880 г. на Марсовом поле. Его репертуар состоял из адаптированных произведений русских классиков — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Грибоедова, Некрасова, Островского.

Создателем театра для народного зрителя был и Михаил Валентинович Лентовский (1843 — 1906). В программу открытого им в 1882 г. театра «Скоморох» входили и произведения Островского, Писемского, А.К. Толстого, шедшие вперемежку с работами Н.В. Кукольника, модными пустыми феериями, баталиями, такими как «Белые генералы», «Заветные клады», «Стенли в Африке».

Конечно, последние два театра нельзя в полной мере причислить к балаганным зрелищам. Оставаясь территориально на площади, в атмосфере гулянья, они уже практически вышли за рамки площадного искусства.

[К содержанию]

Соседние файлы в папке 3 нет названия