Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Кузембайулы, Абилев

.pdf
Скачиваний:
23
Добавлен:
16.02.2016
Размер:
2.73 Mб
Скачать

Семипалатинский - Томской. Казахам, жившим вдоль Ертиса, было приказано освободить эти земли и приписаться к внешним округам. С 1843 г.

казахам, жившим в Томской и Тобольской губерниях, запрещалось кочевать здесь без особого билета, выдаваемого приказами внешних округов.

В 50-х годах после поражения казахских патриотических сил сложились условий для дальнейшего колониального порабощения Казахстана. Были приняты новые законы:

1."Положение Сибирского комитета о распространении на казахов сибирского ведомства общих законов Российской империи" от 1854 гг.

2."Положение о порядке избрания старших султанов в казахской степи" от 1855 г.

3."Положение о назначении кандидатов на должности старших султанов во внешних округах Казахской степи" от 1856 г.

Этими законами царское правительство пыталось подчинить казахов русскому управлению, покончить с антиколониальным движением.

В 1854 г. область сибирских казахов была разделена на две части:

Кокпекгинский и Аягузкий внешний округа, Семиреченский край, земли по правому берегу Ертиса были выделены в Семипалатинскую область.

С проникновением русской армии вЖетысу здесь также стали организовываться колониальные учреждения. В 1848 г. было создано Приставство Большой Орды, подчиненное Западно-Сибирскому генерал-

губернатору. В 1856 г. был образован Алатауский округ с центром в Верном

(Алматы).

Таким образом, вслед за русскими войсками в казахскую степь приходили чиновники колониального аппарата. К началу 60-х годов XIX в.

все казахские земли были подчинены русской администрации.

Административные реформы 20-50-х гг. создали условия для проведения изменений в хозяйственной и социальной жизни казахов.

Изменения в хозяйственной жизни казахов в 20-50 гг. XIX в.

Изменения в экономике Казахстана. Колониально-карательные меры царизма привели к изменению хозяйственной жизни в казахской степи.

Строительство укрепленных линий и крепостей в глубине степи нарушало традиционные маршруты кочевий. Занятие скотоводством, особенно близ пограничной линии, стало небезопасным. В период Отечественной войны в Россию было отправлено большое количесгво скота, что привело к значительному сокращению его поголовья в степи. В первой четверти XIX в.

казахское кочевое хозяйство переживало явный кризис. Он усугублялся отчуждением лучших земель в пользу казачества. Из-за дефицита зимних пастбищ многие казахские хозяйства стали переходить к стойловому содержанию скота. В связи с этим они стали заниматься сенокошением.

Отдельные жайлау стали использоваться как сенокосы.

В некоторых районах появились рыболовство, добыча соли для продажи на рынке. Казахи-бедняки, ранее, занимавшиеся рыбной ловлей лишь для удовлетворения потребностей своей семьи, стали ловить рыбу для продажи. Так, в 1841 г. только по реке Торгай, по неполным данным,

рыболовством занимались до 200 семей, вылавливавших до 2 тысяч пудов рыбы. Всего в Младшем жузе в 40-х годах продавалось в среднем в год до 6,5

тысячи пудов рыбы. В середине XIX в. рыболовство достигло значительного развития на озере Зайсан и в мелких реках, впадающих в него.

Добыча соли производилась на степных соленых озерах. В середине

XIX в. казахи восточной части Младшего жуза продавали в среднем ежегодно более 2 тыс. пудов соли.

Всвязи с тем, что на местных рынках вырос спрос на пушнину, казахи

вбольшей мере, чем в предшествующее время, занимались охотой на лисиц,

корсаков, зайцев. В 1828 г. например, только в Бокеевском ханстве продано до 10 тысяч сайгачих шкур и 10 тысяч заячьих шкурок.

Русская колониальная администрация не была заинтересована в развитии казахского землепашества, поэтому в Положении 1844г.

указывалось, что казахов надо оставлять предпочтительно в кочевом состоянии и препятствовать их занятию земледелием. С запрещением пользоваться землями вдоль Жаика, Ертиса, Тобыла, Есиля казахские земледельцы не могли орошать свои пашни водой этих рек.

Зачастую казахские пашни отдавались переселенцам. Так, в 40-х годах пашни казахов, живших в низовьях Сырдарьи, были переданы казачьим переселенцам. Последние, не имея опыта поливного земледелия, портили ирригационные системы, собирали с полей один-два урожая, а затем отбирали у казахов новые земли. Так, проникновение русских властей вело к разрушению традиционного казахского земледелия. Это позволяло превратить Казахстан в рынок сбыта российского зерна и источник получения дешевого мяса.

