Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Chyprikov A. P., Cypruk B. M. Obshchaja i kriminal`naja sexologia.pdf
Скачиваний:
133
Добавлен:
12.02.2016
Размер:
1.94 Mб
Скачать

Несомненно, для этого нужно совершенствовать законодательную регламентацию деятельности специалиста.

На стадии предъявления обвинения помощь и консультация специалиста в области психиатрии в отношении тактики допроса, линии поведения следователя, использования следственных приемов, грамотного выбора оперативным сотрудником методов разработки с использованием психологических особенностей подозреваемого — залог объективности и полноты доказательств. Такой подход резко уменьшает вероятность следственной ошибки (В. Бураков, В. Васильев 1994). Ориентируясь на психологические характеристики, психиатр может активировать процесс сотрудничества обвиняемого и свидетелей с органами дознания.

Так, в Ростове-на-Дону активно участвует в расследовании и профилактике сексуальных преступлений медицинский центр под руководством А. Бухановского. Кроме перечисленного, он активно использует телеобращения к лицам, страдающим аномалиями полового влечения, с предложениями оказать им сексологическую помощь и предотвратить возможную преступную деятельность. Используя созданные обзорные психологические портреты, предпринимались попытки вызвать на контакт конкретных сексуальных преступников либо склонить их к явке с повинной. Центр работает в тесной связи с правоохранительными органами и достиг значительных практических успехов.

4.13. Судебная сексологическая экспертиза

Сексология — наука сравнительно молодая. Ее возраст определяется примерно одним столетием. Судебная сексология и связанная с ней судебно-сексологическая экспертиза начали интенсивно развиваться в последние несколько десятилетий.

Различают сексологическую экспертизу обвиняемых в несексуальных преступлениях; обвиняемых в сексуальных преступлениях; потерпевших; при самоубийствах и в гражданском процессе.

К сожалению, в Украине судебная сексология и сексологическая экспертиза не нашли должного применения. Из проанализированных нами нескольких сотен судебно-психиатрических экспертиз лиц, обвиняемых в сексуальных преступлениях, ни одна не содержала сексологического исследования. В редких случаях при однозначно выраженной клинической картине сухо отмечено наличие той или дру-

234

гой аномалии полового влечения. Иными словами, существующая психолого-психиатрическая экспертиза интересуется только психическими заболеваниями и вменяемостью испытуемого. Без внимания остаются побудительные мотивы преступления, связанные, как правило, с сексологической неадаптированностью, аномалией полового влечения, трансформацией полоролевого поведения. Все чаще в сексуальных преступлениях следственные органы правомерно усматривают результат болезненной сексуальности и задают соответствующие, сугубо специфические вопросы, не связанные с вменяемостью. Вместе с тем необходимо решить проблему вменяемости, что требует судебно-психиатрической экспертизы. В подобных случаях наиболее адекватно решить поставленные задачи может помочь совместное изучение объекта в рамках комплексной сексоло- го-психиатрической экспертизы.

Разрабатываемый в настоящее время на уровне проекта новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины предусматривает введение понятия частичной невменяемости. В силу этого лица, совершившие преступление на почве парафилии, могут быть признаны ограниченно вменяемыми. Следовательно, экспертная сексологическая оценка может иметь юридическое значение и повлечь определенные правовые последствия.

Роль экспертной оценки как средства доказывания прямо связана с уверенностью назначающего экспертизу в компетентности эксперта.

На основании приказа Минздрава СССР № 110 от 15.03.90 получить специальность сексопатолога кроме психиатров могут и урологи, акушеры-гинекологи, эндокринологи, невропатологи, дерматовенерологи, хирурги. Однако приобретение ими специальности сексопатолога еще недостаточно для привлечения их в качестве экспертов, ибо здесь требуются специфические познания и навыки, прежде всего базирующиеся на психиатрической науке. Это связано с тем, что в большинстве юридически значимых ситуаций оценке в первую очередь подлежат состояния, входящие в классификацию психических расстройств (А. Ткаченко, Г. Введенский, Н. Дворян-

чиков 1998).

