Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен ответыMASPO.doc
Скачиваний:
256
Добавлен:
21.02.2016
Размер:
500.22 Кб
Скачать

  1. Сущность и содержание активного социально-психологического обучения. Отличие активных методов обучения от традиционных.

Термин ``активные методы обучения'' или ``методы активного обучения'' (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения, который работает под началом педагога и активно усваивает социально-культурный опыт, имеющий форму теоретического знания. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.

Эпитет ``активные'' используется с целью противопоставления АМО традиционным методам обучения, Реализующим первую точку зрения, где участники учебного процесса поляризованы в своих ролях учащегося и обучающего. Первые являются потребителями готового знания, накопленного и обобщенного в виде теорий, фактов, законов, закономерностей, понятий и категорий. Активность учащегося сводится к усвоению этих знаний и их последующей репродукции, таким образом, уровень развития и эффективность функционирования их памяти во многом определяют эффективность их учебной работы в целом. Позиция учащегося в классической системе обучения может быть оценена как пассивно-потребительская, поскольку знания усваиваются как бы про запас, их использование на практике отсрочено во времени, сам учащийся не может выбирать, что, когда и в каком объеме он будет осваивать. Преобразование теоретических знаний, конструирование новых, наработка собственного опыта исследовательской работы. Задача обучающего - облегчить работу учащихся, сделать материал более интересным, доступным для понимания, обеспечить его точное и прочное усвоение, проконтролировать конечный результат. Поэтому учения педагога, его непрерывная адаптивно-преобразовательная активность - второе, не редко важнейшее условие эффективности работы учащегося, залог конечного успеха его учебной деятельности.

Активное обучение- представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В.Н.Кругликов, 1998). Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Применение АМО меняет устоявшееся положение буквально с ног на голову. Учащиеся изначально заинтересованы в получении необходимой им информации, которая используется ими непосредственно и сразу. Поэтому недостаток, неточность или принципиальная неправильность информации создают стимул к ее пополнению, исправлению, корректировке. Усвоение информации является побочным продуктом деятельности учащегося, в которую он вовлекается ведущим.

Эффект присутствия выражается в том, что пребывание в ситуации, когда другой осуществляет пробы и ошибки в решении поставленной задачи, то остальные члены группы, выступая в роли наблюдателей, учатся на его примере, могут вмешиваться в ход решения. Советы и рекомендации здесь не являются непозволительными подсказками, а выступают как важнейший момент обучения. В группе участников АМО результат определяется действиями всех членов, что также противостоит классической системе обучения, где групповому способу преподнесения знаний, противостоит индивидуальный способ контроля и оценки их усвоения (учат всех вместе, спрашивают каждого в отдельности, оценки одного не влияют на оценки других). Важность усилий и активности каждого участника АМО, определяющая конечный результат обучения членов группы - главная отличительная особенность методов социально-психологического обучения.

2.Классификация методов активного социально-психологического обучения.

Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока:

а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);

б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-терапию.

Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.

Игровые методы (деловые, организационно-деятльностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.

Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизурующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения

Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников.

3. История развития методов активного обучения.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других. Однако идеи, получившие наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут своё начало из высказываний учёных и мыслителей античного мира. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Вот некоторые взгляды сторонников активности ученика. Пифагор (VI в. до н. э.) считал, что правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика. Демокрит (460—370 до н. э.) придавал огромное значение воспитанию интеллекта, предлагал формировать у учеников стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности. Сократ (470/469 − 399 до н. э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Главным его достижением считается «майевтика» («повивальное искусство») — диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.(так называемый сократовский метод). Платон (427−347 до н. э.) подчёркивал особую важность эстетического развития ребёнка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих простор творчеству. Среди древнеримских мыслителей выделяются взгляды Сенеки (4 до н. э. — 65 н. э.), который считал, что образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность, считал, что должен говорить сам ученик, а не его память. Квинтилиан (42 — ок. 118) отдавал предпочтение организованному школьному обучению, утверждая, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения «бывает причиной добродетелей». На занятиях по риторике рекомендовал преподавателю читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.

