Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
241
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
1.8 Mб
Скачать

Вместо заключения: к вопросу философии и реформы военного образования современной России

Как известно, «философия» (в дословном переводе с греческого) – любовь к мудрости, а образование есть прежде всего определенный (простите за тавтологию) образ, на достижение которого направлена вся система обучения, воспитания и социальных отношений.

Философию военного образования России XXI века с субъективной точки зрения вполне уместно охарактеризовать следующими прилагательными: безидейная (в смысле отсутствия общей идеологии, понимаемой и одобряемой как обществом, так и Армией); дискретная (т.е. прерывистая, ибо в 2009-2011 г.г. не было набора в большинство вузов по РФ; ГосОбрСтандарты уже в XXI веке меняются трижды); непоследовательная и сводящаяся пока лишь к количественному и качественному сокращению как ВВУЗов, так и «военных школ»; политически ангажированная и , якобы, экономически детерминированная, осуществляемая профессиональными дилетантами.

В марте 2012 г. на расширенном заседании коллегии Министерства обороны, в работе которой принял участие Президент РФ Д.А.Медведев, были подведены итоги деятельности Вооруженных Сил и уточнены задачи на текущий год. В своем докладе министр обороны отметил:

«Формирование нового облика Вооружённых Сил потребовало реорганизации системы военного образования. Для решения задач в этом направлении сформирован Департамент образования. В настоящее время перед военной школой стоят следующие основные задачи.

Первое. Обеспечить новое качество военного образования, применяя единые подходы к обучению в военной и гражданской школе. Для этого считаем целесообразным изменить систему отбора в военные вузы. Предлагаем ввести дополнительные виды тестирования абитуриентов. Такое право сейчас предоставлено ведущим российским вузам: МГУ и МГИМО.

Офицеров первичного звена предполагается готовить по программам подготовки специалистов. Для этого военно-учебными заведениями совместно с лучшими гражданскими вузами и предприятиями ОПК разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты. Обучение высших офицеров будет осуществляться в системе дополнительного профессионального образования. Предполагается создать систему непрерывного профессионального образования офицеров, предусмотрев подготовку военнослужащих к каждой новой должности. Большое внимание уделяется вопросам подготовки профессиональных сержантов. Их обучение ведётся в 19 вузах и филиалах, а также в Центре подготовки сержантов в городе Рязани. С сентября 2012 года таких ВВУЗов будет 10

Вторая задача – привести сеть и ёмкость военно-учебных заведений в соответствие с имеющимися параметрами кадрового заказа. В рамках выполнения этой задачи продолжается процесс укрупнения вузов. Важная часть социального пакета – это качественное обучение детей военнослужащих в довузовских образовательных учреждениях. На сегодняшний день таких учреждений у Министерства обороны 19. В 2010 году открыто первое президентское кадетское училище в городе Оренбурге, второе училище будет создано в городе Ставрополе. Всего будет открыто восемь кадетских училищ».

Однако, как представляется, горящих проблем значительно больше и разрешить их только силами военного ведомства уже не представляется возможным.

Отметим лишь некоторые из них.

Первое. Это идеология высшей военной школы. Да, именно «идея» и «логос». Школа, как и Армия в условиях рыночных отношений стали своеобразным товаром купли-продажи, институтами самоокупаемости и самовыживания…

Военное образование в России всегда было элитным, престижным, системным и востребованным. Сегодня, когда диплом о высшем образовании можно «купить» в метро, стал доступным любому ленивому, способному заплатить, не прилагая никаких трудовых усилий для получения знаний, а профессия военного специалиста – ущербной с точки зрения статуса и материального вознаграждения, мы констатируем уже не снижение конкурса в военные училища (институты), а полное отсутствие набора в ВВУЗы в 2009-2011, да и в 2012 гг… (ввиду отсутствия госзаказа и массового сокращения офицерского состава). К чему это приведет представить не сложно…

Анализ и точное знание современного состояния профессионального военного образования как системы обучения и воспитания командного состава Армии всех уровней, позволяет констатировать следующее.

На сегодняшний день в России уже не осталось военно-научных школ как направлений национальной военной теоретической мысли и современной военной практики.

Нет научных школ связанных с именем признанного национального военного философа, стратега, ученого или военачальника, как, к примеру, эти школы исторически связывались с великими именами - Петра I, Петра Румянцева - Задунайского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Михаила Драгомирова, Дмитрия Милютина, Михаила Скобелева, Николая Юденича, Александра Свечина, Константина Жукова и так далее.

Нет научных школ в большом смысле, то есть в смысле военно-научной школы как основного течения военно-научной мысли государства отражающего смысл, задачи и философию предназначения его военной компоненты.

Сегодня российская Армия не имеет своей собственной национальной военно-научной школы, что означает отсутствие у нас и своего собственного современного национального Российского военного стиля.

