Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
29
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
58.88 Кб
Скачать

44. Рэфармацыя i Контррэфармацыя. Брэсцкая царкоуна-рэлiгiйная унiя 1595 г.

Эпоха Реформации

Начиная с 1550-х гг., лютеранские парафии развиваться в главных городах Великого Княжества Литовского, Руского и Жемойтского, прежде всего в Вильно (1555) и Слуцке, немного позже – в Минске, Гродно, а также в деревнях Гойтенишки (ныне Вороновский р-н Грод. обл. Беларуси), Вишнев (ныне Сморгонский р-н), Волянов (ныне Ошмянский р-н), Янов. Ещё ранее лютеранские общины появились во многих местностях Жемайтии, чему способствовала близость Кёнигсберга: напр. в Жеймах лютеранская парафия была основана в 1542 г., а первый лютеранский катехизхис для литовскоязычного читателя был издан Мажвидасам ещё в 1547 г. У 1564 г. был основан лютеранский приход в колонии "голендров" Нейдорфе в окрестностях Бреста (Брест-Литовск), хотя эта парафия была на протяжении долгого времени, как представляется, связана с лютеранской церковью скорее Люблина, чем Вильны.

Одним из наиболее выдающихся вождей реформации в белорусских землях был князь Николай Радзивилл "Чёрный". Получив в молодости образование в Виттенберге – "городе Лютера", своего рода "духовной столице" реформации – Николай Радзивилл "Черный" первоначально принял лютеранство. Однако в последующие годы жизни он стал кальвинистом, позже сочувствовал также и анти-тринитариям ("арианам"). Именно он воздвиг первую евангелическую церковь в Беларуси – в Бресте в 1553 г. Брестский "збор" был первоначально лютеранским и находился в брестском радзивилловском замке; известно например, что для его главного зала князь Николай "Черны" заказал из Голландии либо Германии гобелен-портрет Мартина Лютера (с портрета знаменитого "художника реформации" Кранаха). Однако позже, с переходом князя в кальвинизм, также и брестская церковь стала кальвинистской (существуют однако данные, что напр. учение Кальвина о "двойном предопределении" там ещё долго не преподавалось). Князь Николай Радзивилл "Черный" оказывал щедрую материальную поддержку евангелическим школам и книгопечатанию в ВКЛ: в Бресте он основал первую реформационную типографию. После кончины Николая Радзивилла "Черного", главным опекуном и меценатом евангеликов (прежде всего реформатов) Великого Княжества стал князь Николай Радзивилл "Рыжий". Главными же покровителями лютеранства в ВКЛ в конце XVI и в начале XVII в. можно назвать род Ходкевичей, и в определенной степени род Хрептовичей.  В целом, к концу XVI в. в Великом Княжестве существовало около 10 лютеранских парафий, а в начале XVII появилось несколько новых. Хотя в некоторых случаях возводились каменные лютеранские "зборы", однако большинство лютеранских церквей ВКЛ той эпохи были деревянными, а в иных случаях богослужение осуществлялось в прочих пожертвованных Церкви постройках, или же в имениях богатых прихожан.

Как узнаём из примера виленского збора, большие лютеранские приходы управлялись парафиальными коллегиями, состоявшими из патрона, председателя, вице-председателя, нескольких сеньёров и помошников. Собрания таких парафиальных комитетов назывались сессиями. Патронов избирали из числа сеньёров, которых избирали из числа сеньёров. Имелись также кураторы, секретарь, кассир, провизоры. Парафиальная коллегия избирала проповедников и пасторов. Для рассмотрения важных вопросов, в Вильне собирался Синод. Благодаря щедрым пожертвованиям, положение лютеранских церквей до второй половины XVII в. (до опустошения Вильны и всей Беларуси) было неплохим: так напр. при виленском "зборе" существовала лютеранская школа и больница, при слуцком – больница, а из числа церковных ценностей в закристии виленской церкви известен напр. особый орнат, весь расшитый жемчугом.

Здесь стоит отметить, что кальвинисты, как отдельное исповедание, выделились из числа последователей реформации в ВКЛ только в 1563. В то время как лютеранство распространялось на белорусских землях главным образом в больших и малых городах, среди мещан и некоторой части мелкой шляхты, – значительно большее количество шляхты, а особенно магнатерия, приняло тогда именно кальвинизм, и даже анти-тринитаризм (социнианство, отвергавшее божественную природу Христа). Иногда они обращали в свою веру и своих крестьян, прочих подданных, а также и целые приходы, размещавшиеся в их владениях. В итоге, всё это сделало именно кальвинизм и на время даже анти-тринитаризм более распространенными, чем лютеранство, исповеданиями в Беларуси XVI-XVII вв. В ту эпоху целые римо-католические и православные парафии массово переходили в кальвинизм и арианство.

