Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия и методология науки Подпорин.doc
Скачиваний:
223
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
606.72 Кб
Скачать

2. Теория локальных культур и проблема социокультурной идентичности личности и этноса в глобализирующемся мире

Концепцию локальных культур можно обнаружить в работах Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Данилевский считал невозможной повсеместно применимую теорию общества, управляемого одинаковыми для всех законами. Всякое обществ в силу национальной специфики развивается по своим собственным внутренним законам. Масштабные социальные организмы, объективирующие национальный характер Данилевский назвал культурно-историческими типами. Однако не все народы обладают специфическим типом, некоторые этносы служат разрушению отдельных культур или материалом для формирования других этносов. Самостоятельными культурно-историческими типами являются: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, еврейский, иранский, греческий, римский, аравийский, европейский (11 типов). Каждый такой тип локальной культуры основан на одной из какой-либо сфер общественной жизни: религии, культуре (промышленность, наука и искусство ), политике или общественно-экономической деятельности. Культуры, таким образом, развиваются однобоко. Европейская культура имеет, в отличие от остальных, два основания. Первым типом, который будет основан на всех четырех сферах жизни будет, согласно Данилевскому, восточнославянский. Для сохранения и развития славяне должны объединиться и отказаться от подражания другим культурам, поскольку заимствование оснований иной культуры опасна, она ведет к уничтожению. Можно заимствовать только такой опыт, который менее всего национально окрашен. Из концепции Данилевского, видно, что он пытался мыслить в направлении проблемы самоопределения культурного типа из которой позднее вырос вопрос о национальной идентичности.

В работе О. Шпенглера «Закат Европы» предпринята критика западного историзма и обоснована идея об отсутствии всемирной истории. Локальные культуры, согласно Шпенглеру возникают как цветы в поле, не сопоставимы между собой и развиваются по своим законам. К числу великих культур Шпенглер относит вавилонскую, египетскую, индийскую, китайскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя и русско-сибирскую. Всякая культура имеет душу: античная – «аполлоновскую», западная – «фаустовскую», арабская – «магическую» и т.д. Культуры напоминают живые существа, которые рождаются, цветут, переживают упадок и гибнут. Фазы развития во всех культурах одинаковы, а исторические события имеют свои соответствия. Хотя культуры имеют сходную морфологию, они содержательно, «душевно» различны.

Выявление специфики культурного типа связано с проблемой, самоопределения, самопонимания культуры. Знание о том, как индивиды и группы представляют самих себя, что считают своими признаками приводит к проблеме идентичности. Идентичность представляет собой Эта проблема может быть рассмотрена в двух аспектах: индивидуальном (личностном) и социальном (групповом).

3. Проблема исторического самоопределения Беларуси

Национально-культурные особенности составляют неотчуждаемые черты белорусского народа как уникальной, исторически сформировавшейся общности, обладающей особым мировидением, национальным характером, способами жизнедеятельности. Специфика белорусской культуры обусловлена ее транзитивным характером, сформировавшимся в пространстве славянских культур между европейским Западом и русским Востоком. Белорусы являются особой этнической группой, обладающей своеобразным менталитетом, языком, нравами и бытом. Современное состояние белорусской нации характеризуется сосуществованием различных этнических групп, двуязычием, многоукладностью быта. Национально-культурные особенности составляют сферу традиционных белорусских приоритетов, обусловленных национальным характером белорусов и выраженных в национальном самосознании.

Национальный характер составляют неотъемлемые качества определенной этнической группы, стихийно сформировавшиеся в процессе ее становления как особой народности, нации. Национальный характер белорусов традиционно отличают такие черты, как толерантность (терпимость, эмпатия, способность к компромиссу), благоволение, рассудительность, стремление к единству, взаимной поддержке, справедливость, миролюбие, ценность труда, способность к творчеству, чувство «малой родины» – привязанность к «своему миру».

Особой формой национального самосознания является национальная идея.

Понятие белорусской национальной идеи используется сегодня, вероятно, по аналогии с понятием русской идеи и прочими сходными. Оформилось это понятие во второй половине XIX – начале XX в. В это время национальное самосознание многих народов переживало подъем. Известны польская национальная идея, «американская мечта» и другие. Содержание таких идей показывает, что по своим истокам национальная идея была способом рационализации национальных особенностей (когда были описаны особенности национального характера, жизненного уклада, исторической судьбы отдельных народов) и проектом (когда в соответствии с указанными особенностями предлагались основные ориентиры нравственного, духовного и социального развития).

