Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семинар №7_Социальные группы А.Г.Эфендиев.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
17.02.2016
Размер:
342.53 Кб
Скачать

Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2000.

290

Глава XIII. Социальные группы:

их сущность и разновидности

§ 1. Социальные группы в жизни людей

В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, делает их способными выступать как единое целое — такое устойчивое, четко налаженное, предсказуемое (в смысле поддер­жки, помощи, содействия) для Актора единство (единение) дос­тигается в социальных группах — устойчивых, самовозобновляю­щихся комплексах солидарных взаимодействий.

К сожалению, термин «группа» в быту, да и в науке трактует­ся довольно противоречиво. Поэтому сразу оговоримся: под соци­альной группой мы имеем в виду только нечто устойчивое и, что самое главное, имеющее надежно налаженную систему солидар­ных взаимодействий, образующую единое целое.

Употребляемый в этом смысле термин «социальная группа» в корне отличается от термина «группа», употребляемого в качестве простой, формальной группировки людей, имеющих схожие чер­ты (группы любителей бокса), или оказавшихся в одном месте (группа пассажиров, группа прохожих), или сидящих в одной аудитории (группа студентов), или специально организованных для проведения научных экспериментов (лабораторная группа, эк­спериментальная группа).

В смысле множества в демографии, статистике употребляется термин «группа» (в социологии — «категория»). Именно это име­ется в виду, когда говорится о группе людей с высшим образова­нием, о студенчестве как социально-демографической группе (не­зависимо от организованности студенчества).

Кстати, это касается и употребления термина «социальный класс». Например, когда мы имеем в виду совокупность, категорию лю­дей, имеющих схожее социально-экономическое положение, то мы говорим о рабочем классе как о категории населения; когда мы имеем в виду однородные реакции рабочих на какое-либо собы­тие, экономическое явление, мы можем говорить о рабочем классе как о массе рабочих; когда же мы воспринимаем рабочий класс как хорошо организованную большую общность, целое — мы го­ворим о рабочем классе как большой социальной группе.

Группа, способная выступать как единое целое — это одно из сложнейших и удивительнейших социальных образований; раз­личные, изолированные друг от друга индивиды образуют такую

291

сеть взаимоотношений друг с другом, что становятся по сути единым целом.

В чем секрет образования подобного социального организма? Что заставляет людей так тесно координировать свои усилия, стать социальным организмом со своими нравами, традициями? Мож­но ответить: просто люди так устроены. Но почему не всегда и не всем это удается? Какая-то студенческая группа, например, мо­жет быть не только формально, но и фактически социальной группой. Ребята часто собираются вместе, ходят в походы, посе­щают театры; они готовы отстаивать свои групповые интересы перед кафедрой, деканатом, способны «пропесочить» своего то­варища, если он повел себя не так, как принято в группе, и т.д. По всему чувствуется, что это не просто группа студентов, кото­рых расписание занятий сводит вместе в одной аудитории, а со­циальный организм.

КОМУ И ЗАЧЕМ

НЕОБХОДИМЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ

ГРУППЫ?

Для ответа на данный вопрос необходимо раз­делить его на два подвопроса:

Каков критерии эффективности социальной группы, в каком случае она привлекательна для Актора, а значит, и устойчива?

Нужно ли Актору стремиться участвовать в группе как устойчивом объединении людей, чем он должен поступиться ради этого?

Начнем с ответа на первый подвопрос.

1. Устойчивость связей в группе в конечном счете зависит от эффекта, вознаграждения*, который предоставляет индивиду груп­повая солидарность. Этот эффект может иметь явный, очевидный или латентный для индивида характер, может проявляться доста­точно быстро или через определенный промежуток времени. В од­них случаях индивид сам получает поддержку в трудную минуту, в других случаях наблюдает, как такая поддержка оказывается другим, что порождает у него обоснованную надежду на получе­ние такой поддержки в случае необходимости.

В групповых общностях Актор как минимум надеется на полу­чение следующей выгоды:

• объединяясь с другими, координируя свои усилия, идя на жертвы ради общего дела, он надеется решить те свои личные проблемы, которые в одиночку решить невозможно или крайне рискованно;

* Напомним, что вознаграждение может быть и материальным, и моральным (престиж данной группы, уважение к Актору со стороны членов этой группы, перспективы профессионального, должностного роста и т.д.).

292

  • объединяясь с другими, проявляя готовность к взаимопо- мощи он надеется получить в тяжелую минуту поддерж­- ку, помощь от многих других, увеличить силу и гарантию ответной помощи;

  • отстаивая авторитет и престиж группы, Актор надеется, что достигнутый группой престиж повысит и его автори­- тет, престиж, значимость со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Все это подчеркивает главное: критерием эффективности лю­бой групповой общности и залогом ее устойчивости является то, насколько вознаграждения, получаемые от группы, превышают затраты, плату за координацию усилий индивидов, готовность жер­твовать (в отдельных случаях) своими прямыми интересами; на­сколько соотношение вознаграждения и затрат, т.е. мера, которая устанавливается в данной групповой общности, выше (или ниже) той меры, которая установилась в аналогичных общностях.