Тем временем, несколько более успешно лютеранство в Великом Княжестве распространялось в Жемайтии, на Ковенщине (регион Каунаса), непосредственно граничившей с Пруссией. Лютеране Жемайтии внесли огромный вклад в дело преобразования жемайтского диалекта в письменный и литературный язык, ставший одной из основ современного литературного и государственного языка Литовской Республики. Реформация развивалась не только во владениях протестантского дворянства, но и во многих больших и малых городах страны: в Вильне, Бресте, Слуцке, Витебске, Минске, Полоцке, Гродно, Могилеве, Несвиже, Заславе, Глубоком, Новогрудке, Сморгони и т.д. Общее число кальвинистских, лютеранских, и "арианских" зборов в Великом Княжестве во второй половине XVI в. было около 180, и так примерно сравнялось с числом католических парафий (ок. 200). Кроме того, ряды протестантов пополнялись и за счет иммигрантов из Западной Европы, например значительного числа беженцев кальвинистов шотландцев (Слуцк, Брест и т.д.). Кальвинисты, лютеране и анти-тринитарии ВКЛ развернули широкомасштабную книгоиздательскую деятельность в Бресте, Вильне, Любче, Несвиже, а также Заславе, Ошмяне, Узде, и т.д. Наиболее значительной в этом ряду была основанная Радзивиллами и существовавшая в 1610-1655 гг. типография в Любче (ныне новогрудский р-н гродненской обл.).

В течении XVI-XVII вв. среди образованных слоёв общества всё более распространялся язык польский (особенно после уничтожения городской культуры Беларуси в ходе московских вторжений XVI-XVII вв.) Доступную в Беларуси и Литве печатную лютеранскую литературу, кроме книг по-немецки и по-латине, составляли тогда польскоязычные издания из Кёнигсберга, Торуня, Гданьска.

Развитие Реформации в Беларуси в XVI в. было отмечено также и русскими источниками, например в связи с военными походами Москвы. Так, согласно русской Александро-Невской летописи, когда в 1562 г. царь Иван Грозный взял Полоцк, его там приветствовали многие из числа местного православного клира – радуясь, мол, освобождению от "лютеранского насилия": как объясняет сия летопись, лютеранство в Полоцке укоренилось к тому времени уже не только среди мирян, но даже и среди части православного священства и монашества. Надежды тех полоцких православных вполне оправдались – за 16 лет господства Ивана Грозного и его опричников, реформация в Полоцке была полностью искоренена. Впрочем, искоренение её на занимавшихся землях сопровождало и каждый последующий московский поход в Беларусь вплоть до середины XVIII ст.

Так например старые евангелические церкви в Полоцке и Витебске (осн. в 1563 г.) уже даже и не восстанавливались после особо разрушительного вторжения на Беларусь царя Алексея Михайловича, такая же участь постигла в 1655 г. и упомянутую выше крупнейшую евангелическую типографию ВКЛ в Любче.

Покровительство многих аристократических родов, игравших главные роли в государстве, первоначально позволяло обоим евангелическим исповеданиям (лютеранам и кальвинистам) развиваться относительно мирно, и государственная власть, особенно при Сигизмунде Августе и Стефане Батории, относилась к ним вполне терпимо. Мартин Лютер даже посвятил Сигизмунду Августу одну из своих работ. В 1563 г. правовое равенство протестантов с католиками и православными было утверждено парламентом (Вальным Сеймом), и эта норма была внесена в Третий Статут ВКЛ (1588 г.).

Однако позже, особенно к середине XVII в., массовое распространение явной и тайной деятельности ордена иезуитов, сначала в Вильне, а позже по всему ВКЛ, ознаменовало собой эпоху контр-реформации.

 Эпоха Контрреформации

Хотя акты "Сандомирского исповедания", 1570 предусматривали единение кальвинистов, лютеран и вальденсов всей Речи Посполитой – на основе принятия именно лютеранского учения о Таинстве Причастия – в рамках одной Реформированной Церкви, однако попытки такого объединения с кальвинистами зашли в тупик на Торуньском Синоде 1595 г. и, уже окончательно, на торуньском "Colloquium charitativum" 1645 г., по причине упорства кальвинистов в своей ортодоксии. Сыграло свою роль также и установившееся к тому времени по всей Европе твёрдое конфессиональное размежевание лютеран и кальвинистов. 

Не имели успеха и проекты князей Радзивиллов по объединению кальвинистов с анти-тринитариями. Последние вскоре сделались объектом нападок со стороны кальвинистов не менее, чем со стороны католиков.

Кроме того, среди лютеран Великого Княжества существовало разделение на лютеран-немцев и не-немцев, обострившееся в XVII в.