Участие сексопатолога необходимо и в установлении истинного пола либо в установлении способности мужчины к половой жизни. До сих пор определением истинности пола в Украине занимается судебная медицина, опираясь исключительно на биологические признаки, полностью игнорируя многоуровневую структуру пола и

235

половое самосознание, которое является основным критерием половой принадлежности личности. Что же касается способности мужчины к половой жизни, то аномалии данной сферы, препятствующие этой способности, полностью выявляются только при сексологическом исследовании.

Методы исследования, используемые в судебной сексологической экспертизе, можно разделить на несколько групп: сексологические, психофизиологические, психологические и нейропсихологические.

Во многих странах широко используется справочно-консульта- ционная деятельность сексопатолога, состоящая в информировании судебных и следственных органов о возможностях тех или иных явлений исходя из современного развития сексологической науки. Эта деятельность является непроцессуальной, не регламентируется Уго- ловно-процессуальным кодексом, представляется в письменной форме и приобщается к делу. Сексопатолог может оказывать следствию и консультационную помощь, которая также не регламентируется законодательством и не требует письменного изложения выводов. Консультация помогает правильно подготовить предстоящую экспертизу, определить круг вопросов, требующих специальных познаний, позволяет правильно их сформулировать и предоставляет информацию о специалистах, обладающих необходимыми познаниями. Консультант также определяет объем материалов, необходимый для решения поставленных вопросов.

Близко к справочно-консультационной и консультационной деятельности лежит формирование “проспективного портрета” серийного сексуального преступника, о чем вкратце упоминается в главе “Сексуальные убийства”. Цель подобного исследования — заочно определить психологические, сексологические и психические характеристики правонарушителя и выделить опорные признаки для проведения оперативно-розыскных работ.

А. Ткаченко, Г. Введенский, Н. Дворянчиков (1998), исследовавшие проблему судебно-сексологической экспертизы, пришли к выводу, что проведение комплексного экспертного исследования с участием сексопатолога целесообразно в ряде юридических ситуаций при наличии:

сексуального характера правонарушений;

стереотипности и повторности правонарушений даже без явной сексуальной подоплеки;

деяний, позволяющих заподозрить расстройство влечения другого вида (неоднократные кражи, поджоги и т. п.);

236

• предположения связи преступного поведения с сексуальными нарушениями и сексуальными расстройствами в анамнезе. Комплексная судебная сексолого-психиатрическая экспертиза

должна решать следующие задачи:

1.Установить индивидуальные особенности направленности полового влечения, способы его реализации и другие отличительные черты сексуальности, выяснить их влияние на поведение личности при совершении преступления, определить степень опасности правонарушителя и необходимые меры медицинского характера в случае признания его ограниченно вменяемым.

2.Выявить у несовершеннолетних обвиняемых нарушения психосексуального и полового развития и их влияние на поведение при совершении правонарушения, а также способность осознавать характер и общественную опасность совершаемых действий и управлять ими.

3.Установить степень способности к полноценной сексуальной активности обвиняемых и других участников юридического процесса.

4.Установить у участников судебного процесса признаки инверсии сексуальности и, при наличии таковых, определить степень их влияния в рассматриваемых обстоятельствах.

5.При подозрении на самоубийство по неосторожности установить, соответствуют ли обстоятельства, приведшие к смерти лица, клинической картине поведения, связанного с девиантным способом реализации полового влечения.

6.При экспертной оценке потерпевших от сексуальных преступлений следует установить наличие или отсутствие беспомощного состояния потерпевшего лица, его способность давать показания и определить степень тяжести повреждений, являющихся особыми составами преступлений.

7.Установить взаимосвязь между ролью жертвы в прошлом и дальнейшим аномальным поведением.