Налоги и денежное обращение. В 1837 г. в Младшем жузе была введена кибиточная подать по 1 рублю 50 копеек серебром в год с каждой кибитки. От уплаты подати освобождались должностные лица - старшины,

султаны, находившиеся на службе у пограничного начальства и муллы.

Подать взималась в одинаковой мере и с бая, и с бедняка, не имеющего скота. Кроме того, существовали многочисленные сборы, повинности,

штрафы и т.п.

Введение новой системы налогов и повинностей в казахской степи привело к возрастанию роли денежного обращения. Налоги вносились в казну деньгами. Рост спроса на скот и продукты скотоводства приводили к тому, что казахское скотоводческое хозяйство, прежде всего байское,

постепенно начинало приспосабливаться к требованиям рынка. Не только скотоводство, но и другие отрасли хозяйства приобретали товарный характер. Возросла роль Казахстана также как рынка сбыта русского хлеба и промышленных товаров. В 1851 г. был разрешен беспошлинный ввоз хлеба в казахскую степь. Из Казахстана вывозились в основном продукты животноводства. Торговля между Россией и Казахстаном особенно возросла в годы континентальной блокады и во время Отечественной войны.

Царское.правительство покровительствовало русским купцам и предпринимателям в развитии торговли с Казахстаном. В Оренбурге,

Троицке, Уральске и др. городах увеличивались размеры обмена.

Одновременно развивалась торговля на форпостах и казачьих станицах. В

первой половине XIX в. из Казахстана ежегодно вывозилось скота в среднем на сумму 3-3,5 млн. рублей. Большую роль в развитии торговли в степи сыграли сезонные ярмарки. В 1832 г. была открыта ярмарка в Бокеевском ханстве, оборот которой составил более 2 млн. рублей. Открылись также Новоузенская, Че'рноярская, Семипалатинская, Кояндинская и т.д. Они были связаны с крупными российскими ярмарками. Деятельное участие в торговле принимали казахские баи. Они брали у русских купцов на комиссию товары,

которые затем продавали одноаульцам.

После введения в 1837 г. кибиточной подати казахи стремились продавать привезенные на ярмарку скот и сырье за деньги, чтобы внести подать. Часть денег оставалась в Казахстане и находилась во внутреннем обращении.

Итак, в первой половине XIX в. в Казахстане развиваются товарно-

денежные отношения и товарное производство. Многие казахские хозяйства приспосабливаются к потребностям рынка. Эти изменения привели к разложению натурального хозяйства казахов. Казахстан со своими природными богатствами и экономическим потенциалом постепенно стал превращаться в сырьевой придаток новых капиталистических отношений.

Изменение социальной структуры казахского общества

Разложение сословной системы, баи. Изменения в политическом устройстве и в хозяйственной жизни казахского общества привели к определенным изменениям в его социальной структуре. Серьезные изменения претерпел султанат, распавшийся на две части. Часть султанов перешла на службу русскому колониальному аппарату и стала, фактически,

чиновниками российской администрации. В то же время султаны, не занимающие должности, лишались всех привилегий и сливались с рядовыми общинниками. Это повлекло за собой распад структуры казахского общества

сего разделением на два сословия - аксуйек и карасуйек.

Всвязи, с кризисом кочевого хозяйства в первой половине XIX в.

султаны и родоправители, состоящие на службе России, начали захватывать лучшие зимние пастбища в личную собственность. Это вызывало борьбу рядовых кочевников за свои права на землю, за сохранение общинного землевладения. Казахи пытались насильно возвратить пастбища, что вызывало репрессии со стороны колониального аппарата. Так, верхушка казахского общества, стоящая на русской службе, постепенно превращалась в крупных землевладельцев.

Особенно далеко этот процесс зашел в Бокеевском ханстве. Уже в 1828

г. хан Жангир начал раздавать лучшие пастбища, как зимние, так и летние, в

частную собственность. Землями наделялись главным образом султаны,

наиболее влиятельные бии и старшины, лояльные к России. Сам хан закрепил за собой 400 тысяч десятин земли, где были посажены его слуги с хозяйствами. Формировалось и мелкое крестьянское землевладение. Границы земель отмечались вехами, колышками. Владельцам земли выдавались свидетельства "куалiкнаме", официальные бумаги "неме кагаз" или разрешения "руксатнаме", которые юридически узаконивали право частной собственности.