На средневековом востоке мудрецы обращали особое внимание на саморазвитие личности. Ибн-Сина (Авицена в латинской транскрипции) (980—1037) мечтал о всестороннем развитии и обучении и такой путь ему виделся в организации совместной учебы воспитанников, внесении духа соперничества. Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) отмечал, что у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей. Если голова преподавателя управляет руками ученика, то собственная его голова становится для него бесполезной. Целью обучения признавал не знание дать ученику, а научить его приобретать в случае нужды это знание.

Из числа отечественных учёных к проблеме активности в разное время обращались: Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, Н. А. Добролюбов, А. Н. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и другие. В частности, Н. Г. Чернышевский (1828—1889) и Н. А. Добролюбов (1836—1870) защищали осмысленность и сознательность обучения, активность и самодеятельность учащихся, выступали за развитие у них творческого мышления. В. А. Сухомлинский (1918—1970) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.

Особую роль в современном становлении активного обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, которое возникло после зарождения деловых игр. Первая в истории деловая игра была разработана и проведена М. М. Бирштейн в СССР в 1932 году.[1] Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако в 1938 году деловые игры в СССР были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Большую роль в распространении методов сыграла их практическая деятельность по пропаганде игровых методов как основы активного обучения, и личное участие в создании и развитии игротехнического движения. «Школы МАО», проводимые в рамках этого движения, позволили ознакомить многих преподавателей с игровыми технологиями активного обучения, дать им первичные знания, навыки, «вооружить» первичным инструментарием. Благодаря распространению игровых методов активного обучения в 80-х годах XX века активное обучение переживало максимальный подъём популярности.

  1. Современные методы психологического воздействия: нейролингвистическое программирование, психосинтез.

Принято считать, что ПСИХОСИНТЕЗ как направление трансперсональной психологии существует с 1910 года. Именно в то время начал свои исследования итальянский ученый, психиатр Роберто Ассаджиоли (1887 - 1976).

Процесс синтеза - повсеместное явление: клетки объединяются в организм, из букв складывается слово, звуки музыки образуют мелодию и т.д. Эмпирический опыт показывает, что синтез происходит и в человеческой психике и что отсутствие его порождает серьезные проблемы. Теория психосинтезла опиралась на концепции З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Кречмера. Р.Ассаджиоли заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают по большей части тогда, когда различные наши внутренние элементы разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Он также отметил, что когда они объединяются во все большие и большие целостности, мы испытываем прилив сил, ощущение благополучия и находим в своей жизни больше смысла. Процесс обретения целостности заложен природой в каждом человеке, но может блокироваться при определенных обстоятельствах.

Структура психики в психосинтезе

Р.Ассаджиоли описал собственную модель психики человека, при этом подчеркивая, что создал лишь "грубую, почти анатомическую репродукцию нашей внутренней конституции…". Он выделяет 6 компонентов в психике человека:

Низшее бессознательное. Оно содержит в себе информацию о простейших формах психической деятельности, примитивные животные побуждения, "комплексы", несущие сильный эмоциональный заряд, образы кошмарных сновидений, "фантазмы" (фантазии, которые в искажённой форме отражают действительные желания человека), низшие неконтролируемые парапсихические процессы, различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи) и т.д. Можно сказать, что именно этой областью занимался в свое время 3.Фрейд.

Среднее бессознательное содержит психические элементы, сходные с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающие. Здесь прежде, чем проявиться в сознании, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности разума и воображения. Это область, где пребывают те наши психологические навыки и состояния, которые могут быть легко перенесены в поле сознания. Здесь находятся психические элементы, свободно проникающие в бодрствующее сознание. Это нейтральная зона или "камера хранения" содержаний, не нужных нам в настоящий момент.

Высшее бессознательное проявляются высшие формы интуиции и вдохновения, здесь господствуют энергии, побуждающие к духовному росту, к творчеству. Получая доступ к высшему бессознательному, человек знакомится с высшими парапсихическими явлениями, решает вопросы смысла жизни и отношения с Божественным. Под высшими парапсихическими явлениями подразумевается целый ряд феноменов: необычные озарения, видения, чудесные "совпадения", откровения и т.д. Люди с религиозным сознанием часто все это называют "чудеса Господа". При этом человек не испытывает страха, его переполняет чувство благоговения, радости, восторга от ощущения, что он прикоснулся к общему Живительному Источнику Света и Мудрости.