Тем временем, распространение различных радикальных сект (числом до 80) только поощряло наступление Контрреформации. Массовый переход православных в кальвинизм и арианство подтолкнул православную иерархию на унию с Римом (1595). Анти-католическая конфедерация православных (-"дизунитов") с кальвинистами в 1599 г. была недолговечной.

В первой половине XVII в. положение Аугсбургской (лютеранской) Церкви в Великом Княжестве Литовском оставалось относительно неплохим, закрепленным многими великокняжескими привилеями.

Однако на протяжении XVII в. частые войны с лютеранской Швецией, с "дизунитами" - украинскими казаками и с православной Москвой всё более разжигали религиозную нетерпимость в Речи Посполитой Обоих Народов, в т.ч. в ВКЛ. Случались нападения на лютеранские похоронные процессии. В 1668 г., в период "бескоролевья", Генеральная Конфедерация запретила постройку новых евангелических церквей по всей Речи Посполитой Обоих Народов. В 1660-х гг. в Вильне имели место также конфликты между лютеранскими клериками и католическими властями по той причине, что последние запрещали пасторам насить одежду, схожую с католической. В 1697 виленские иезуиты вели судебное преследование местной лютеранской парафии за издание её пастором книги с критикой культа икон Богородицы.

Бастионом обоих евангелических исповеданий в Беларуси в XVII и XVIII вв. оставался город Слуцк – владение протестантской ветви рода Радзивиллов. Лютеране и кальвинисты (как и православные) в Слуцке продолжали пользоваться всеми правами и свободами, а также получали от князей Радзивиллов щедрые пожертвования.

В 1719 г. лютеране и кальвинисты ВКЛ заключили соглашение, разрешавшее, в случае необходимости, взаимное пользование церковными помещениями для богослужений этими обоими конфессиями. 

В начале XVIII века не-католики в Великом Княжестве были уже существенно ограничены в правах. Законы 1734-1736 гг. окончательно лишили представителей обоих евангелических исповеданий (лютеран и кальвинистов) как религиозных свобод, так и политических прав, гражданских и военных должностей. При этом, протестанты подпадали юрисдикции католических церковных властей и судов. За отказ от участия в католических обрядах в некоторых местах евангелики облагались штрафами; в Речи Посполитой существовала (до 1768 г.) и определенная дань, которая взымалась с евангеликов в пользу католических духовных лиц. В 1744 католический Синод в Вильне запретил даже проводить ремонт евангелических церквей на территории Виленской Диоцезии, в очередной раз запретил пасторам носить облачения, схожие с католическими сутанами, а также отказал в признании действительности браков, заключенных лютеранами либо кальвинистами.

Кроме того, разнообразные инициативы по дискриминации евангеликов исходили от провинциальной католической шляхты, причём часто в явно меркантильных целях.

Только в 1768 г., под совместным политическим давлением двух конфедераций – Торуньской (в Польском Королевстве) и Слуцкой (в ВКЛ), а также иностранных держав, произошло некоторое восстановление прав религиозных "диссидентов" – юридически закрепленное Варшавским Трактатом того же года, гарантированного монархами Пруссии, Дании, Англии, России и Швеции. Тем временем Российские власти использовали дискриминацию не-католиков в Речи Посполитой Обоих Народов как претекст для диктата и вооруженных вторжений на её территорию, что в т.ч. привело к аннексии восточной Беларуси Россией в 1772 г. Трактатом 1768 г. были восстановлены права евангелической (лютеранской и кальвинистской), а также православной, шляхты, а не-католикам мещанам вновь разрешено занимать должности в магистратах, вести торговлю и заводить мастерские. В результате, в Великом Княжестве сразу легализовались 5 парафий лютеранских и около 40 кальвинистских. С этого времени началось их новое.

Однако, в результате нескольких десятилетий ущемления прав и притеснений, подавляющее большинство прежней лютеранской и кальвинистской шляхты – как католического, так и православного "происхождения" – обратилось в римо-католицизм, ликвидируя также и "зборы" в своих владениях, а во многих случаях обращая в католицизм и своих подданных-протестантов. В случае Лютеранской Церкви, всё это привело также и к удельной "германизации" её состава к концу XVIII в.: ибо с одной стороны, под давлением ситуации, прежние лютеране переходили в католицизм, с другой – лютеранская община ВКЛ пополнялась за счет иностранных переселенцев, главным образом из Германии.

Тем не менее, этот процесс общей "германизации" лютеранства ВКЛ полностью не завершился. Известно, что происходила языково-культурная ассимиляция иноземных колонистов, которые вскоре становились органической частью населения Беларуси и Литвы того времени, сохраняя однако евангелическую веру.

Очередные попытки подчинить лютеран ВКЛ юрисдикции Варшавской консистории были отвергнуты в 1792 г.; а в 1795 г. уже вся Беларусь оказалась в составе Российской Империи.

 

Соседние файлы в папке моёё