В чем загадка долголетия одних народов, сумевших, несмотря на гонения, сохранить свой язык, культуру, сформировавшиеся 2—3 тысячелетия назад, и неспособности выжить других народов, которые ассимилировались с иными культурами?

Народы, которые демонстрируют удивительное долголетие, вы­живаемость даже в условиях диаспоры, сумели выработать такие нормы солидарных взаимодействий, при которых каждый мог по­лучить от своих соплеменников, в том числе своей общины, се- рьезную помощь и поддержку — материальную, социальную, мо­ральную (община содействует обустройству на новом месте, обес­печивает переподготовку, образование, предоставляет на первое время пособия, льготы, помогает в трудоустройстве, в устройстве будущего детей). Личностная эффективность подобных общностей обусловливает ответную реакцию со стороны Актора: верность на­циональным обычаям, чувство гордости за свой народ, стремле­ние приумножить его достоинство, славу.

Если участники группы не смогли выработать такие нормы, правила организации солидарных связей, которые обеспечивали бы личностную целесообразность участия Актора в групповых вза­имодействиях, то устойчивость подобной группы невелика. Члены этой группы будут мало дорожить ею, слабо откликаться на ее призывы, избегать участия в солидарных действиях, пренебрегать обычаями, утратят чувство верности этой общности. Они способны на переход в другие, более эффективные с точки зрения личност­ной целесообразности групповые общности (на ассимиляцию).

И наоборот, если групповая общность предоставляет или обе­щает многие преимущества, человек будет стремиться к укрепле­нию ее позиций, авторитетности, престижности, свято блюсти ее

293

нормы, традиции, выполнять ее требования, идти на определен­ные личные жертвы ради процветания этой общности.

2. Отвечая на второй подвопрос, подчеркнем, что история дав­но подтвердила высокую значимость социальных групп, солидар­ности. Человек должен стремиться участвовать в дееспособных со­циальных группах -- в противном случае он вряд ли достигнет особых успехов в области личной карьеры, личного благополу­чия, безопасности и т.д.

Но развитие группы может потребовать от людей определен­ных действий, непосредственно не связанных с личными интере­сами, но укрепляющих их групповую общность, повышающих ее престиж, признание в обществе. Для эффективного функциони­рования группы могут возникнуть потребности в формировании органов управления сообщества, которые, более эффективно ко­ординируя усилия членов группы, в то же время потребуют опре­деленных затрат на свое содержание и т.д. Иначе говоря, у инди­вида в рамках групповой общности возникает целый круг намере­ний, идей, ориентации, ожиданий, действий, которые впрямую с его личными потребностями не связаны, но выражают те мо­менты, которые обеспечивают более эффективное функциониро­вание групповой общности как ассоциации. Кроме «Я» в духов­ном мире личности формируется «Мы».

ГРУППЫ КАК

СУБЪЕКТ

ИСТОРИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА

Именно общности, и прежде, всего групповые, являются основными субъектами исторического процесса и «виновниками» крупных социальных изменений. Мы отмечали, что социальные институты представляют собой настолько жестко отлаженный механизм, его элементы настолько взаимосвязаны (как в пространственном, так и временном измерении), что изме­нения в процедуре взаимодействий, введение новых норм, пра­вил без хорошо организованной, массовой поддержки невозмож­но.

Историю делают общности — прежде всего хорошо организо­ванные общности — группы. Лишь групповые солидарные скоор­динированные действия могут содействовать изменению (или со­хранению) коренных институциональных основ развития отдель­ной личности. Именно солидарные действия, солидарные согла­сие и поддержка могут изменить нормы, законы, которые регу­лируют жизнедеятельность отдельных индивидов.

РОЛЬ ГРУППЫ

В ОРГАНИЗАЦИИ

СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Чем эффективнее индивиды решают свои личные проблемы с помощью общностей, чем богаче палитра общностно-групповых объединений, в которых личность может получить поддержку в решении своих многообразных интересов, тем

294

лучше организовано общество, тем эффективнее путем перегово­ров между лидерами групповых объединений, т.е. бесконфликт­но, в этом обществе решаются самые непростые проблемы, тем точнее выражаются интересы отдельных личностей, тем точнее может быть найден общественный компромисс, тем лучше и на­дежнее защищена личность от произвола других индивидов, госу­дарства. И наоборот, чем хуже организована общностно-группо-вая жизнь людей, тем хаотичнее общественная жизнь, тем боль­ше в ней алогичного, случайного, непредсказуемого.

Люди объединяются в общности как для отстаивания насущных социально-экономических, политических интересов, так и для ре­ ализации культурных, социально-демографических интересов, по­ требностей. Правозащитные организации, женское движение, со­ вет школы, наблюдательные советы в средствах массовой инфор­ мации, правление жилищного кооператива, профсоюзные органи­ зации, политические партии, движения -- вот только некоторые примеры общностно-групповых форм реализации интересов людей. Гражданское общество — это хорошо организованное в общност- но-групповом отношении общество. Люди объединены в группы для удовлетворения своих интересов, противостояния произволу власти, государства. Пользуется авторитетом, достигает желаемых целей тот социальный слой, представители которого смогли сфор­ мироваться, проявить боеспособную солидарность. )