Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВПТ ЗАБ.ВН. ОР. У РАН.3,4 занятие2012.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
391.68 Кб
Скачать

Патология внутренних органов при синдроме длительного сдавления.

Комплекс специфических патологических расстройств, развивающийся после освобождения раненых из завалов, где они длительное время (в течение часа и более) были придавлены тяжелыми обломками, называется синдромом длительного сдавления (СДС). Возникновение СДС связано с возобновлением кровообращения в поврежденных и длительно ишемизированных тканях. Основой патогенеза является эндогенная интоксикация продуктами ишемии и реперфузин тканей.

Наиболее опасно высвобождение в кровь больших количеств миоглобина из разможженных мышц. Миоглобин свободно фильтруется в почечных клубочках, но закупоривает почечные канальцы, образуя в условиях метаболического ацидоза нерастворимый солянокислый гематин. Кроме того, миоглобин оказывает прямое токсическое действие на эпителий канальцев почек, что в совокупности приводит к миоглобинурийному нефрозу и острой почечной недостаточности (ОПН).

Классификация синдрома длительного сдавления

(Нечаев Э.А., Савицкий Г.Г., 1989 г.)

1. Вид компрессии:

— раздавливание

— сдавление прямое

— сдавление позиционное

2. Локализация (грудь, живот, таз, кисть, предплечье, стопа, голень, бедро)

3. Сочетание повреждений мягких тканей:

— с повреждением внутренних органов

— с повреждением костей, суставов

— с повреждением магистральных сосудов, нервных стволов.

4. Осложнения:

— ишемия конечности (компенсированная, некомпенсированная, необратимая)

— со стороны внутренних органов и систем (инфаркт миокарда, пневмония, отек легких, жировая эмболия и др.)

— гнойно-септические.

5. Степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая, крайне тяжелая.

6. Периоды компрессии: ранний, промежуточный, поздний, отдаленных последствий.

7. Комбинация

— с ожогами, отморожениями,

— с лучевой болезнью,

— с отравляющими веществами и др.

В зависимости от обширности и длительности сдавления тканей в синдроме длительного сдавления выделяют 3 степени тяжести.

СДС легкой степени развивается при относительно небольших масштабах и сроках сдавления (например, сдавление предплечья в течение 2—3 часов). Эндогенная интоксикация может быть незначительной, олигурия купируется через несколько суток. Прогноз СДС легкой степени при правильном лечении благоприятный.

СДС средней степени развивается при более обширных участках сдавления конечности сроками до 6 часов. Он сопровождается эндо токсикозом и нарушениями функции почек в течение недели и более; после травмы. Прогноз СДС средней тяжести определяется сроками и качеством первой помощи, а также последующим лечением с ранним применением экстракорпоральной детоксикации.

СДС тяжелой степени развивается при сдавлении одной или двух конечностей более 6 часов. При СДС тяжелой степени быстро нарастает эндогенная интоксикация, развивается ОПН и другие жизнеопасные осложнения. При отсутствии своевременного интенсивного лечения с использованием гемодиализа прогноз неблагоприятен.

Периодизация СДС.

В течении СДС выделяют ранний (1-3 сутки), промежуточный (4-20 сутки) и поздний (восстановительный) период (спустя 4 недели и длится до 2-3 месяцев после сдавления).

Помощь на этапах медицинской эвакуации.

Первая и доврачебная помощь. На поле боя раненых, извлеченных из завалов, выносят в безопасное место. Санитары или сами военнослужащие в порядке взаимопомощи накладывают асептические повязки на раны пострадавших при сдавлении конечностей. В случае наружного кровотечения осуществляется его остановка (давящая повязка, жгут). Вводится обезболивающее из шприц-тюбика (промедол 1 % — 1 мл), выполняется транспортная иммобилизация подручными средствами. При сохраненном сознании и отсутствии повреждений живота раненые обеспечиваются обильным питьем.

Доврачебная помощь раненым с подозрением на СДС в обязательном порядке предусматривает внутривенное введение кристаллоидных растворов (натрия хлорид 0,9 % — 400 мл, раствор глюкозы 5 % — 400 мл и др.), которое при возможности продолжается в ходе дальнейшей эвакуации. Фельдшер исправляет ошибки, допущенные при оказании первой помощи. При выраженном отеке с поврежденной конечности снимают обувь и срезают обмундирование. Дается обильное питье.