Поле (область) сознания — это непосредственно осознаваемая нами часть информации о нашей личности в каждый данный момент времени.

Личное Я является нашей сущностью. Его можно сравнить с водоворотом, вокруг которого, посредством притяжения располагаются различные части и черты личности. В области сознания наши чувства, ощущения, мысли постоянно меняются. Между тем "личное Я", как центр остается неизменным наблюдателем, осознающим себя и своё бытие. Многие люди пассивно плывут по поверхности "потока сознания", отождествляя себя с каждой последующей мыслью, чувством и ощущением. В этом случае они не различают "личное Я" и область сознания вокруг него.

Духовное (Надличное) Я — это более глубокий и широкий источник идентичности, нечто такое, что распространяется за пределы психики индивида. "Духовное Я" пребывает над потоком мыслей и состояний тела и не подвержено их влиянию, а "Личное Я" следует рассматривать как отражение, проекцию "Духовного Я" на поле личности. Сохраняя индивидуальность, "Духовное Я" живет на уровне всеобщности, где личные взгляды и интересы перекрываются более широким целостным видением.

Коллективное бессознательное. Существует общий массив информации, который отражает сознание всего человечества в целом. По К.Юнгу, коллективное бессознательное есть "предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны… Оно (коллективное бессознательное) более похоже на атмосферу, в которой мы живем, чем на что-то, что находится внутри нас. Это просто неизвестное качество мира".

Психосинтез как ветвь практической психологии использует очень много упражнений, связанных с ВИЗУАЛИЗАЦИЕЙ различных аспектов проблем клиента.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) – это относительно новое направление в современной психотерапии, получившее свое развитие в 70-х годах ХХ века. Среди ее авторов доктора лингвистики Джона Гриндера, доктора психологии Ричарда Бендлера, доктора антропологии Джудит Дезолье, а также Роберта Дилтса, Лесли Кэмерон Бендлер и др. Большую роль в развитии этого направления сыграл также Грегори Бейтсон - антрополог, занимавшийся описанием процессов коммуникации, теорией систем, ученый, которого интересовали многие темы: биология, кибернетика, психотерапия. На сегодняшний день НЛП, или, как его еще называют, ТЕРАПИЯ ОБРАЗА, является одним из самых модных направлений в практической психологии. Только в США подготовку в этой области прошло более ста тысяч человек. В нашей стране впервые заговорили об НЛП в конце 80-х годов, когда стали появляться первые подпольные переводы книг, и в рамках культурного обмена проводились короткие тематические семинары. За последние десять лет это направление стало популярно по всей России. НЛП изучает индивидуальные программы, модели, созданные мозгом человека и проявляемые в его речи. В отличие от представителей других школ, объектом изучения которых являются “проблемные” личности, терпящие неудачи в той или иной области и потому нуждающиеся в помощи психотерапевта, авторы НЛП изучали людей, добившихся успеха в различных сферах - бизнесе, политике, психотерапии, семейной жизни. Дж. Гриндера и Р. Бендлера интересовало, что объединяет всех этих людей, какие стратегии помогают им достигать своих целей.

1. «"Карта" — не "территория"» («меню — не пища»).

2. Реакции людей соответствуют их внутренним картам.

3. Значение зависит от контекста.

4. Paзум и тело неизбежно влияют друг на друга.

5. Индивидуальные навыки являются результатом совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем.

6. Мы уважаем модели мира других людей.

7. Личность и поведение — это различные явления. Мы представляем собой нечто большее, чем наше поведение.

8. Каждый вид поведения практичен и полезен в определенном контексте.

9. Мы оцениваем поведение и изменения в терминах контекста и экологии.

10. Мы не можем не общаться.

11. Способ коммуникации влияет на наше восприятие.

12. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.

13. Человек, задающий фрейм коммуникации, контролирует ее.

14. «Не бывает поражений, есть только обратная связь».

15. Человек, обладающий наибольшей гибкостью имеет наибольшее влияние в системе.

16. Сопротивление указывает на отсутствие раппорта.

17. Люди обладают необходимыми для достижения цели внутренними ресурсами.

18. Люди способны научиться чему-либо с одной попытки.

19. Любая коммуникация должна увеличивать количество доступных альтернатив.

20. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший из имеющихся у них в данный момент вариантов.

21. Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты.