Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

доклад Меркантилисты и физиократы

.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
16.12.2013
Размер:
37.38 Кб
Скачать

Меркантилисты и физиократы

Первыми достойный вклад в развитие политической экономии внесли меркантилисты (от итальянского mercanteторговец, купец), считавшие, что общественное богатство прирастает в сфе­­­­ре обращения – торговле.

Меркантилисты поставили с этой точки зрения две экономические проблемы:

  1. Внешней торговли и торгового баланса страны;

  2. Природы денег и уровня процента

Согласно мнению меркантилистов, богатство страны связано с максимальным накоплением золота и серебра (благородных металлов) посредством эффективной внешней торговли, т. е. пре­вы­шения вывоза товаров из страны над их ввозом в страну. Они считали естественным свойством благородных металлов быть деньгами. Отсюда и их ошибочное представление о том, что товары имеют стоимость постольку, поскольку они обмениваются на золото и серебро. А следовательно, величина стоимости товара зависит от того, сколько указанных металлов могут дать за него.

Антуан де Монкретьен (1575-1621) может считаться одним из самых талантливых представителей меркантилизма. Именно он впервые употребил термин «политическая экономия», подарив тем самым название новой науке. Отдавая дань значению торговли, прибыли как цели любых ремесел, значению золота для могущества государства, он все же сумел вникнуть в экономические проблемы глубже, чем его современники. А. де Монкретьен предвосхитил (сам того не понимая) и физиократов, и классиков. «Хлебопашцы – что ноги у государства, они под­нимают и несут всю тяжесть его тела», - писал он, опережая похожие мысли Ф. Кенэ. «Не обилие золота и серебра, не количество жемчугов и алмазов делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды, у кого их больше, у того и больше бла­госостояние». Эту мысль А. де Монкретьен высказал более чем на полтора столетия раньше, чем у А. Смита родилась идея об источнике и природе богатства народов.

В целом идея меркантилизма сводится «в экономической политике – к всемерному накоп­лению драгоценных металлов в стране и в государственной казне; в теории - к поискам эконо­мических закономерностей в сфере обращения (в торговле, в денежном обороте)».

Огромный вклад в развитие воззрений меркантилизма внесли Томас Мен (1571-1641), Дедли Норса (1641-1691), Давид Юм (1711-1776) – выдающийся философ XVIII в., Вильям Петти (1623-1687) – основатель трудовой теории стоимости. Главной заслугой меркантилистов было то, что они первыми попытались осмыслить общеэкономические задачи на уровне всей национальной экономики. Попытка не удалась, но послужила отправной точкой для следующей волны эко­номистов – физиократов.

Физиократы (от греческого physisприрода и kratos – власть) по сравнению с меркантилистами сделали громадный шаг вперед в развитии экономической науки. Они перенесли проблему происхождения богатства (прибавочного продукта и его стоимости) из сферы обращения в сферу производства. Обоснование такого переноса было поразительно порази­тель­ным для того времени. Франсуа Кенэ (1694-1774) – «отец» физиократов – вывел его из принципа эквивалентности обмена. Поскольку обмениваться могут только равновеликие стоимости, значит «обмен или торговля не порождают богатства, совершение обмена ничего, стало быть не производит». А раз это так, то источник богатства надо искать вне сферы обращения, т. е. в производстве. Данное рассуждение, столь же гениальное, сколь т простое, привело Ф. Кенэ еще к одному открытию, достаточно важному для своего времени. Если приведенное рассуждение верно – а это так, стало быть, по мнению Ф. Кенэ, товары на рынок поступают с заранее заданной це­ной. Следовательно, деньги выполняют только функцию средства обращения, и их накопление не является действительным богатством. Более того, изъятые из обращения посредством накопления, они перестают выполнять свою полезную общественную функцию.

И хотя физиократы считали, что единственной сферой производства, где создается национальное богатство, является сельское хозяйство, а единственной формой прибавочной стоимости называли земельную ренту, их вклад в науку оказался весьма значительным.

Во все времена развития политэкономии считалась неразрешимой проблемой характеристика общественного воспроизводства. На уровне индивидуального производителя все было достаточно просто: ему необходимо было купить средства производства, рабочую силу, организовать производство, а готовую продукцию реализовать. Эти вопросы экономическая наука быстро и исчерпывающе объяснила. Однако, чтобы воспроизводственный процесс осуществлялся в масштабах всего общества, чтобы все реализовали выпущенный продукт, чтобы в то же время все потребители имели доходы, достаточные для покупки всей произведенной продукции , - описать тем более научно показать такой механизм представлялось задачей неразрешимой. За всю историю развития экономической науки этот вопрос ставился множеством экономистов, но впервые был объяснен Ф. Кенэ в его знаменитых «Экономических таблицах» в 1757 г. И хотя недостатков в этих таблицах кругооборота общественного продукта было много (обращался только продукт сельского хозяйства), в них впервые показана принципиальная возможность общественного воспроизводства. В этой таблице Кенэ попытался построить первую модель экономики страны в целом. Такой подход (получивший впоследствии название макроэкономического) позволял свести разрозненные сведения об экономических процессах в единое целое. В своей «…Таблице» Кенэ на числовом примере пытался проанализировать, как валовой продукт страны (создаваемый, по мнению физиократов, лишь сельским хозяйством) перемещается между социальными группами страны в натуральной и денежной формах. Иными словами, Кенэ осознал совсем не тривиальную вещь: наличие в экономике потоков товаров и денег и возможность различий в их движении. Итогом этих исследований стала в конце концов экономико-математическая модель хозяйства страны, называемая моделью «затраты-запуск» или межотраслевым балансом. Она активно использовалась и в США, и в Японии, когда этим странам понадобилось определить наиболее рациональные пути своего развития и понять, какую деятельность отечественных фирм следует поощрять, а какую – сдерживать.

По мнению Ф. Кенэ, главные проблемы экономики – это проблемы непрерывных, постоянно повторяющихся экономических процессов, т. е. процессов воспроизводственных.

Он воспел труд в сельском хозяйстве: «среди всех средств для приобретения имущества нет ни одного, - писал Ф. Кенэ, - которое было бы для человека лучше, выгоднее, приятнее и приличнее, даже достойнее для свободного человека, чем земледелие». Именно Кенэ впервые разделил общество на классы: производственный класс земледельцев, класс землевладельцев-собственников и «бесплодный класс», под которым он подразумевал граждан, занимающихся во всех других отраслях экономики.

Впоследствии только К. Маркс смог показать воспроизводство общественного продукта во всей полноте, притом столь совершенно, что никому их экономистов потом уже не удалось улучшить схемы этого воспроизводства. Наряду с Ф. Кенэ наибольший вклад в развитие учения физиократов внесли Виктор Рикети де Мирабо-старший (1715-1789), Дюпон де Немур (1739-1817) – основатель и ныне одной из могущественнейших американских компаний, и Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781).

Меркантилисты и физиократы (тем временем капитализм от эпохи первоначального накопления через простую кооперацию и мануфактуру перешел к промышленной революции 70-х гг. XVIII в. и вступил в эпоху развития капиталистической фабрики, или машинного производства) подготовили переход экономической науки к ее расцвету, когда она, по существу, не только сформировалась как целостная наука, но и ответила, по существу на все вопросы, поставленные быстро прогрессирующим капиталистическим способом производства. Наступила эпоха классической политической экономии.

 Аникин А. В. Юность науки. – М.: Политиздат, 1979. – С. 34.