Разложение основной социальной ячейки - кочевой общины было связано также с развитием торговли и растущим проникновением товарно-

денежных отношений. В связи с этим видную роль в казахском обществе стала играть новая социальная группа - баи. Раньше словом "баи" казахи называли любого богатого человека. Однако к середине XIX в. баи стали особой общественной группой, тесно связанной с развитием торговли и денежных ростовщических операций. Баи занимались караванной торговлей

с русскими городами, давали деньги под проценты. Многие стали практиковать найм работников для своего хозяйства.

Зависимые группы населения. Социальная дифференциация и массовое обезземеливание казахов привели к образованию других общественных групп - "консы" и "байгус". Консы - бедняки, потерявшие скот и вынужденные за небольшую плату обслуживать хозяйства богатых казахов.

Они кочевали вместе с аулом хозяина, пасли его скот, выполняли всевозможные мелкие работы, получая за это средства передвижения при кочевках.

Самую пауперизированную часть казахского общества составляли байгусы - обедневшая часть казахов, в поисках заработка уходившие к прилинейным казакам, на рыболовные и соляные промыслы,

золотодобывающие рудники. Байгусы за ничтожную плату нанимались к зажиточным казахам, пасли их скот, пахали землю, выполняли различные домашние работы.

В 1844 г. в Центральном Казахстане был построен Благодатно-

Стефановский медеплавильный завод, где работали в основном казахи-

байгусы. Большинство рабочих Александровского серебряно-свинцового,

Николаевского, Богославского плавильного заводов также составляли казахи.

При найме представители заводов заключали с казахами кабальные договоры, и они содержались как крепостные крестьяне. Рабочий день длился с восхода до заката солнца. Бытовые условия были исключительно тяжелыми. Заработная плата казахских рабочих была в несколько раз ниже,

чем у русских. Как только байгусы накапливали средства для покупки скота,

они уходили в степь.

В XIX в. резко упала роль такой социальной группы, как толенгуты.

Раньше толенгуты были военными слугами хана и султанов, однако с упадком казахской государственности их положение изменилось. Часть их превращалась в полукрепостных работников в султанских хозяйствах, часть сливалась с остальными казахами, образовывая целые толенгутские роды.

Исчезающей социальной группой казахского общества были кулы-

рабы. Устав 1822 г. запрещал казахам приобретать новых рабов, а в 1859 г.

генерал-губернатор Западной Сибири взял подписку от султанов и богатых казахов с обязательством предоставить свободу всем находящимся у них рабам. Упадок Казахского государства и прекращение внешних войн закрыло единственный источник приобретения рабов и к б0-м годам XIX в. этот институт перестал существовать, а потомки кулов смешались с остальными казахами.

Таким образом, в 20-60-е годы XIX в. казахское общество претерпевает значительные изменения. Нарастает социальная дифференциация,

появляются новые общественные группы - баи, богатые землевладельцы,

часть казахов разоряется. Появление частной собственности на землю ведет к кризису общинного землевладения, проникновению в Казахстан феодальных порядков.

Начало русского образования в Казахстане

Культура Казахстана начала XIX в. характеризовалась началом проникновения русской культуры и в первую очередь русского образования,

школ с обучением на русском языке. Организация школ была вызвана, с

одной стороны, стремлением к грамотности, местного русского населения, с

другой, необходимостью царскому правительству готовить людей для своего административного аппарата в Казахстане.

Уже в конце XVIII в. началась организация "гарнизонных школ" в

прилинейных районах. В 1789 г. в Омске открылась "азиатская школа",

готовившая переводчиков и писарей для местной администрации, в 1813 г. -

военное училище, преобразованное в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус.

В 1825 г. в Оренбурге было создано военное училище, также преобразованное в 1844 г. в Оренбургский кадетский корпус.

Во всех этих школах, кроме русских, обучались и дети казахской знати.

Как отмечалось в указах, школы должны были "способствовать сближению азиатов с русскими, внушать первым любовь и доверие к русскому правительству и доставлять краю просвещенных деятелей".

Царское правительство ставило перед этими школами русификаторские цели - подготовку кадров для своего колониального аппарата.

Учебный план школ был довольно обширным. На "азиатском отделении" Оренбургского кадетского корпуса, например, преподавались,

кроме военных дисциплин, русский язык, история, география, математика,

минералогия, зоология, ботаника, лесоводство и несколько восточных языков.

В 1841 г. была организована школа в Ханской ставке, в которую также принимали главным образом детей казахской знати. В 1850г. в Оренбургской пограничной комиссии открылась школа, которая, как говорилось в ее уставе, готовила "способных людей к занятию по пограничному управлению мест письмоводителей при султанах-правителях и дистаночных начальниках в Орде, а также к исправлению и других должностей, на которые исключительно назначаются киргизы". Школа была семилетней. В

программе ее предусматривалось изучение русского и татарского языков,

география, арифметика, мусульманское вероученье, составление деловых бумаг на русском и татарском языках.