При возможности для всех раненых с СДС обеспечивается первоочередная эвакуация — лучше вертолетом — непосредственно на этап оказания специализированной медицинской помощи.

Первая врачебная помощь. При поступлении в медицинский пункт раненые с признаками СДС направляются в перевязочную в первую очередь.

Внутривенно вводится 1000—1500 мл кристаллоидных растворов, 200 мл 4 % гидрокарбоната натрия, 10 мл 10 % хлорида кальция. Производится катетеризация мочевого пузыря с оценкой цвета и количества мочи, налаживается контроль диуреза.

У остальных раненых на фоне инфузионной терапии, введения сердечно-сосудистых и антигистаминных препаратов производится снятие жгута, новокаиновая блокада (проводниковая или по типу поперечного сечения выше области сдавления), транспортная иммобилизация.

Обеспечивается охлаждение поврежденной конечности (пузыри со льдом, криопакеты). Если позволяет состояние раненого, дается щелочно-солевое питье (изготавливается из расчета по чайной ложке питьевой соды и поваренной соли на литр воды). Срочная эвакуация предпочтительно сразу на этап оказания специализированной медицинской помощи, где имеются условия для применения современных методов экстракорпоральной детоксикации.

Квалифицированная медицинская помощь. В ходе выборочной сортировки раненых с СДС в первую очередь направляют в противошоковую палатку для раненых с целью оценки их состояния и выявления жизнеугрожающих осложнений.

При массовых санитарных потерях ряд раненых с тяжелой степенью СДС и выраженным эндотоксикозом (кома, нестабильная гемодинамика, отек легких, олигоанурия) может быть отнесен к группе агонирующих.

В противошоковой палатке для компенсации плазмопотери внутривенно вводятся кристаллоиды (калий не вводить!) и низкомолекулярные коллоидные растворы с одновременной стимуляцией мочеотделения лазиксом и поддержанием диуреза не менее 300 мл/ час. На каждые 500 мл кровезаменителей с целью устранения ацидоза вводится 100 мл 4 % гидрокарбоната натрия для достижения рН мочи не менее 6,5. При развитии олигоурии объем инфузионной терапии ограничивается соответственно количеству выделенной мочи. Вводится 10 % хлорид кальция, глюкокортикоиды, обезболивающие и седативные препараты.

При СДС противопоказано введение нефротоксичных антибиотиков: аминогликозидов и тетрациклинов. Нетоксичные антибиотики (пенициллины, цефалоспорины) вводятся в половинных дозах и только для лечения развившейся раневой инфекции (но не с профилактической целью).

После стабилизации показателей гемодинамики раненые с СДС осматриваются в перевязочной для тяжелораненых.

Специализированная медицинская помощь. Интенсивная терапия при СДС включает коррекцию устойчивой анемии (переливание эритроцитарной взвеси), восполнение потерь белка (замороженная плазма, 10 % раствор альбумина), борьбу с метаболическим ацидозом (4 % раствор гидрокарбоната натрия) и расстройствами системы гемостаза (гепарин).

При СДС легкой степени с незначительным эндотоксикозом осуществляется инфузионная терапия со стимуляцией диуреза, при возможности - оксибаротерапия.

Развитие СДС средней степени со значимыми признаками эндотоксикоза, но сохраненной функцией почек, является показанием к раннему применению методов экстракорпоральной детоксикации (плазмафереза, гемосорбции и т. д.).

При неэффективном лечении ОПН у раненых с СДС средней степени и при СДС тяжелой степени с развитием анурии (безуспешная стимуляция диуреза на протяжении 12 часов), гиперкалиемии (более 6 ммоль/л), нарастании уремической интоксикации (мочевина более 25—30 ммоль/л, креатинин более 0,5—0,7 ммоль/л), некорригируемые ацидоз и гипергидратация организма — требуется срочное выполнение гемодиализа.

Летальность при СДС тяжелой степени и развившейся ОПН достигает 80—90%. При средних и легких формах СДС прогноз для жизни относительно благоприятный.