Сам факт отсутствия интереса государства к поиску национального Большого военного Смысла своим итогом имеет отсутствие национального военного Стиля.

Национальный военный стиль, как представляется, это самая главная родовая военная особенность государства, которая была так блестяще выражена в победоносном Большом русском военном стиле и в Большом советском военном стиле, и который, еще до сих пор сохраняется под развалинами Советской армии, и, в принципе, может быть восстановлен, если, конечно, будет востребован государством.

Это значит, что у нашей современной военной мысли нет своих собственных представлений о направлениях развития военного дела, а значит, и нет своих представлений о задачах и идее профессионального военного образования.

Второе. Анализ отечественной военной истории позволяет сделать вывод о том, что военное образование в России (до 1917г.) и СССР было удовлетворительным потому (и до тех пор), потому что им лично занимались первые лица государства - Цари и Генеральные секретари.

Хорошо известно, что сегодня этим вопросом не занимается практически никто из руководителей такого уровня. Все те, которым положено заниматься этой проблемой по должности - не имеют ни соответствующего уровня знаний, ни опыта, ни авторитета в Армии, ни своих собственных взглядов на существо проблем, ни, что самое печальное, даже желания вникнуть в суть дела, а тем более осмелиться принять самостоятельное решение и нести за него ответственность.

Дальнейшее отсутствие руководства этим вопросом со стороны высших должностных лиц государства и Армии неизбежно приведет к разрушению остатков военных научно-образовательных структур и учреждений профессионального военного образования , к вырождению национальной военной мысли, а так же к утрате необходимого качества всем высшим командным составом Армии и Государства.

Этот процесс в России стал уже наблюдаемым, в виде открытого заимствования чужих взглядов, подходов и методик военно-научного анализа и профессиональной подготовки, и попыток их внедрения в национальную образовательную (и не только) ткань.

К сожалению, этот процесс идет одновременно с полным пренебрежением к национальному историческому военному опыту и при игнорировании современного боевого опыта Армии.

Третье. Наблюдается снижение качества собственно военного образования, которое входит в противоречие с двухуровневой системой (бакалавр-магистр) высшей школы России. И дело не вменяющихся стандартах уже третьего поколения, выхолащивании военной компоненты в угоду требованиям Болонской конвенции. Проблема здесь глубже. Наблюдается методологическое натаскивание, когда офицер в наших ВВУЗАх не переходит на новый уровень своей культуры, не растет как профессиональный руководитель, так как все программы, тематические планы, учебно-материальная база безнадежно устарели и требуют кардиальной переработки. Эту мысль подтверждает член корреспондент АВН, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа А.Цыганок.

«Мы теряем профессионально подготовленное офицерство. Не менее страшно и то, что в рамках процесса «обновления Российской армии» происходит откровенная ликвидация военной интеллигенции и уничтожение военной науки».

В недалеком прошлом кадровый офицер проходил обучение, во-первых, в высшем военно-учебном заведении (4-5 лет), во-вторых, в военной академии (3-5 лет). В Советской армии имели академическое образование 15% офицерского состава. То есть все командиры батальонов боевого и тылового обеспечения, все командиры полков и их заместители. Конечно же, весь генеральский состав, 10% из которого проходили подготовку в Академии Генерального штаба. В Российской армии процент офицерского состава с академическим образованием снизился до пяти, а теперь и вовсе обнулится. Бывшая Военная академия имени Фрунзе с января 2010 года превратилась в военный учебно-научный центр Сухопутных войск. Причем, как заявил начальник Генерального штаба, с одним годом обучения.

Ранее эта кузница командных и военно-научных кадров имела пять факультетов. Только на общевойсковом факультете обучалось 160 военнослужащих. Ныне в военный учебно-научный центр Сухопутных войск набирают всего 44 слушателя. А в Академию Генерального штаба — лишь 16 слушателей. За последний год число высших военных учебных заведений сокращено с 65 до 10. Причем они перешли на самый примитивный, так называемый, трёхцикловый уровень освоения учебных дисциплин: социально-экономическая подготовка (14% учебного времени), общепрофессиональная (10%), военно-профессиональная (76%). Показательно, что по такой системе 50 лет назад работали средние военные училища (ВУ), выпускников которых так и называли: «ВУ» - вроде учился. Но как с такой подготовкой офицеров по лекалам 50-летней давности переводить армию «на цифру», уму непостижимо.

Пресловутая оптимизация военного образования предусматривает сокращение количества военных кафедр в гражданских вузах с нынешних 229 до 68, что нанесет колоссальный урон в подготовке выпускников новых специальностей для Российской армии. Министр обороны принял решение в одностороннем порядке разорвать отношения с министерством образования, предупредив, что сохранятся военные кафедры только в 35 российских высших учебных заведениях, где будет осуществляться подготовка офицеров запаса. Еще в 33 гражданских вузах военные кафедры будут преобразованы в учебно-военные центры (УВЦ).