Классическими для нас примерами формирования национальной идеи как способа рационализации национально-культурных особенностей являются работы о русской идее таких авторов как П.Я.Чаадаев (у которого национальная идея («святая идея») – черта национального характера – «дух самоотречения»), И.Солоневича (гуманный характер русской державности), М.О.Меньшикова (благочестие и труд) и других. В одноименном произведении В.С.Соловьева русская идея выступает как проект соответствия «органической функции, которая возложена на нацию во вселенской жизни». Заключается она в содействии «свободной теократии», «вселенской церковной монархии», восстанавливающей на земле образ божественной троицы в виде единства церкви, государства и общества. Осуществление этой идеи предполагает отказ от национального эгоизма и партикуляризма. У Н.А.Бердяева русская идея приобретает чисто религиозный характер, поскольку не имеет имманентного смысла, а только трансцендентный: это эсхатологическая идея Царства Божия, искание которого вырывает человека из царства объективации, освобождает его, восстанавливает свободу, Дух, субъективность, творчество. Русская идея, таким образом, в своей основе религиозна, по характеру проекта – мессианская, по масштабу – глобальная. Русская идея может служить примером религиозно-этнической национальной идеи.

«Американская мечта», оформившаяся в 30-е гг. XX в., содержала в себе главным образом представления о равенстве возможностей, опоре на собственные силы и веру в успех. Нетрудно заметить, что эта идея явилась своеобразным продолжением протестантской нравственной ориентации, рассмотренной М.Вебером. «Мирской аскетизм», направленный на неустанное созидание человеком самого себя и собственного благополучия, выразился в стремлении к определенному жизненному стандарту (семья, высокооплачиваемая работа, карьера, дом в пригороде, холодильник, телевизор и т.п.). Традиционными ценностями американской культуры, сформировавшимися к концу XX в. на этой почве, являются: личный успех, активность, эффективность и полезность, прогресс, материальное благополучие, уважение к науке. Таким образом, «американская мечта» может быть примером политико-прагматической национальной идеи, реализующейся посредством индивидуальной практики самосозидания человека.

Белорусская национальная идея представлена сегодня, в основном, в двух видах, соответственно двоякому пониманию нации, – как этнокультурная идея и как гражданская. Приверженцы этнокультурной интерпретации полагают, что самосознание человека и уклад его жизни являются органичным продолжением этнической стихии. Примером подобной интерпретации служат рассуждения А.Астапенко. По его мнению, триаду белорусской национальной идеи составляют этнос, нация, национализм. Национальная идея выступает для Астапенко как проект реализации нации и национального государства – «стремление человека осознать себя в своей нации и своем национальном государстве». Судя по всему, автор отождествляет национальную идею с национальным самосознанием вообще, когда пишет, что национализм является реализацией национальной идеи в теории, а нация – реализацией национальной идеи в практике. Национализм понимается в гуманистическом духе. Ему соответствуют три основные черты: любовь (к истории, языку, родине); вера (в природную и духовную силу нации); воля (стремление народа к достойному месту в мировой семье народов). Пафос Астапенко направлен к тому, чтобы разбудить национальное самосознание (видимо, поэтому он не боится понятия «национализм»). Другие авторы высказываются менее радикально. Н.Стужинская утверждает, что белорусы – нация, которая опоздала. Это наводит на мысль о том, что белорусская нация как сообщество, обладающее устойчивой идентичностью, возможно еще не сформировалась.

Иные варианты национальной идей обращены к гражданскому сознанию. Существует мнение, что национальная идеология (идея) возможна только как общенациональная (Е.Бабосов). Одной из основ в таком случае является государственность (О.Слука, Ю.Ходыко). Политический вариант национальной идеи был предложен президентом Беларуси в докладе на семинаре руководящих работников, посвященном идеологической работе. В нем говорилось: «Россия сегодня перестает быть, к сожалению, духовным и культурным оплотом восточно-евразийской цивилизации… В восточнославянском мире мы остались единственной страной, открыто проповедующей верность нашим традиционным цивилизационным ценностям». Среди указанных ценностей были названы способность «трудиться не только ради наживы, но и для блага общества», коллективизм и взаимопомощь, социальная опека и взаимное уважение государства и народа. Примечательно здесь то, что белорусская идея приобрела мессианские черты.

Существует также взгляд со стороны на эту проблему. Т.Баейр отмечает, что у белорусов нет как таковых определенных ярких образов (исторических, культурных, национальных, гражданских), таких, например, как образы казачества на Украине и т.п. Это и обусловливает проблему идентификации. В таких условиях наиболее приемлемой может быть не национальная гомогенизация, а поддержка индивидуальных идентичностей. Основными принципами жизни в таком случае должны быть открытость, креативность, плюрализм. Очевидно, Байер предлагает сформировать жизненный уклад на основе либеральных принципов.

