Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в России.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
268.26 Кб
Скачать

Участие во внешнеэкономической деятельности

В отношении динамики импорта и экспорта почти по всем то­варным категориям наблюдается сходная логика развития. В нача­ле 2000-х годов масштабы импорта растут умеренными темпами, сдерживаемыми последствиями девальвации рубля в 1998 г. Затем по мере исчерпания возможностей импортозамещения рост им­порта ускоряется, и за десятилетие он увеличивается от несколь­ких раз до нескольких десятков раз (в сильной степени этот рост вызван прогрессирующим «обелением» внешнеэкономической деятельности по мере снижения тарифов и легализации ведущих участников рынка). В то же время экспорт, как правило, не раз­вивается, стагнирует, оставаясь на протяжении всего периода на сходном уровне и отставая от объемов импорта до 120 раз. Харак­терно и то, что разрыв между объемами импорта и экспорта в на­туральном выражении, как правило, больше, чем в стоимостном, в 1,5—2 раза. Это свидетельствует о том, что в страну идет преиму­щественно дешевая импортная продукция по ценам, которые замет­но ниже цен на товарные аналоги, экспортируемые из страны.

В целом зависимость от импорта в отрасли весьма существенна и по сырью, и по готовой продукции. Импортируются также практи­чески все закупаемые машины и оборудование. В Россию завозит­ся 100% хлопкового сырья, 85% шерсти, примерно столько же хи­мических волокон и нитей. При этом натуральное сырье дорожает в силу ограниченности сырьевых баз, а синтетическое дешевеет в силу применения все более совершенных технологий. Сырьевая зависимость порождает дополнительные риски, возникающие в связи с колебаниями мировых цен на сырье и колебаниями курса валют.

Доля импорта хлопчатобумажных тканей в ресурсах рынка со­ставляет около 15%, шерстяных тканей — близка к 60%, шелковых тканей — 95%. Доля импорта швейных изделий в ресурсах рынка с середины 2000-х годов устойчиво держится на уровне 82—84%. А доля импорта обуви за этот период находится в пределах 85—88%. Эта зависимость от импорта продолжает возрастать по основным видам товаров. Так, во второй половине 2000-х годов доля импорта в товарных ресурсах выросла по тканям с 19 до 39%, по чулочно­носочным изделиям — с 62 до 82%, по кожаной обуви — с 72 до 91%. Не следует воспринимать импорт как однозначно негативный фак­тор по отношению к отечественным производителям, поскольку, помимо прочего, он стимулирует конкуренцию. Отгораживаться от импорта уже и невозможно в силу вступления в ВТО. К тому же технологическая зависимость отечественных предприятий от им­порта велика по многим параметрам. Негативными факторами для отечественных производителей выступают дешевый импорт, вво­зимый с использованием незаконных «серых» схем, и дешевый конт­рафакт. Именно с ними и следует бороться.

Заметим, что, по данным Министерства экономического раз­вития России, доля официальных импортных товаров на рынке изделий легкой промышленности приближается к 50%. Пример­но 1/4 составляют отечественные товары, а оставшаяся 1/4 при­ходится на неучтенную продукцию.

Экспортно ориентированная деятельность осуществляется в ми­нимальных объемах (например, экспорт одежды из текстиля и обуви достигает лишь 5—6% к объему производства). При этом доля экс­порта в продажах продукции легкой промышленности, несмотря на общий рост производства, практически не растет. А там, где на­блюдается некоторый рост (например, меховые изделия), преиму­щественно он является следствием роста цен на сырье, а не расши­рения экспортно ориентированного производства. Добавим, что в объеме экспорта в текстильной и швейной отраслях возрастает доля стран СНГ за счет снижения доли стран дальнего зарубежья.

Во внешнеэкономической деятельности участвует очень не­большая доля предприятий легкой промышленности. Более высокая доля таких предприятий наблюдается в сфере дубления и отдел­ки кожи (24%), в сфере производства обуви (12%), в текстильной промышленности (11%) и в сфере выделки и крашения меха (9%). Косвенная вовлеченность намного выше, поскольку большинство предприятий используют импортные материалы и химикаты, от­сутствующие в России, закупая их через другие российские пред­приятия. В текстильной промышленности, в меховой отрасли и в производстве обуви гораздо больше предприятий импортиру­ют, а в сегменте дубления и отделки кожи доля предприятий, во­влеченных в экспорт, даже немного превышает долю импорти­рующих предприятий (21% против 18%). К самым популярным странам — партнерам в экспорте можно отнести (по мере их зна­чимости) Германию, Украину, Италию, Азербайджан, Польшу, а в импорте — Италию, Германию, Польшу, Украину, Финляндию, Китай и Турцию.

На агрегированном уровне относительное замыкание на внут­реннем рынке коррелирует с низкой производительностью труда, с умеренными темпами роста производства и с низким уровнем ин­новаций, хотя порой может сопровождаться достаточно высоким уровнемрентабельности. Во всех подотраслях легкой промышлен­ности предприятия, участвующие во внешнеэкономической дея­тельности, являются более крупными по сравнению с предприя­тиями, которые сконцентрированы на отечественном рынке. При этом экспортно ориентированные предприятия имеют заметно более высокую производительность труда, превышающую от 2 до 6 раз аналогичный показатель для всех остальных организаций.

Вступление России в ВТО оценивается как угроза для отечест­венной легкой промышленности, несмотря на то что снижение тамо­женных тарифов во многих случаях кажется небольшим (2—5%), означая рост и без того высокой зависимости от импорта. При от­носительно невысоком уровне маржинальности и ограниченных возможностях для экономии издержек даже такое снижение ока­зывается существенным, а уменьшение тарифов на 10% и вовсе способно породить болезненные эффекты, тем более что основ­ная часть изменений планируется на 2014—2015 гг., и времени на адаптацию осталось немного. Поэтому считается, что негативные последствия для данной отрасли заведомо превышают позитив­ные, а компенсировать ущерб никто не собирается.