Переход на новую систему подготовки офицеров запаса вводит деление вузов и их выпускников по их отношению к службе в армии на три сорта. Выпускники «первого сорта» по окончании военной кафедры сразу будут отправлены в запас. В этот список вошли 12 столичных вузов, пять петербургских, по два учебных заведения Казани и Новосибирска и по одному еще в 14 городах России.

Ко «второму сорту» отнесены 33 вуза, при поступлении в которые молодые люди будут заключать контракт с минобороны. Контракт означает для них повышенную стипендию в период обучения (в пять раз выше общефедеральной) и службу на офицерских должностях не менее трех лет по окончании вуза. Если же выпускник захочет расторгнуть контракт, ему придется возвратить стипендию в полном объеме.

Остальные вузы России относятся к «третьему сорту». Их выпускники будут призываться и служить в армии на рядовых должностях. Фактически речь идет о введении своеобразного имущественного ценза: выходец из сельской местности или из рабочей семьи, пусть одаренный и талантливый, но не имеющий средств (а поступить в московский или питерский вуз с периферийным образованием без взятки почти нереально), гарантированно попадает в армию на солдатскую должность. Молодые люди из обеспеченных семей и крупных городов, даже и при полном отсутствии способностей, имеют возможность либо вообще избежать призыва, либо, получив образование в элитном вузе, сразу уйти в запас. Армия при этом превращается в «студенческую — рабоче-крестьянскую».

Четвертое. Централизация и концентрация военной мысли призвана привести к резкому поднятию статуса военного профессионального образования , престижности преподавания и росту его качества, и, что немаловажно, повышению должностных категорий профессорско-преподавательского состава и администрации ВВУЗов и увеличению их денежного содержания.

Командные и преподавательские кадры военных дисциплин учреждений профессионального военного образования должны комплектоваться только и исключительно офицерами, имеющими войсковой опыт службы в должностях: в военных училищах (минимально) полкового (бригадного) звена; в военных академиях (минимально) дивизионного (корпусного) звена.

Преподавание общенаучных дисциплин в учреждениях профессионального военного образования необходимо осуществлять путем найма по контракту выдающихся ученых, общественных деятелей и лучших педагогических сил региона.

Представляется крайне важным существенно и быстро поднять уровень воинских званий постоянного состава учреждений профессионального военного образования.

Пятое. В военной школе должна быть собственная современная информационная военно-научная база и сеть военно-научных изданий.

Ситуация усугубляется еще и тем, что военно-научные структуры и учреждения профессионального военного образования страны не только не связаны в современную единую национальную информационную сеть, но и в течение уже более десятка лет не имеют доступа (по бедности и не только) даже к открытым зарубежным военно-научным источникам, в том числе и потому, что не имеют даже самого элементарного Интернета.

Шестое. Профессорско-преподавательский состав учреждений военного профессионального образования должен иметь возможности вести свою работу последовательно и качественно, а не бегать из ВУЗа в ВУЗ, подрабатывая, где только возможно.

Сегодня профессорско-преподавательский состав ряда ВВУЗов комплектуется случайными людьми (по принципу наличия квартиры в городе), экономически обеспечен безобразно, стимулов к совершенствованию своего труда не имеет.

Лучшие профессорско-преподавательские кадры России (даже общих гуманитарных дисциплин) к чтению лекций и вообще к преподаванию в учреждениях военного профессионального образования не привлекаются.

Но самым печальным является тот факт, что многие принятые политические решения по высшей военной школе остаются лишь на бумаге, сводятся только к количественному сокращению учебных заведений и ликвидации существующих военных «школ». Так уже произошло и с Федеральной целевой программой (ФЦП) «Реформирование военного образования в РФ на период до 2010 г.» (принята в мае 2002 г.) и с ФЦП «Перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей (2003 г.).

Хочется верить, что будет выполнен Стратегический план совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года. Он утвержден на специальной комиссии Министерства обороны 3 декабря 2009 г. и имеет цель войти в число пяти ведущих образовательных систем мира.

Планом определен комплекс основных мероприятий, который включает:

- совершенствование системы профессионального отбора;

- оптимизацию сети военно-учебных заведений;

- совершенствование учебно-материальной базы вузов;

- повышение научно-педагогического потенциала военной школы;

-достижение соответствия уровня военно-профессиональной подготовки выпускников вузов современным требованиям;

- совершенствование организационного и экономического механизмов управления системой военного образования;

- оказание адресной поддержки лучшим вузам, слушателям и курсантам, докторантам и адъюнктам, преподавателям и ученым.

Все перечисленное направлено на достижение главной цели – выход на качество военного образования, адекватное требованиям XXI века.

Соседние файлы в папке умк философия для мос ап-2012