4.14. Профилактика сексуальных преступлений

Профилактика социально опасного сексуального поведения должна начинаться с устранения его причин. Предупреждение алкоголизма у родителей еще до зачатия ребенка, охрана здоровья беременных, профилактика органического поражения головного мозга

237

в процессе родов и с первых дней жизни создает предпосылки для правильного формирования половой сферы. Особое значение в профилактике аномального сексуального поведения следует уделять предупреждению нарушений психосексуального развития. В этом отношении важна ранняя диагностика и своевременное лечение психических расстройств, выявление и медико-педагогическая коррекция искажения психосексуального развития на самых ранних этапах. Тем не менее, половое воспитание не должно быть направлено на развитие асексуальности, нельзя подавлять фемининное поведение девочек

имаскулинное поведение мальчиков, чтобы не вызывать компенсаторное гипермаскулинное поведение. Коллективные игры и воспитание должны проводиться с учетом пола ребенка. Необходимо научить детей общению со сверстниками, в том числе межполовому, формировать высокие морально-нравственные качества, предупреждать совращение детей и подростков.

Впрофилактике сексуальной преступности важная роль принадлежит семье, так как здесь формируются нравственные свойства и происходит становление личности. Неблагоприятный микросоциум формирует потенциально неправильное социальное поведение при сексуальной патологии, при психопатичном складе личности, при развитии психического заболевания с половой дезадаптацией. Собственная семья больного может как поддержать его при половых расстройствах, такистатьпсихотравмирующимфактором, нарушитьегосоциальную адаптацию и повлечь общественно опасные действия.

Отдельной профилактической задачей является выявление и привлечение к лечению лиц потенциально опасных, с высоким риском совершения сексуальных преступлений. К таковым прежде всего следует отнести страдающих расстройствами полового влечения в виде садизма, педофилии, некрофилии, некросадизма, эксгибиционизма

ит. п. Эти патосексуальные особенности могут быть выявлены как на доклиническом, так и на клиническом уровне. Причем клинический уровень может как предшествовать стадии докриминальной, так

иприменяться на криминальной стадии, когда человек уже реализовал свое аномальное сексуальное влечение преступным путем.

Поскольку парафилии, как правило, способствуют серийному характеру преступной деятельности, то профилактика в этом случае является, по сути, профилактикой серийных преступлений. Профилактические мероприятия подразделяются на первичную и вторичную профилактику. Некоторые исследователи (О. Бухановская 1998) вполне обоснованно выделяют также третичную профилактику.

238

Первичная профилактика направлена налиц, страдающихпарафилией на доклиническом этапе либо на предкриминальной стадии клинического этапа. Ее целью является предупреждение криминального поведения.

Цель вторичной профилактики — предупредить повторные преступные деяния лицами, уже совершившими сексуальные правонарушения, и, таким образом, предупредить возникновение серии. Особенно важно не обойти вниманием лиц, освободившихся из мест лишения свободы, где они отбывали наказание за сексуальные преступления. Риск рецидива возрастает, если преступление было направлено против детей или пожилых, если преступник в тюрьме подвергался половому насилию и унижению человеческого достоинства. Как правило, сексуальные рецидивы при серийном развитии совершаются через 2–10 месяцев со дня выхода на свободу (О. Бухановская

1998).

Первичная и вторичная профилактики предусматривают психокоррекцию и психотерапию, правовую, трудовую и семейную реабилитации.

Основной задачей третичной профилактики является предупреждение утяжеления преступлений при уже начавшейся серии, а также обрыв последней. Эта профилактическая программа рассчитана на тяжелые случаи и направлена на лиц, судимых за многоэпизодные преступления против половой неприкосновенности, лиц с признаками “феномена Чикатило“, а также на несудимых лиц, совершающих латентные серийные преступления и обратившихся за помощью.

По-видимому, лучшей формой третичной профилактики является серьезное медикаментозное лечение, дополненное реабилитационными мероприятиями первичной и вторичной профилактики.

Конечно, функционирование системы профилактики возможно только при условии, что такая система создана, но в Украине она пока не существует. А эффективное функционирование системы возможно только при активном участии средств массовой информации, информирующих потенциальных пациентов, сотрудников пенитенциарной системы, готовящих заключенных к освобождению, а также правоохранительных органов по месту жительства.

239

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]