
- •Педагогика и социально-культурная деятельность
- •6.1. Педагогическое вступление
- •6.2. Педагогическая антиномия: социализация или индивидуализация?
- •6.3. Педагогическое сотрудничество социально-культурных институтов
- •6.3.1. Особенности педагогического процесса в публичных библиотеках.
- •6.3.2. Педагогическая деятельность клубных учреждений.
- •6.4. Институт непрерывного образования
- •6.5. Акмеология — психолого-педагогическая основа непрерывного образования
- •Список сокращений.
- •Литература
- •Примечания
6.5. Акмеология — психолого-педагогическая основа непрерывного образования
Непрерывное образование — неизбежный удел современного взрослого человека, создающий повышенную нагрузку на память, мышление, чувства. Готов ли хомо сапиенс психофизиологически и интеллектуально к педагогическим перегрузкам не в пластичном детском возрасте, а в период умственной и физической зрелости? Какие педагогические методы и средства наиболее пригодны для самообразования? Эти вопросы ставит и пытается разрешить акмеология — новая наука, сформировавшаяся на стыке психологии и педагогики.
Акме — древнегреческое слово, означающее: высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора. Как известно, это слово было использовано Н. С. Гумилевым для названия одного из поэтических течений Серебряного века — акмеизма. Акмеология — плод не поэтического воображения, а экспериментальных исследований, развернутых по инициативе Б. Г. Ананьева на психологическом факультете Ленинградского государственного университета в 1970-80-х годах. Начатое в ЛГУ научное движение приобрело широкие масштабы й в 1993 году организационно оформилось в виде Академии акмоологических наук.
Президент академии Н. В. Кузьмина характеризует акмеологию как новую междисциплинарную область знаний в системе наук о человеке. Предметом акмеологии являются: «саморазвитие зрелого человека; самореализация его творческого потенциала в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам); факторы, объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин; закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности! самообразование, самоорганизация и самоконтроль; закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации Деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и особенно изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств Недостатков собственной деятельности»76. Нетрудно видеть, что предмет акмеологии имеет прямое отношение к проблемам индивидуализации, решаемым интеллигентами в процессе индивидуально-культурной деятельности. В ряду психолого-физиологических дисциплин акмеологии отводится место между педиатрией и педагогикой, занимающимися детством и юношеством, и геронтологией (наукой о старости).
Возрастная периодизация жизни человека разными специалистами рисуется по-разному, особенно велики расхождения в определении границ юности и зрелости. У одних авторов юность начинается с 11 12 лет, у других — с 16 17 лет; заканчивается юность в одном случае в 17 лет, а в другом — в 25. Зрелость (взрослость) подразделяется на раннюю (17-25 лет), среднюю (25-40 лет), позднюю (40-55 лет), предпенсионную (55-65 лет). Академией педагогических наук СССР в 1965 году была принята следующая периодизация, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней- 1 год); раннее детство (1 -3 года); первое детство (4—7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст, первый период: 22-35 лет — мужчины, 21—35 лет — женщины; второй период зрелости: 36-60 лет — мужчины, 36-55 лет — женщины; пожилой возраст (61-74 года — мужчины, 56-74 года — женщины); старческий возраст (75-90 лет — мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше)76.
Возраст индивидуального человека имеет два измерения: хронологическое, измеряемое числом прожитых лет, и социально-культурное, определяемое жизненным опытом и духовным богатством личности. Именно второе измерение показывает степень культурной индивидуализации человека. Оказалось, что на разных хронологических отрезках человеческой жизни социально-культурное развитие происходит разными темпами (гетерохронно). Общая тенденция здесь такова, что по мере взросления все большее значение в жизнедеятельности индивида приобретают социально-культурные факторы, а биологические параметры (тип нервной системы, темперамент), игравшие большую роль в детстве, утрачивают мотивирующий приоритет. Вместе с тем отмечается зависимость социально-культурных сроков взросления и старения от исторических условий. Б. Г. Ананьев писал: «Структура жизненного пути
143
144
и его временные характеристики определяются общественно-классовым статусом личности, ее функциями и ролями в определенном обществе... Поэтому как структура жизненного пути, так и основные его моменты (старт, оптимумы, финиш) изменяются в ходе исторического развития от поколения к поколению»77.
Переход от одного возраста к другому связан не только с приобретением новых качеств, но и с ослаблением имеющихся. Наиболее благоприятным для обучения периодом с точки зрения психофизиологии является юношеский возраст, отличающийся высокими параметрами памяти, мышления, внимания. Как показали психологические эксперименты, в возрасте 26-29 лет происходит снижение уровня мышления и памяти, а внимание сохраняется на высоком уровне; возраст 30-33 года — высокое развитие всех психических функций, это время психофизиологической вершины; затем вновь спад в уровне памяти, мышления, внимания (возраст 34 35 лет), который продолжается и в дальнейшем, причем особенно быстро ослабевает память. Однако это не означает, что в зрелом возрасте утрачивается способность к обучению. Напротив, умственное развитие, несмотря на снижение скорости интеллектуальных реакций, может быть продолжено, но при одном условии — интенсивный духовный труд, постоянное приобретение новых знаний и напряженная творческая деятельность.
По мнению акмеологов, образование и особенно самообразование являются психогигиеническим фактором, задерживающим инволюцию психических функций и интеллекта. Сравнение нескольких экспериментальных групп одного возраста, но разного уровня образования — от 8 классов до диплома высшей школы, показало, что у образованных людей обнаруживаются более высокие показатели развития вербально-логического, образного и практического мышления, взаимосвязи между которыми отличаются подвижностью и гибкостью. Малообразованные люди при решении практических задач проявляют скованность, зависимость от привычных стереотипов, неспособность к творческому подходу. Самый высокий уровень интеллекта оказался у тех взрослых людей, которые учатся, постоянно упражняют свои умственные способности.
Можно сделать следующие выводы:
1). Предъявляемые современной культурой требования к постоянному индивидуально-культурному развитию, индивидуализации и непрерывному самообразованию личности могут быть успешно удовлетворены врожденными психофизиологическими ресурсами человека.
145
2). Интенсивный умственный труд благотворен, он не истощает, напротив, укрепляет интеллектуальные функции (мышление, внимание, память), помогая организму противостоять их возрастной стагнации и разрушению.
3). Перед акмеологией стоят сложные и важные задачи по разработке педагогических технологий, методик и гигиены умственного труда» соответствующих потребностям непрерывного самообразования.