Таким образом, национальная идея Беларуси является попыткой актуализации национального самосознания. Иногда это может происходить через обращение к этнической основе, иногда – через призыв к гражданской активности. В любом случае основными чертами национальной идеи остаются этнокультурные и гражданские особенности. Камнем преткновения является вопрос об основаниях национальной идеи. Пожалуй, наиболее прочным фундаментом является религия. Однако в поликонфессиональных условиях Беларуси единая религиозная идентификация невозможна. Другими основаниями могут быть индивидуальная прагматическая ориентация и развитие этнокультурных особенностей. Учитывая национальный характер белорусов, крайний либерализм и национализм, скорее всего, не имеют больших перспектив.

Исходя из особенностей национального характера и исторического пути белорусов, можно попытаться обнаружить ключевые духовные приоритеты. На наш взгляд, такими приоритетами могут быть ценности созидательной свободы, ценность творчества и ценность органического единства общества.

В работе И.Абдираловича «Адвечным шляхам» указанные ценности обоснованы посредством анализа культурного положения и исторического развития белорусов. Транзитивный характер Беларуси, оказавшейся между Востоком и Западом, определил особенности положения белорусов постоянно находившихся под принуждением. Взгляд на ближайших соседей и отношения с ними никогда не удовлетворяли чаяния белорусов в полной мере. Белорусам близок западный гуманизм, стремление к разумной организации жизни, способность к компромиссу и восточная искренность, стремление к поиску правды жизни. В то же время белорусы не могут принять западное духовное мещанство, превосходство формы над содержанием и восточный радикализм в общественно-политической практике. Исторической задачей белорусов, таким образом, всегда было освобождение от принуждения и проявление творческого потенциала во всех сферах деятельности, к чему и призывал Абдиралович.

В отличие от западной индивидуалистической ориентации опору белорусов образует стремление к органическому коллективизму. Стремление к объединению, формированию общих целей, деятельность, направленная на достижение общего блага характеризует белорусские политические сообщества, творческие коллективы, группы интересов. Только в сообществе, коллективе может быть полностью раскрыт и реализован потенциал человеческой личности. Важное условие нормальной повседневной жизнедеятельности человека образует также семья, домашний быт. Семья является основным институтом воспитания личности, условием формирования и раскрытия глубинных личностных качеств.

Так называемое гражданское сознание является аспектом, определенной стороной общественного сознания. Оно отражает самоидентификацию личности применительно к политическому сообществу и государству. Для социально-политической деятельности особое значение приобретает гражданская зрелость личности – способность к самостоятельной оценке ситуации и принятию решений, выработке своей позиции, умению ее обосновать. Гражданская зрелость предполагает достаточно высокий уровень политической культуры и развития гражданского сознания. Ядром гражданского сознания является патриотизм.

Патриотизм (от греч. patris – родина) – любовь к родине. Патриотизм имеет психологическую основу (чувственно-эмоциональную) и идейную (рациональную), которые взаимосвязаны. Кроме того, патриотизм воплощается в соответствующей деятельности. В качестве особого комплекса, патриотизм предполагает наличие нижеследующих компонентов.

1. Наличие здоровых эмоций, связанных с почитанием места своего рождения и места постоянного проживания как своей родины, любовь и забота о данном «малом мире». В зависимости от широты восприятия индивида, границы его родины могут простираться от площади собственной хаты (дома), двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Высший уровень патриотического сознания соответствует широте эмоций, совпадающей с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низший уровень патриотического сознания, псевдопатриотизм, отражается в мещанско-обывательских чувствах и представлениях.

2. Наличие особых чувств, таких как: уважение местных традиций, почитание своих предков, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им. Высший показатель данного параметра – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание значимости общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».

3. Приверженность определенным позитивным идеям, содержание которых обусловлено стремлением к постоянному, систематическому созиданию блага для родины совместно с другими соотечественниками (например, так называемой национальной идее).

4. Практическая деятельность, направленная на улучшение состояния своей родины, помощь и взаимовыручку соотечественникам, саморазвитие и т.п., т.е. соответствующая социально-политическая активность.

Гражданское сознание, таким образом, требует реализации, и не только в сфере политической активности, но и в сфере самовоспитания личности, формирования гражданских качеств. Основными гражданскими качествами являются справедливость, чувство законности, гражданская совесть, способность исполнить гражданский долг, чувство ответственности, социально-политическая активность и др.