Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
236
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
1.8 Mб
Скачать

Возможность и действительность

Категории возможности и действительности выражают специфический момент универсальной связи и развития в окружающем мире и в познавательной деятельности человека. Новые явления возникают лишь на основе предшествующих. имеют определенные предпосылки, которые мы называем возможностью, В соответствующих условиях возможность превращается в действительность, под которой понимается здесь реализованная возможность. Действительность в широком смысле слова включает в себя и зародышевые образования, и зрелые формы, и другие явления (внесистемные элементы, «финальные» состояния, продукты распада и т. п.). Любой процесс, развития представляет собой превращение возможности и действительность, переход потенциальных форм - в актуально существующие. До поры до времени скрытые силы как бы дремлют в недрах исходной системы, и только высоко «сейсмичное» ухо поэта может уловить подземные толчки и нарастающие гулы будущих событий.

Царил покой но под безмолвной тенью

Могучих сил мне чуялось движенье [453. Толстой А. К. Собр. соч. Т. 1, с. 200.]

Возможность — это как бы свернутая форма действительности, где действительность понимается в широком смысле.

Развиваясь, возможность выходит из эмбрионального состояния, созревает настолько в лоне «материнской» системы, что вот-вот перевоплотится в какую-то действительную форму. Ситуация тут

Как в насыщенном растворе, Что-то вот произойдет...[434. Вознесенский А. Дубовый лист виолончельный, с. 280.]

Нужен лишь толчок, инициирующий момент — и система перейдет в новое качество.

По отношению к человеку предшествующая история Земли была процессом вызревания возможностей для появления мыслящих существ, а вся последующая история тесно связана с реализацией возможностей самого человека (материальное производство, преобразование окружающей среды, создание техносферы и т. п.). Кайсын Кулиев пишет:

Мир — явь и сновидение мое, Предтеча и продление мое [455. Кулиев К- Кизиловый отсвет, с. 20.]

«Сновидение» — не в буквальном смысле; имеются в виду художественно-образные средства, пересоздающие мир в воображении поэта.

Возможности человека на пути совершенствования творческих сил и способностей неисчерпаемы и безграничны.

Нужно только осознать каждому из нас свою «незавершенность», т. е. не считать процесс духовного развития законченным, не успокаиваться на достигнутом, а намечать новые рубежи.

Сумма всех возможностей, имеющихся у человека, всегда больше реализованной их части.

Неисчерпаемы возможности поэтического искусства. Безбрежен океан речений, где под тугими парусами ходят большие и. малые корабли Поэзии в поисках заветной terra incognita.

Бездонно море слов! Никто из нас

Не может истощить его запас [457. Навои. Избр, произв. М., «Советский писатель», 1948, с. 79.]

С. Наровчатов описывает процесс рождения стиха, который есть не что иное, как превращение возможности в действительность:

...Красок мертвое скопленье Нежданным блеском обожжет,

И незнакомое явленье.

Рожденье в образе найдет.

Тут слово поглощает скалы,

В строку вживается простор

И превращается в кристаллы

Перенасыщенный раствор [458. Наровчатов С. Избр. произв, Т. 1,.с, 195.]

Так вот что дает крутой раствор в лаборатории поэта — ажурные кристаллы стиха. Но нельзя ли узнать у «алхимиков» (в высоком смысле!) поэтического слова более подробно о технологии производства стихов — не любопытства ради, а для вящей пользы, поскольку нам нужна адекватная модель процесса, где возможность переходит в действительность. Французский поэт Раймон Кено не делает из этого секретов («Искусство поэзии»):

Возьмите слово за основу

И на огонь поставьте слово,

Возьмите мудрости щепоть,

Наивности большой ломоть,

Немного звезд, немножко перца,

Кусок трепещущего сердца

И на конфорке мастерства

Прокипятите раз, и два,

И много-много раз все это.

Теперь пишите! Но сперва

Родитесь все-таки поэтом [459. Библиотека всемирной литературы. Западноевропейская поэзия XX века. М., «Худ. лит-ра», 19.77, с. 636.]

Пусть не огорчает начинающих стихотворцев эта жесткая рецептура. Поэтом можешь ты не быть, но понимать поэзию должен.

Анализ реальных возможностей того или иного развивающегося явления — задача нелегкая. Но еше более сложной проблемой предстает адекватная оценка действительности в ее широком понимании. Даже выдающиеся поэты в переломные эпохи не могли глубоко разобраться в сложной картине окружающей социальной действительности. В. Брюсов писал з 1896 году:

Я действительности нашей не вижу,

Я не знаю нашего века...

Но, когда настанут мгновенья,

Придут существа иные.

И для них мои откровенья

Прозвучат как песни родные [460. Брюсов В. Поли. собр. соч. и переводов. Т. 1, с. 154.]

В процессе развития, как правило, возникают несколько возможностей в недрах данного явления. Одна из них превращается в действительность. Превращение возможности в действительность в общественной жизни связано с деятельностью людей. Человек постоянно сталкивается с проблемой выбора, когда он должен отдать предпочтение одной из существующих возможностей. Альтернативный выбор, дизъюнктивное «или». Сразу возникает образ Гамлета, принца датского, произносящего свой знаменитый монолог:

Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Достойно ли

Терпеть без ропота позор судьбы

Иль надо оказать сопротивленье,

Восстать, вооружиться, победить

Или погибнуть?..[461 Шекспир В. Гамлет, с. 86.]

Люди, сильные духом, всегда выбирали путь борьбы и в конечном счете одерживали победу.