Все эти учебные заведения, несмотря на колонизаторские цели,

которые ставились перед ними царской администрацией, и очень небольшой контингент учащихся - детей русских чиновников и казахской аристократической верхушки, все же способствовали распространению русской грамотности в крае.

Ш.Ш.Уалиханов. В середине XIX в. заметную роль в культурной жизни Казахстана и России начинает играть зарождающаяся национальная интеллигенция, получившая образование в русских учебных заведениях.

Одним из выдающихся представителей национальной интеллигенции является Ш. Ш. Уалиханов.

Шокан (Мухаммед-Ханафия) родился в ноябре 1835 г. в местечке Кунтимес, на территории современного Сарыкольского района Костанайской области, в семье старшего султана Аман-Карагайского окружного приказа майора Шингиза Уалиева.

В 1847 г. 12-летний Шокан был определен на учебу в Омский кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим учебным заведением Сибири,

где в совершенстве овладел русским языком, получил обширные знания. По окончании кадетского корпуса в 1853 г. он был назначен на службу при генерал-губернаторе Западной Сибири Г. Гасфорте. На формирование мировоззрения и взглядов Шокана Уалиханова оказали глубокое воздействие специфические условия предреформенной России, стоявшей накануне отмены крепостного права.

В 1854-1857 гг. Ш. Уалиханов принимает активное участие в экспедициях по Южному Казахстану и Киргизии. В 1855 г. путешествует по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю, изучает развалины древних городов, наскальные рисунки, каменные изваяния, записывает предания, песни и сказки казахского народа. В 1856-1857 гг. Уалиханов участвует в военно-научных экспедициях по Кыргызстану, где впервые записал поэму "Манас".

Дальнейшей направленности научной деятельности Ш.Уа-лиханова способствовало знакомство с П. Семеновым-Тянь-Шанским, выразившим восхищение ученым-казахом. В 1857 г. по рекомендации П. Семенова-Тянь-

Шанского Ш. Уалиханов был избран в члены Русского Географического общества.

Расцвет научной и просветительской деятельности Ш. Уалиханова относится к концу 50-х-началу б0-х годов XIX столетия. В 1858-1859 гг. он совершил свое самое увлекательное и опасное путешествие в Восточный Туркестан.

В конце 1859 г. Ш. Уалиханов приехал в Петербург, где ученые встретили его как отважного путешественника и исследователя. По поручению военно-ученого комитета Генерального * штаба он составил карты Средней и Центральной Азии, под его редакцией были подготовлены

"Карта пространства между озером Балхаш и хребтом Алатау". "Карта к отчету о результатах экспедиции к озеру Иссык-Куль", "Карта Западного края Китайской империи" и другие. Он составил материалы по географии и этнографии Казахстана и Средней Азии, выступил с докладами в Императорском географическом обществе.

Весной 1864 г. Ш. Уалиханов принял участие в походе на Ташкент под предводительством генерала Черняева, но вскоре, недовольный его действиями, оставил отряд и вернулся в Алтын-Эмель в аул султана Тезека,

где женился на его сестре Айсаре.

Русские и западно-европейские востоковеды высоко оценили подвиг казахского ученого. Его работы после возвращения на Родину были переведены на немецкий, английский, французский языки. Неоспоримым свидетельством заслуг Уалиханова стало избрание в возрасте двадцати одного года членом Русского географического общества. Ш. Уалиханов скончался в апреле 1865 г. в урочище Коген Теген, недалеко от подножия Алтын-Эмельского хребта.

М. С. Бабаджанов. В конце XIX в. в Оренбургском крае жил и работал казахский этнограф Ходжа Мухаммед-Салык Бабаджанов (1834-1893 гг.),

уроженец Внутренней Орды. Окончив Оренбургский кадетский корпус в

1861 г. служил в Пограничной комиссии и вышел в отставку в 1862 г.

Большой знаток истории и этнографии казахского народа, он постоянно следил за историко-этно-графической литературой по казахской тематике. С 1860 г. он начал публиковать свои труды на страницах таких газет и журналов как "Северная пчела" (Петербург), "Санкт-Петербургские ведомости", "Волга", "Деятельность", "Охота", "Записи РГО", "Туркменская Туземная газета" и т.д. М.С. Бабаджанов в конце 50-х годов стал регулярно