Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЧП краткий конспект лекций.doc
Скачиваний:
604
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
509.95 Кб
Скачать

2. Закон национальности юридического лица (lex societatis)

Подобно тому, как личный закон физического лица определяет правовое положе­ние физических лиц, их гражданско-правовой статус, так и закон национальности юриди­ческого лица определяет гражданско-правовой статус юридических лиц.

Как известно, юридические лица, с одной стороны, имеют свою внутреннюю ор­ганизацию, т. е. свой правовой статуе, а с другой - вступают в правоотношения с другими лицами.

В зависимости от видов правоотношений, в которые вступают юридические лица (например, заключение различных договоров), действуют различные коллизионные при­вязки. Что же касается вопросов статуса, то здесь юридическое лицо подчиняется всегда одному законодательству, т. е. имеет общий личный статус.

Это положение основано на сложившемся международном обычае. Причем тот факт, что личный статус юридического лица имеет экстерриториальное действие, т.е. под­лежит признанию за рубежом считается в доктрине международного частного права об­щепризнанным.

Другими словами, общепризнанно, что вопросы образования юридического лица и его прекращения, объема правоспособности и пр. имеют всегда общую коллизионную привязку, согласно которой, эти вопросы подчиняются законодательству "национальности" юридического лица. На этом, тем не менее, общепризнанность и закан­чивается, поскольку далее в доктрине различных стран понятие "национальности" юри­дического лица трактуется по-разному.

3. Закон места нахождения вещи (lex rei sitae)

Когда речь идет о праве собственности на вещь или о других вещных правах на нее, коллизионное право многих государств использует формулу прикрепления, согласно которой к этим правоотношениям применяется материальный гражданско-правовой за­кон страны места нахождения этой вещи.

В настоящее время этот принцип коллизионного права является наиболее распро­страненным при разрешении вопросов права собственности и других вещных прав. В то же время далеко не все правоотношения удобно регулировать с использованием данного принципа, и законодательства многих стран содержат ряд исключений:

1) если вопрос касается дееспособности лица, даже при совершении им сделок с движимым имуществом, то эти вопросы, как правило, регулируются личным законом;

2) как было продемонстрировано в предыдущем изложении, если имущество при­надлежит иностранному юридическому лицу, то его судьба решается не по закону места нахождения вещи, а применяется материальное право страны, где находится это юридиче­ское лицо;

3) приобретение права собственности в порядке наследования регулируется по личному закону наследодателя, а не по закону места нахождения наследственной массы;

4) не может регулироваться законом места нахождения вещи право собственности на груз, находящийся в пути, поскольку такая привязка на практике могла бы привести к тому, что материальное право менялось бы каждый раз с пересечением границы;

5) рассматриваемая привязка не может применяться к имуществу иностранного государства в силу его иммунитета. В этом случае должен применяться закон государства, которому принадлежит это имущество;

6) известным исключением является и внеторговая купля-продажа товара. Каза­лось бы, что в вопросе риска случайно гибели вещи основным должен быть вопрос пере­хода права собственности на нее, который, по идее, должен решаться на основе закона места нахождения вещи. В то же время, согласно практике и законодательству большин­ства стран этот вопрос решается на основе обязательного статута, в результате чего считается, что риск случайно гибели- это вопрос не вещного, а обязательного права. Поэтому, если товар утрачен в пути, продавец, при определенных условиях, может передать товар­но-распорядительные документы и потребовать оплаты. Вопрос же перехода права собст­венности не будет иметь в этом случае никакого значения.

Несмотря на указанные исключения закон места нахождения вещи является ос­новным коллизионным началом для разрешения вопросов права собственности, признан­ным в подавляющем большинстве государств и международной практике.

4. Закон, избранный лицом, совершившим сделку (lex voluntatis) Этот коллизионный принцип означает применение к правоотношениям того пра­вопорядка, который был избран сторонами - участниками данного гражданского правоот­ношения.

Следует сразу оговориться, что этот коллизионный принцип касается лишь во­просов отношений сторон по внешней торговле, т. е. обязательственного статута внешне­торговой сделки. Он не может применяться и не определяет вопросы праводееспособности сторон, формы сделки, ее вещно-правовых последствий. Другими словами, этот принцип относится только к обязательственному статуту (lex causae).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]