Все помнят, конечно, картину В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Багровый закат в степи. Бывалый воин читает письмена, начертанные славянской вязью на придорожном камне. Куда направить боевого коня — налево, направо или пустить его прямо? Выбор.

На распутье люди начертали

Роковую надпись: «Путь прямой

Много бед готовит, и едва ли

Ты по нем воротишься домой.

Путь направо без коня оставит, —

Побредешь один и сир и наг, —

А того, кто влево путь направит,

Встретит смерть в незнаемых полях...».

Дремлет полдень. На тропах звериных

Тлеют кости в травах. Три пути

Вижу я в желтеющих равнинах...

Но куда и как по ним идти? [462 Бунин И. А. Собр. соч. Т. I, с. 375—376.]

Жуткая картина... Но витязь не дрогнет — пересилит он судьбу и на этот раз.

Оставим былинных и литературных героев. Каждый из нас постоянно решает большие и малые задачи, связанные с выбором, предпочтением и т. п. Какое решение принять, как поступить в создавшейся ситуации? Когда дело касается принципиальных проблем, мы сверяем спой компас с самыми высокими ориентирами.

Трудными путями вместе с Историей шла ее верная спутница — Поэзия. Нелегко было переплавлять в стих стремительность и новизну событий. В. Маяковский писал в стихотворении «Сергею Есенину» (1925 г.) о своей эпохе и роли художников слова в борьбе за новую жизнь:

Это время —

трудновато для пера,

но скажите

вы, -

калеки и калекши -

где,

когда,

какой великий выбирал путь,

чтобы протоптанней

и легше? [465 Маяковский В. Поли. собр. соч, Т. 7, с. 104]

Не только человек выбирает свои пути, но и человека в определенном смысле выбирают обстоятельства, исторические условия, литературные движения, а кого-то и сама История. Евг. Евтушенко писал, иронизируя над собой и своими собратьями по перу:

Поэзия чадит,

да вот не вымирает. Поэзия чудит,

когда нас выбирает [466. Евтушенко Е. Катер связи, с. 115.]

Поэзия выбирает рыцарей пера; не выбирают только саму Поэзию, когда решается вопрос «кем быть?» Литовский поэт Теофилис Тильвитис в стихотворении «Откровенный разговор» доверительно поведал тайну поэтического творчества молодому стихотворцу. Быть или не быть поэтом?

Вопрос, какой ты задал сразу,

Уже содержит суть ответа.

Поэзия не по заказу

Звучит в душе, запомни это.

Она и жжет, она и светит, Дарит мученье и отраду,

На все неясное ответит,

Любую сокрушит преграду.

Тут не особое уменье

(В чем видишь ты залог успеха).

Нежнейшее сердцебиснье

И многотрудных будней эхо [467. 60 лет советской поэзии. Т. 4, с. 368—369.]

Не следует гоняться за призрачными возможностями, но нужно быть очень бдительным по отношению к возможностям реальным. Все ли возможности мы использовали для того, чтобы запастись глубокими и разносторонними знаниями, добиться высокого профессионализма в своей работе, внести весомый личный вклад в решение общих задач? Увы, если говорить честно, далеко не все. Не хватило, может быть, организованности, настойчивости и еще чего-то. Прав, наверное. И. Сельвинский, когда он говорит:

Всякая жизнь,

какая ни есть, —

Это мир

упущенных

возможностей [468. С е л ь в и не к и н И. Избр. произв.., с. 321.]

Одни из этих возможностей долго висят над нами, как спутники связи. Другие вспыхивают, как метеор, и исчезают. Время жизни их — мгновение. Л. Татьяничева пишет:

Упустишь хоть одно

Мгновенье,

И не получится итог [469. Татьяничева Л. Избр. произв. Т. 2, с. 176.]

Мерой возможности в математическом плане является вероятность. Это обстоятельство указывает на связь возможности и случайности. Как и в случайном мире, где наличествует достаточно большое число событий, в вероятностном мире при тех же условиях осуществляется любая реальная возможность. В уста Надежды из второй части «Фауста» вложены слова:

Лучшее из вероятий

Сбыться где-нибудь должно [471. Гете. Фауст, с. 289]

В современной науке все более утверждается вероятностный стиль мышления. Рассматривается множество возможных миров, куда входит и некоторый реальный мир, являющийся непосредственным объектом изучения. «...В вероятностном мире, — писал Н. Винер, — мы уже не имеем больше дела с величинами и суждениями, относящимися к определенной реальной вселенной в целом, а вместо этого ставим вопросы, ответы на которые можно найти в допущении огромного числа подобных миров» [472. Винер Н. Кибернетика и общество. М„ ИЛ, 1958, с. 26.]Разрабатывается логика вероятностных миров. В общем получается:

Миров — как песчинок в Гоби! [473 Вознесенский А. Дубовый лист виолончельный, с. 151.]

Методология подобного рода выдвигает на первый план категории возможности и вероятности. При обычном же подходе возможность остается моментом действительности в ее широком понимании. Действительность таких масштабов неисчерпаема и необозрима. Когда поэты говорят о ней, то выделяют обычно какие-то характерные приметы и детали, имеющие символически обобщенный смысл. К. Ваншенкин пишет:

Люблю я этот мир земной:

Где перелески и овраги,

Где паровозный крик ночной.

Где карандаш и лист бумаги [474. Ваншенкин К. Избр. стихотв. Т. 1, с. 144.]

Последняя строчка свидетельствует о том, что поэт не мыслит свою жизнь вне творчества.

Соседние файлы в папке умк философия для мос ап-2012