Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в России.docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
268.26 Кб
Скачать

Параллельный импорт

Параллельный импорт, несомненно, вреден для политики компаний-правообладателей, которые несут не только текущие издержки на производство товара, но и единовременные расходы на разработку и продвижение новых про­дуктов, в то время как параллельные импортеры паразитируют на чужих инвестициях, пользуются уже сформированным спросом.

При этом для конечного покупателя параллельный импорт вовсе не обязательно оказывается дешевле.

Но главное — параллельный импорт сплошь и рядом становит­ся прикрытием для ввоза некачественных, просроченных, брако­ванных, поддельных и фальсифицированных товаров, повышая риски для конечного покупателя. И наиболее серьезная угроза, по мнению многих экспертов, заключается именно в этом12. Если к партии параллельно ввозимого товара добавляется поддельная продукция, то отличить оригинальный товар от поддельного ко­нечный покупатель чаще всего не может, и он становится объек­том прямого обмана.

«Серые» схемы

Очень часто распространение контрафактной продукции и параллельный импорт сопрягаются недобросовест­ными участниками рынка с использованием «серых» схем, свя­занных с уходом от уплаты налогов и платежей, что повышает их конкурентные преимущества по сравнению с добросовестными компаниями. И если подделки и параллельный импорт имеют массовый характер преимущественно в сегментах одежды и обу­ви, то использование «серых» схем налоговой оптимизации рас­пространяется и на ткани. Так, при импорте тканей (как и при ввозе одежды и обуви) часто практикуется перекодировка товара с существенным занижением его стоимости для минимизации та­моженных платежей и НДС, товары проходят таможенную очист­ку на вес, возможна и чистая контрабанда при работе «вчерную» и полном уходе от официальных платежей.

Масштабы подобных операций очень значительны. Так, по данным Министерства экономического развития России, доля теневого импорта во всем импорте швейных изделий в середине 2000-х годов составляла три четверти, затем она несколько сни­зилась, но в 2012 г. она все равно составляла половину общего объема импортных изделий. Доля же теневого импорта обуви с середины 2000-х годов колеблется вокруг 60%.

«Серые» схемы незаконной налоговой оптимизации исполь­зуются в отношении не только импортируемого товара, но и про­дукции, производимой на отечественных рынках. Частичный или полный уход от уплаты таможенных платежей, НДС, ЕСН или на­лога на прибыль делает недобросовестную деятельность выгодной, даже если она не слишком эффективно организована. Способству­ют этому и относительно низкие издержки входа на рынок. По-прежнему в качестве основных каналов реализации подде­лок, параллельного импорта и товара, введенного в оборот с нару­шениями налогового законодательства, выступают небольшие не­зависимые магазины и розничные рынки, которые, несмотря на рост доли цивилизованных розничных сетей, пока занимают преобла­дающее место на рынке13. Укрепляется тенденция кперемещению контрафакта в Интернет, который слабо контролируется отече­ственными регулирующими и правоохранительными органами. По оценкам руководителей крупных и средних предприятий легкой промышленности, существуют четыре группы проблем. На первых позициях стоят проблемы налогообложения, макроэконо­мической стабильности, финансовых и трудовых ресурсов. Далее следует вторая группа проблем, порождаемых непрозрачностью российской экономики, — непредсказуемость государственного регулирования и коррупция, недобросовестная конкуренция и угрозы безопасности. На третьей позиции следуют разного рода административные барьеры и на четвертой — проблемы неразви­тости производственной инфраструктуры.

Предприятия легкой промышленности болезненнее пере­живали финансовый кризис, и его последствия тяжелее отразились на их финансовом состоянии. Это было связано не столько с па­дением платежеспособного спроса, который быстро восстановил­ся, сколько с ухудшением условий доступа к заемным средствам при высоком уровне закредитованности предприятий.

С распадом СССР многие сырьевые производства оказа­лись за пределами России. В результате резко выросла сырьевая зависимость от импорта и в части натурального, и в части искус­ственного сырья. Это порождает дополнительные риски, возни­кающие в связи с колебаниями мировых цен на сырье и с колеба­ниями курса валют. В то же время объемы экспорта стагнировали или даже снижались.

Несмотря на то что снижение таможенных тарифов во мно­гих случаях кажется небольшим (2—5%), в целом вступление России в ВТО оценивается представителями отрасли как угроза для отече­ственной легкой промышленности, означая рост и без того высо­кой зависимости от импорта. При относительно низком уровне маржинальности и ограниченных возможностях для экономии из­держек даже такое снижение оказывается существенным, а умень­шение тарифов на 10% и вовсе способно породить болезненные эффекты, тем более что основная часть изменений планируется на 2014—2015 гг., и времени на адаптацию осталось немного.

Весьма значимой проблемой на рынках изделий легкой про­мышленности в настоящее время выступает недобросовестная кон­куренция, реализуемая посредством использования контрафактной продукции, параллельного импорта и «серых» схем. Дополнитель­ные риски здесь возникают в связи с созданием Единого экономи­ческого пространства. Сильны ожидания того, что из Казахстана в Россию хлынет поток параллельного импорта и скрывающихся под его прикрытием подделок.